ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 г. № 12
ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ВНЕДРЕНИИ
ФОРМЫ АКТА ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ОЧАГА
ИНФЕКЦИОННОЙ (ПАРАЗИТАРНОЙ) БОЛЕЗНИ С УСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ
Я, Главный государственный санитарный врач по Республике Коми, Людмила Ивановна Глушкова, проанализировав организацию противоэпидемической работы отмечаю, что в 2009 - 2010 гг. в Республике Коми определилась тенденция по увеличению общего числа эпидемических очагов. В течение 2000 - 2008 гг. среди населения региона регистрировалось от 6 до 14 эпидемических очагов инфекционных и паразитарных болезней с числом заболевших от 5-ти случаев и более. В прошедшем 2009 году было зарегистрировано 16 эпидемических очагов с вовлечением 147 человек. По оперативным данным за 11 месяцев текущего 2010 года число зарегистрированных эпидемических очагов и количество пострадавших в них людей превысило среднемноголетние показатели более чем в 2 раза.
Рост числа эпидемических очагов обусловлен, в первую очередь, неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями в Республике Коми, сложившейся в 2010 году.
Превышение среднемноголетних уровней заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями явилось следствием активной циркуляции вирусов - возбудителей гастроэнтеритов.
В связи с реализацией Роспотребнадзором новой законодательной базы государства по защите малого и среднего бизнеса, уменьшилось количество надзорных мероприятий, запланированных на 2010 год. Оперативное реагирование на внезапный рост биологических опасностей на отдельных территориях, а также работа по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний является одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора по обеспечению биологической безопасности.
В целях оптимизации учета и анализа эпидемических очагов, возникающих на территории Республики Коми, было издано Постановление
Главного государственного санитарного врача по Республике Коми от 27.05.2009 № 13 "О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера" (далее - Постановление). Значительно расширен спектр нозологий, что позволило упорядочить регистрацию возникающих очагов и проводить их полноценный ретроспективный анализ.
С принятием Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" повышаются требования к проведению проверок с целью установления причинно-следственной связи формирования эпидемического очага (эпидемиологическое расследование): грамотное оформление документов, четкая формулировка эпидемиологического диагноза, основанного на объективной доказательной базе с учетом результатов лабораторных исследований и эпидемиологического анализа.
Повышаются требования к проведению лабораторных исследований в очаге инфекционной (паразитарной) болезни, которые должны быть оформлены и выполнены строго в соответствии с действующими нормативными методическими документами Роспотребнадзора. Принимаются активные меры по дооснащению лаборатории ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" современным оборудованием для иммуноферментного и молекулярно-генетического анализов, внедрение новых методов исследования.
Анализ организации противоэпидемической работы показал, что часто существующие отчетные документы по работе в очагах не отражают в полном объеме возникшую ситуацию, что не позволяет четко определить причинно-следственную связь формирования эпидемического неблагополучия. При этом, при возбуждении уголовных дел по материалам эпидемиологического расследования очагов инфекционных и паразитарных болезней, возникает необходимость в назначении дополнительной санитарно-эпидемиологической экспертизы, что приводит к более длительному рассмотрению дел и откладывает принятие решений по наказанию виновных лиц.
В целях совершенствования работы по установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, упорядочения учетно-отчетной документации в существующем правовом поле, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 44, ст. 4984, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Федеральных законов от 28.04.2008 № 60-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ, 26.04.2010 № 66-ФЗ, от 27.07.2010 № 191-ФЗ, от 30.07.2010 № 242-ФЗ), в соответствии с пп. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2899; 2006, № 22, ст. 2337; № 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, № 40, ст. 4548; № 46, ст. 5337; 2009, № 30, ст. 3823; № 33, ст. 4081; 2010, № 9, ст. 960), п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 21, ст. 2023; 2006, № 13, ст. 1409; 2008, № 12, ст. 1130, № 23, ст. 2713, № 24, ст. 2867; № 50, ст. 5946; 2009, № 6, ст. 738, № 10, ст. 1224; № 18 (2 ч.), ст. 2248), Международными медико-санитарными правилами (2005 г.), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 № 11 "О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера" (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2010 № 13745), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.03.2010 № 21 "О профилактике острых кишечных инфекций" (зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 № 16959), во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.10.2010 № 133 "Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи" (зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2010 № 19040) постановляю:
1. Определить, что оформление акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи осуществляется исключительно по форме, утвержденной п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.10.2010 № 133 "Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи" (Приложение)
.
2. Возложить обязанность по оформлению акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи на Главных государственных санитарных врачей по городам и районам Республики Коми, их заместителей.
3. Делегировать право обследования очагов инфекционных заболеваний, не подпадающих под критерии Постановления
Главного государственного санитарного врача по Республике Коми от 27.05.2009 № 13 "О представлении внеочередных донесений о возникновении чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера" специалистам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" и его филиалов с оформлением необходимой документации (карт обследования очагов инфекционных заболеваний, актов обследования).
4. Рекомендовать Главе Республики Коми, главам администраций муниципальных образований городских округов и муниципальных районов Республики Коми:
4.1. Проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в случае регистрации очагов инфекционных и паразитарных болезней на курируемой территории с участием заинтересованных ведомств с целью координации взаимодействия в ходе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
4.2. По ликвидации чрезвычайной ситуации в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера (эпидемического очага) проводить заседание санитарно-противоэпидемической комиссии для заслушивания Акта и оценки действий органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств.
5. Рекомендовать Министерству здравоохранения Республики Коми:
5.1. Принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в лечебно-профилактических учреждениях.
5.2. Обеспечить качественный сбор эпидемиологического анамнеза у больных инфекционными и паразитарными болезнями.
5.3. Обеспечить своевременную передачу информации о регистрации случаев инфекционных и паразитарных болезней в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" и его филиалы.
5.4. В ходе проведения противоэпидемических мероприятий повысить ответственность должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, при назначении и соблюдении схем постэкспозиционной (экстренной) профилактики, по соблюдению правил выписки инфекционных больных и проведению диспансерного наблюдения.
5.5. Обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в инфекционных стационарах, принять меры по соблюдению в них требований нормативных методических документов.
5.6. При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней рекомендовать использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор.
5.7. Организовать и провести в 1-м квартале 2011 года, совместно с Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми, обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней, порядке проведения медицинского осмотра и наблюдения в эпидемических очагах, правилам выписки стационарных и амбулаторных инфекционных больных.
6. Главным государственным санитарным врачам по городам и районам Республики Коми и их заместителям:
6.1. Обеспечить качество проведения эпидемиологических расследований с установлением причинно-следственной связи в очагах инфекционных и паразитарных болезней.
6.2. Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи составлять в течение 9-и дней после завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очаге (вместо окончательного донесения, предусмотренного Постановлением
Главного государственного санитарного врача по Республике Коми от 27.05.2009 № 13 "О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера").
6.3. Акт представлять в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, в органы прокуратуры и руководителю учреждения (организации), в связи с действиями которого произошло формирование эпидемического очага. В случае регистрации эпидемического очага на территории населенного пункта при невозможности установить причинно-следственную связь с конкретным учреждением (организацией) Акт представляется в органы исполнительной власти муниципального образования.
6.4. Установить, что отдел эпидемиологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми обеспечивает оперативный контроль за оформлением актов эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи по административным территориям, направление их в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
6.5. В рамках эпидемиологического расследования обеспечить взаимодействие с заинтересованными органами местного самоуправления и ведомствами.
6.6. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями.
6.7. Принять участие в подготовке специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам проведения медицинского наблюдения, постэкспозиционной (экстренной) профилактики в эпидемических очагах, правилам выписки инфекционных больных, организации диспансерного наблюдения.
6.8. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательных диагнозов в эпидемических очагах.
7. Главному врачу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми":
7.1. Обеспечить качественное обследование очагов инфекционных заболеваний, предусмотренных действующими санитарными правилами.
7.2. Обеспечить соблюдение требований нормативных методических документов по организации работы лабораторий, в том числе требований по биологической безопасности.
│ │ │ │ │ │ │
└───┴────────────┴─────────────┴─────────────┴──────────────┴────────────────┘
15. Эпидемиологический диагноз:
15.1. Острый или хронический очаг, с единичным или множественными
случаями заболеваний ______________________________________________________
15.2. Возбудитель _____________________________________________________
15.3. Источник инфекции (возможный, вероятный) ________________________
15.4. Механизм передачи инфекции, путь (пути) передачи ________________
___________________________________________________________________________
15.5. Фактор (факторы, вероятные факторы) передачи инфекции ___________
___________________________________________________________________________
15.6. Проявления эпидемического процесса (клинические формы
заболеваний, стертые, инапарантные, атипичные, носительство)
___________________________________________________________________________
15.7. Наличие специфического иммунитета у пострадавших к данной
инфекционной нозологии (привиты, не привиты в связи с чем)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
15.8. Причины
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
16. Нарушения санитарно-эпидемиологических правил на объекте
(территории), выявленные в ходе внеплановых мероприятий по контролю за
соблюдением требований санитарного законодательства и способствующие
формированию эпидемического очага (перечислить нарушения и регламентирующие
документы) ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
17. Перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий по локализации и ликвидации очага, включая вопросы
взаимодействия между различными учреждениями, муниципальными органами
управления и др. __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
18. Принятые меры по выявленным нарушениям санитарного законодательства
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Акт составил
Должность подпись ФИО