Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2010 г. по делу № А11-801/2010

В судебном заседании 31.03.2010 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 05.04.2010 в 15 час. 30 мин.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Шимановской С.Я. при ведении протокола судебного заседания судьей Шимановской С.Я., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Гороховецкого района Владимирской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Гороховец, выразившегося в неустановлении тарифов на услуги водоотведения и водоснабжения на 2010 год, и обязании администрации муниципального образования город Гороховец установить тарифы на услуги водоотведения и водоснабжения на 2010 год,
при участии представителей:
от заявителя - Чернеева О.В. - по доверенности от 17.09.2009 (срок действия 6 месяцев), Савиновой Н.В. - по доверенности от 24.03.2009 (срок действия 1 год),
от заинтересованного лица - Леонова Е.В. - по доверенности от 18.03.2009 № 33-01/247825,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" Гороховецкого района Владимирской области (далее - МУП "Водоканал", заявитель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Гороховец, выразившегося в неустановлении тарифов на услуги водоотведения и водоснабжения на 2010 год, и обязании администрации муниципального образования город Гороховец установить тарифы на услуги водоотведения и водоснабжения на 2010 год.
В порядке уточнения от 05.04.2010 заявитель просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гороховец, выразившееся в неустановлении тарифа на услугу водоотведения и тарифа на холодную воду на 2010 год, и обязать администрацию муниципального образования город Гороховец установить тариф на услугу водоотведения и тариф на холодную воду на 2010 год для муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Гороховецкого района Владимирской области.
Уточнение требований арбитражным судом принято в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса.
По мнению заявителя, бездействием администрации муниципального образования город Гороховец нарушается подпункт 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), статья 5 и пункт 8 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), пункт 13 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организации коммунального комплекса" (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 520).
Бездействие органа местного самоуправления муниципального образования город Гороховец, как указывает заявитель, нарушает право МУП "Водоканал" на получение прибыли от хозяйственной деятельности и создает препятствия для эффективного функционирования предприятия.
Администрация муниципального образования город Гороховец (далее - Администрация города Гороховец, заинтересованное лицо) оспаривает предъявленные ей требования.
Администрация считает, что истец утратил право на обращение с заявлением об установлении тарифов на водоотведение и на холодную воду, так как с октября 2009 года не является собственником недвижимого имущества, посредством которого оказывались населению и организациям на территории города Гороховец услуги по водоотведению и водоснабжению.
Помимо этого, заинтересованное лицо не считает себя надлежащим в настоящем споре, так как согласно Положению об органе регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организации коммунального комплекса муниципального образования город Гороховец, утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец от 03.09.2008 № 59 тарифы и надбавки устанавливаются представительным органом местного самоуправления.
Кроме того, по утверждению заинтересованного лица, установлению тарифа в настоящее время препятствует обстоятельство проведения государственным унитарным предприятием Владимирской области "Владоблжилкомхоз" экспертизы тарифов на водоснабжение и водоотведения для МУП "Водоканал" Гороховецкого района, которая не завершена.
При рассмотрении в открытом судебном заседании материалов дела, арбитражным судом установлено нижеследующее.
Частью 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
Полномочиями по регулированию тарифов для МУП "Водоканал" согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ наделен орган регулирования муниципального образования город Гороховец, так как потребители муниципального образования город Гороховец потребляют более 80% услуг этой организации коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Постановлением главы муниципального образования город Гороховец Гороховецкого района от 29.08.2008 № 228 создан орган регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса в муниципальном образовании город Гороховец и утвержден персональный состав органа. Орган регулирования юридическим лицом не является.
Согласно пункту 8 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ и пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации № 520 тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
15.09.2009 года (исх. № 1240) МУП "Водоканал" направило для рассмотрения в адрес главы муниципального образования город Гороховец тариф на услугу водоснабжения.
30.09.2009 года (исх. № 1266, 1277) МУП "Водоканал" направило для согласования и рассмотрения в адрес главы муниципального образования город Гороховец материалы производственной программы на 2010 года, а также тариф на услугу водоотведения.
