Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. по делу № А79-9872/2010

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2010 года.

Арбитражный суд в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
администрации города Чебоксары Чувашской Республики,
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике,
с участием третьих лиц - Министерства финансов Чувашской Республики и Министерства внутренних дел по Чувашской Республике,
о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 1 102 000 руб. 00 коп.,
при участии:
от истца - не было,
от Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике - М. по доверенности № 21-01/427959 от 21.01.2010,
от третьего лица - Минфина ЧР - не было,
от третьего лица - МВД по ЧР - не было,

установил:

администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация г. Чебоксары или заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход бюджета города Чебоксары в лице администрации города Чебоксары убытков в размере 1 102 000 руб. 00 коп., понесенных в результате предоставления благоустроенной квартиры № 159 общей площадью 33,3 кв. м, в <...> участковому уполномоченному милиции С.А.
В обоснование заявленных требований указано, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 28.01.2005 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения С.А. на состав семьи из 1 человека, являющемуся участковым уполномоченным милиции. Указанное решение исполнено администрацией города Чебоксары в декабре 2007 года. Участковому уполномоченному милиции С.А. предоставлена квартира № 159 площадью 33,3 кв. м в <...>.
Согласно отчету № 5560 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества стоимость данной квартиры оценена в 1 102 000 рублей.
Данные расходы являются для администрации г. Чебоксары убытками и подлежат возмещению за счет федерального бюджета.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 08.07.2004 № 303-О, от 15.02.2005 № 58-О, расходы, понесенные администрацией г. Чебоксары в результате исполнения акта суда общей юрисдикции, обязывающего предоставить сотруднику милиции, признанному нуждающемуся в улучшении жилищных условий, отдельной благоустроенной жилого помещения по нормам предоставления жилой площади в соответствии со статьей 30 Закона РФ "О милиции", подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Администрация города Чебоксары, третьи лица - Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство внутренних дел по Чувашской Республике о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в силу статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
01 декабря 2010 года от администрации города Чебоксары в арбитражный суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации города Чебоксары и поддержании искового заявления в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве от 02.11.2010 № 15-13-06/125-2010.
Заслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 28.01.2005 по гражданскому делу № 2-97/05 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению С.А., являющемуся участковым уполномоченным милиции, благоустроенного жилого помещения по установленным нормам.
Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 15.02.2008 № 169 участковому уполномоченному милиции С.А. по договору социального найма была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 33,3 кв. м, расположенная по адресу: <...>.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" вышеназванная квартира перешла в собственность С.Д., С.А. Право собственности последних зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно отчету № 5560 ООО "Бюро Оценки Собственности" рыночная стоимость недвижимого имущества - квартиры по адресу: <...>, составляет 1 102 000 рублей.
Переданная в социальный наем квартира, стоимость которой составляет 1 102 000 рублей, являлась собственностью муниципального образования города Чебоксары, но в результате исполнения названного решения суда общей юрисдикции квартира выбыла из его владения, в связи с чем бюджету города Чебоксары причинены расходы.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Законом о милиции, иными нормативными актами не установлен порядок предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции, в связи с чем таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
Положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем участкового уполномоченного милиции не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения участковому уполномоченному милиции, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Предоставив жилое помещение С.А., администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения участковому уполномоченному милиции С.А., однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Поскольку граждане не являются участниками межбюджетных отношений и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, администрация не могла отказать С.А. в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Изложенная правовая позиция подтверждается также постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 2280/10 по делу № А50-4364/2009-Г16.
Из решений Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.12.2004 № 1491 "О бюджете города Чебоксары на 2005 год", от 29.12.2005 № 77 "О бюджете города Чебоксары на 2006 год", от 26.12.2006 № 453 "О бюджете города Чебоксары на 2007 год", от 21.12.2007 № 859 "О бюджете города Чебоксары на 2008 год", от 23.12.2008 № 1208 "О бюджете города Чебоксары на 2009 год" и от 24.12.2009 № 1526 "О бюджете муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2010 год" видно, что не были предусмотрены денежные средства из местного бюджета на реализацию прав сотрудников милиции на льготное обеспечение жилыми помещениями согласно статье 30 Закона Российской Федерации "О милиции".
Как следует из материалов дела, определение размера стоимости жилого помещения проводилось профессиональным оценщиком. Из отчета № 5560, проведенного ООО "Бюро Оценки Собственности", усматривается, что рыночная стоимость однокомнатной квартиры, общей площадью 33,3 кв. м, расположенной по адресу: <...>, составляет 1 102 000 рублей. Анализ отчета ООО "Бюро Оценки Собственности" свидетельствует о том, что специалист оценивал имущество с учетом данных технического паспорта БТИ (инвентарный № 7741-136653), проводил анализ рынка недвижимости (жилых помещений), стоимости 1 кв. м жилых помещений в г. Чебоксары. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих указанную выше стоимость жилого помещения, ответчиком не представлено.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, а доводы ответчика являются необоснованными.
Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход бюджета г. Чебоксары в лице администрации г. Чебоксары убытки в размере 1 102 000 руб. 00 коп. (Один миллион сто две тысячи руб. 00 коп.), понесенные в результате предоставления квартиры № 159, общей площадью 33,3 кв. м, в <...> участковому уполномоченному милиции Отдела внутренних дел по Калининскому району г. Чебоксары С.А.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.12.2010 по делу № А79-9872/2010
<Об удовлетворении иска о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления благоустроенной квартиры>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru