ПРЕЗИДИУМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2011 г. № 44-г-10/11
Президиум Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Федоренко Г.В.,
членов президиума Беляевой Л.Н., Бредининой Г.К., Горохова С.Ю., Юрина М.В.
рассмотрел по надзорной жалобе общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области" дело по заявлению общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области" к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области об оспаривании отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав.
Заслушав доклад судьи Ярославского областного суда Шульги Г.У., объяснения представителей общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области" по доверенностям К.И.Ю., В.В.В., П.Ю.И., ознакомившись с письменными объяснениями общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области" и возражениями Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области, президиум
установил:
15.03.2010 Управлением Министерства юстиции РФ по Ярославской области отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области", ввиду противоречия изменений действующему законодательству, а именно:
- положение раздела 3.3 (п. 3.3.3) Устава организации, предусматривающее принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции конференции, более половиной голосов делегатов, участвующих в работе конференции, противоречит абзацу 11 п. 3 ст. 29, п. 4 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
- в пункте 3.3.5 раздела 3.3, пункте 3.4.1 раздела 3.4 и в абзаце 2 п. 3.5.1 Устава организации содержатся сведения о Председателе Молодежного совета, однако самим Уставом не предусмотрен такой орган, как Молодежный совет, не определена его компетенция, порядок избрания, срок полномочий, в том числе Председателя Молодежного совета, что противоречит ст. 28 указанного Федерального закона, предусматривающей определение учредительными документами структуры, компетенции, порядка формирования и сроков полномочий органов управления некоммерческой организацией.
Общественная организация "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области" обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене данного решения Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области в части отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в п. 3.3.3 раздела 3.3 Устава, обязании произвести государственную регистрацию данного изменения, вносимого в Устав.
В судебном заседании представитель общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области" по доверенности К.И.Ю. заявление поддержала, пояснила, что со вторым основанием отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав общественной организации, согласны и готовы внести соответствующие изменения в устав.
Представители Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области по доверенностям К.Г.В. и Х.С.А. возражали против удовлетворения заявления.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 25 июня 2010 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 26 августа 2010 г., в удовлетворении заявления общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области" отказано.
В надзорной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений, указывается на нарушение судебными инстанциями норм материального права.
Дело истребовано в Ярославский областной суд.
Определением судьи Ярославского областного суда от 18 января 2011 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Ярославского областного суда.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум находит судебные постановления незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления, судебные инстанции исходили из того, что в отношении общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области", являющейся некоммерческой организацией, ввиду отсутствия в специальном законе иных правил о порядке принятия решений высшим органом управления некоммерческой организацией, в том числе по вопросам его исключительной компетенции, подлежат применению общие нормы - положения п.п. 3, 4 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях", согласно которым решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Изменения, вносимые в Устав организации, противоречат названным общим нормам, отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав, является законным.
С указанными выводами согласиться нельзя.
Действительно, абзацем 11 п. 3 и п. 4 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
Между тем, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона "О некоммерческих организациях" структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно абзацу 5 п. 1 ст. 29 этого же Закона состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).
Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ст. 4) установлено, что особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений, в том числе профессиональных союзов, могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Устав профсоюза должен предусматривать, в частности, организационную структуру, порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий.
Анализ названных правовых норм приводит к выводу о том, что специальным законом, а именно Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусмотрено иное правовое регулирование вопросов организации деятельности, компетенции, порядка образования органов управления профессиональных союзов и принятия ими решений. Указанный Закон каких-либо ограничений относительно процедуры принятия решения по вопросам, относящимся к компетенции высшего органа управления профессиональным союзом, не содержит. Такое правовое регулирование допускается положениями Федеральных законов "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях".
Согласно ст. 3 Конвенции № 87 Международной Организации Труда "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию", принятой 9 июля 1948 г. и вступившей в силу для СССР 10 августа 1957 г., организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти должны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению.
Эти международно-правовые нормы признаны Российской Федерацией, подтверждены в статье 30 Конституции Российской Федерации и в силу частей 1 и 4 ее статьи 15 обязательны к применению на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что положение раздела 3.3 (п. 3.3.3) Устава общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области", предусматривающее принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции конференции, более половиной голосов делегатов, участвующих в работе конференции, противоречит абзацу 11 п. 3 и п. 4 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях", является неправильным.
Нельзя согласиться и с выводом судебных инстанций о том, что законом не допускается государственная регистрация части изменений, вносимых в устав общественной организации. Из содержания ст. 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" этого не следует.
Неправильное толкование судебными инстанциями норм материального права является существенным, поскольку повлияло на исход дела. Поэтому судебные постановления подлежат отмене.
Учитывая, что фактические обстоятельства дела установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, президиум, отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, считает возможным принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
При этом не могут быть приняты во внимание доводы надзорной жалобы о незаконности отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав общественной организации, касающихся председателя Молодежного совета.
Решение принято судами в пределах заявленных требований, второе основание отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав общественной организации, заявителем не оспаривалось.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум
постановил:
решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 июня 2010 г., кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 26 августа 2010 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области" удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области от 15 марта 2010 г. в части отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в пункт 3.3.3 раздела 3.3. Устава общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области".
Обязать Управление Министерства юстиции РФ по Ярославской области произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в пункт 3.3.3 раздела 3.3 Устава общественной организации "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области".
Председательствующий
Г.В.ФЕДОРЕНКО