По причине того, что до настоящего времени тарифы на услугу водоотведения и тарифа на холодную воду на 2010 год не установлены, МУП "Водоканал" в лице конкурсного управляющего обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гороховец, выразившееся в неустановлении тарифа на услугу водоотведения и тарифа на холодную воду на 2010 год и обязать администрацию муниципального образования город Гороховец установить тариф на услугу водоотведения и тарифа на холодную воду на 2010 год для муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Гороховецкого района.
Проанализировав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает заявление МУП "Водоканал" обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу нижеследующего.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно требованиям части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания (судебного исследования) по делу включаются совокупность следующих обстоятельств: соответствие (несоответствие) обжалуемых действий (бездействий) органа местного самоуправления действующему законодательству, наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействия), нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ органом муниципального образования подлежат регулированию тарифы на услуги водоснабжения (холодную воду) и водоотведение, оказываемые МУП "Водоканал".
Уставом предприятия сбор и очистка воды, распределения воды, удаление и обработка сточных вод отнесено к видам деятельности, определяющим предмет деятельности (пункт 3.2 Устава). Установлено, что 80% соответствующих услуг данной организации коммунального комплекса потребляют потребители муниципального образования город Гороховец.
Для МУП "Водоканал" тарифы были установлены решениями Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец:
- от 19.11.2008 № 89 "О тарифе на реализацию услуги по водоснабжению, предоставляемой МУП "Водоканал" Гороховецкого района";
- от 12.11.2008 № 80 "О тарифе на реализацию услуги по водоотведению, предоставляемой МУП "Водоканал" Гороховецкого района".
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 14 Федерального закона № 210-ФЗ основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются:
1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;
2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;
3) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;
4) предписание федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок органу регулирования субъекта Российской Федерации;
5) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования;
6) вступившее в законную силу решение суда;
7) изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
8) досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
9) изменение установленных или установление предельных индексов.
Как усматривается из материалов дела и следует из пояснений представителей сторон, 18.11.2009 состоялось заседание органа регулирования по рассмотрению вопроса, в том числе об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение на 2010 год для МУП "Водоканал".
Согласно протоколу заседания № 6 установление тарифов на холодную воду и водоотведение для МУП "Водоканал" отложено до получения заключения от экспертной организации.
На выполнение работ по экспертизе тарифов на водоснабжение и водоотведение для МУП "Водоканал" администрацией Гороховецкого района заключен договор с государственным унитарным предприятием Владимирской области "Владоблжилкомхоз" от 26.10.2009 № 09-38/7.
Согласно указанному договору исполнитель выдает заключение через 30 дней с начала работ, а начало работ определено следующим днем после предоставления полного комплекса документов (пункт 2.4 договора).
Обязанность по предоставлению документов условиями договора возложена на заказчика.
Анализируя условия договора, арбитражный суд пришел к выводу о том, что определенный срок проведения экспертизы сторонами договора не согласован, а ее проведение поставлено под условие представления Администрацией требующихся документов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о затягивании сроков установления тарифов со стороны Администрации города Гороховец, что является доказательством факта ее незаконного бездействия и неисполнения соответствующим образом обязанности по регулированию тарифов в соответствии с процедурой, установленной законодательством.
В результате бездействия Администрации города Гороховец нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере хозяйственной деятельности.
Основываясь на указанном заявлении МУП "Водоканал" следует считать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гороховец, выразившееся в неустановлении тарифа на услугу водоотведения и тарифа на холодную воду на 2010 год для муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Гороховецкого района Владимирской области.
2. Обязать администрацию муниципального образования город Гороховец в течение месяца со дня вступления решения в законную силу совершить действия по установлению тарифа на услугу водоотведения и тариф на холодную воду на 2010 год для муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Гороховецкого района Владимирской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3. Взыскать с администрации муниципального образования город Гороховец в пользу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Гороховецкого района Владимирской области расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
С.Я.ШИМАНОВСКАЯ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2010 по делу № А11-801/2010
Затягивание сроков установления тарифов со стороны администрации городского округа в связи с несогласованием определенного срока проведения экспертизы тарифов на водоснабжение и водоотведение является доказательством факта незаконного бездействия администрации, выразившегося в неустановлении тарифов в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru