Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


ЯДРИНСКОЕ РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2008 г. № 9

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В
ЯДРИНСКОМ РАЙОНЕ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

Заслушав и обсудив информацию-отчет начальника отдела образования и молодежной политики Филимонова А.А. "О ходе реализации муниципальной целевой программы развития образования в Ядринском районе на 2006 - 2010 годы", Ядринское районное Собрание депутатов Чувашской Республики решило:
1. Информацию-отчет начальника отдела образования и молодежной политики Филимонова А.А. "О ходе реализации муниципальной целевой программы развития образования в Ядринском районе на 2006 - 2010 годы" принять к сведению.
2. Отделу образования и молодежной политики Ядринской районной администрации подготовить коррективы в основные положения муниципальной целевой Программы на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 344 от 20.12.2007 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики" и утвердить календарный план мероприятий муниципальной целевой программы.
3. Отделу образования и молодежной политики обеспечить исполнение мероприятий муниципальной целевой программы в соответствии с внесенными дополнениями и изменениями в Республиканскую целевую программу развития образования Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы и подпрограмму "Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на отдел образования и молодежной политики.
5. Настоящее решение довести до средств массовой информации и заинтересованных лиц.

Глава Ядринского района
Чувашской Республики
Е.М.ЯРАНСКИЙ





ОТЧЕТ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЯДРИНСКОМ РАЙОНЕ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ

В Ядринском районе с 2006 года реализуется муниципальная целевая программа развития образования (решение Ядринского районного Собрания депутатов от 10 ноября 2005 г.). Разработчик программы - отдел образования и молодежной политики Ядринской районной администрации. Цель программы - обеспечение современного качества образования в районе. Сроки реализации - 2006 - 2010 гг.
Исполнители программы: отдел образования и молодежной политики, центр мониторинга качества образования отдела образования и молодежной политики, образовательные учреждения района.
Объемы и источники финансирования: общая сумма финансирования - 22232,7 тыс. рублей, в том числе 21929,7 тыс. рублей - средства муниципального бюджета Ядринского района, внебюджетные источники - 303 тыс. рублей.
Все программные мероприятия в соответствии с задачами программы разбиты на 4 кластера:
- Разработка и реализация инновационных моделей управления и организаций системы общего и дополнительного образования детей;
- Внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования в районе;
- Формирование и внедрение механизмов государственно-общественной системы управления образованием;
- Создание эффективной системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования;
Информация о ходе реализации программы представляется в разрезе кластеров.
Наша цель: проанализировать ход выполнения данной Программы, отметить, что в ней реализовано, какие проблемы имеются в ее реализации, наметить новые ориентиры.

1. Разработка и реализация инновационных моделей управления и организации системы общего и дополнительного образования детей

Несмотря на то, что до конца реализации Программы осталось более 2-х лет, большая часть намеченного реализована. Значительные изменения произошли в системе общего образования района. В настоящее время функционируют 23 школы, из них 10 - основные, 13 - средние, в них обучаются 4117 учащихся. Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений отражается в программах развития, основу их составляют компетентностный подход в содержании образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения.
"Точками роста" стали 7 базовых школ и 3 ресурсных центра, которые обеспечены квалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база. Однако полностью сеть ОУ еще сформирована не до конца. Задача: следует скорректировать данную Программу, уточнить количество ОУ, которые будут работать в перспективе (15 - 18 вместо 23).

Модернизация сети образовательных учреждений

Рисунок не приводится.

Внедряются в практику новые организационно-экономические механизмы управления системой школьного образования. С 1 сентября 2007 года введена новая система оплаты труда учителей в рамках КПМО. По новым условиям учительская зарплата разбивается на две части - базовая и стимулирующая. Базовая часть начисляется всем учителям. При назначении базовой части учитываются три параметра: стаж, образование и категория, также в эту часть входит оплата за проверку тетрадей, классное руководство, заведование мастерскими, лабораториями. Стимулирующая часть учителя зависит от качества, эффективности и результативности труда и квалификации учителя. При этом учитываются такие критерии как подготовка призеров олимпиад, конференций различного уровня, разработка и внедрение авторских программ, здоровьесберегающих технологий, выполнение программ углубленного изучения предметов, профильного и предпрофильного обучения, использование сетевых и дистанционных программ, создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности. В оценке педагогов и в распределении стимулирующей части зарплаты участвуют не только руководители школ, но и общественные организации, участвующие в управлении образованием. Результативность труда работников школ оценивается по критериям два раза в год. Новая система оплаты труда работников общего образования определяет связь заработной платы с качеством труда, нормирование и "прозрачный учет" в оплате труда всех видов деятельности учителей. Первые результаты внедрения НСОТ показывают, что новая система обеспечивает повышение мотивации педагогов, создает условия для привлечения в школу высококвалифицированных кадров. На выплату стимулирующих надбавок педагогическим работникам выделено с сентября по декабрь 1914624 рубля. При этом средняя цена 1 балла по району составила 40 руб. 70 коп. Средний размер стимулирующих надбавок работникам школы по району составил 810 рублей. Наибольший размер надбавок - 1232 руб., наименьший - 504. Практически все школы устанавливали стимулирующие надбавки и обслуживающему персоналу. В полном объеме апробируется новая система оплаты труда в МОУ "Хочашевская СОШ", которая имеет самый высокий рейтинг в районе в реализации ПНПО. Задача: в 2008 - 2009 учебном году на новую систему оплаты труда перевести несколько других школ: гимназия № 1, СОШ № 2, СОШ № 3, Советская СОШ и Малокарачкинская СОШ. Подготовка к переходу идет и, прежде всего, в формировании нормативной базы и подготовки необходимых финансовых ресурсов.
Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными учреждениями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. В 2007 - 2008 учебном году 100% старшеклассников занимаются по 13 профильным направлениям: социально-экономический (22%), гуманитарный (14,4%), физико-математический (14%). филологический (8,7%), естественнонаучный (8,6%), информационно-технологический (6,9%) и др. Задача: не допускать сокращения имеющихся профилей. Район взаимодействует с 4 вузами республики, которые занимаются подготовкой выпускников к Единому государственному экзамену и поступлению в вуз. Для повышения эффективности профильного обучения в школах требуется учет потребностей рынка труда с привлечением заказчиков - представителей работодателей, органов местного самоуправления, членов управляющего совета.
Создан механизм тиражирования лучших управленческих и образовательных практик. В структуру Центра мониторинга отдела образования входит редакционно-издательский отдел, выпустивший за 2006 - 2007 гг. 30 изданий по актуальным проблемам развития образования района; с сентября 2007 г. издается ежемесячная газета отдела образования "Ядринский педагогический вестник". Практикуется проведение тематических образовательных выставок, работа презентационных площадок по направлениям КПМО; участие в реализации проектов "Школа - школе", "Учитель - учителю".
Проводятся конференции, семинары, тренинги по вопросам управления и организации системы образования в условиях инновационного развития экономики: совещание руководителей ресурсных центров, базовых школ, главных бухгалтеров "Организационно-экономический механизм развития образования"; слет творчески работающих учителей района "10 лет Президентской программе "Новая школа"; фестиваль учебно-методических округов "Качество образования - ориентир развития"; совещание педагогического актива района "Реализация КПМО: опыт, практика, результаты" и др.
Осуществляется участие в реализации программы "Школьный автобус": в современные образовательные центры в сельской местности ежедневно подвозятся 775 (19%) учащихся из 62 сел на 15 школьных автобусах. Только в 2007 году в район поступило 3 школьных автобуса - для СОШ № 3 и № 2 г. Ядрина, Верхнеачакской СОШ. Эти школы теперь имеют по 2 автобуса для организации подвоза детей. Реализация данной программы способствует широкому развитию творческих, интеллектуальных, спортивных способностей детей. Задача: обеспечить все нуждающиеся школы автобусами и обеспечить их устойчивое функционирование. В 2007 году в 3 раза по сравнению с 2000 годом возросло количество участников олимпиад, соревнований, конкурсов, расширились возможности получения школьниками дополнительного образования. Из 220 призеров районных предметных олимпиад 177 - из базовых школ, что составляет 80,5%.
Активно идет процесс внедрения инновационных образовательных технологий.
Создана сеть муниципальных экспериментальных площадок по введению в учебно-воспитательный процесс инновационных образовательных и воспитательных технологий: ресурсные центры - 3, по отработке образовательных технологий - 3, воспитательных технологий - 10. Всего 16, из них 4 - в ДОУ, 12 - в ОУ.
Осуществляется грантовая поддержка эффективных моделей, педагогов-новаторов. За два года участниками конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта "Образование" стали 12 ОУ и 40 учителей. Результат: поощрение в сумме 100 тыс. рублей получили 9 учителей, 10 тыс. рублей - 3 учителя. По рейтингу участия учителей в данном конкурсе Ядринский район в 2006 году занимал 6 место, в 2007 году - 5 место среди 26 районов и городов Чувашской Республики. Количество учителей-участников конкурса в 2006 г. - 18 (3,7%), в 2007 г. - 22 (4,64%). Учителя-победители конкурсного отбора являются районными сетевыми учителями по очно-дистанционному обучению учащихся района (проект "Сетевой учитель" центра мониторинга отдела образования и молодежной политики Ядринской районной администрации). Количество школ - участников конкурса в 2006 г. - 6 (21,4%), в 2007 г. - 6 (24%), в 2008 г. - 6 (26%). Удостоены Гранта: Президента РФ - 6, в т.ч. в 2008 г. - Ювановская СОШ, Президента ЧР - 2, Премии главы района за два года удостоены 5 школ (20 тыс. рублей) и 40 педагогов (5 тыс. руб.), Задача: продолжить выделение средств из районного бюджета для финансирования учрежденных грантов главы района для поддержки лучших школ, учителей, учащихся.
Введен новый Базисный учебный план в образовательных учреждениях района. Иностранные языки и информатика изучаются с начальной ступени образования.
В районе сформирована система поддержки развития одаренных и талантливых детей. Интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, дистанционно-очное обучение в индивидуально-групповом режиме по математике, физике, русскому языку, химии, немецкому языку, биологии, географии; сетевая модель обучения в 7 учебно-методических округах; профильные смены в лагерях, государственная поддержка юных дарований - все эти меры обеспечивают равные условия для открытой конкуренции. Ежегодно растет число участников олимпиад на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" 13 молодых людей удостоены специальной стипендии Президента Чувашской Республики, 10 талантливым учащимся района назначена специальная стипендия главы района в размере 250 руб. Еще 10 лучших учащихся района получают стипендию депутата Госсовета Чувашской Республики Малова Н.В. в размере 500 руб.
В 2007 году 9 учащихся стали победителями и призерами республиканских предметных олимпиад по 6 предметам (в 2006 году - 9, в 2005 году - 5). Задача: добиться увеличения количества призеров республиканских олимпиад.
Создаются условия и механизмы устойчивого развития системы дошкольного образования и воспитания в Ядринском районе, цель которого - равные стартовые возможности для всех детей. В системе дошкольного образования насчитывается 11 детских садов с числом детей 800 в 41 группе. Число ДОУ стабильное в течение 4-х лет, наблюдается тенденция роста охвата детей. Введены новые модели дошкольного образования. Для детей, не посещающих детские сады, на базе 14 общеобразовательных учреждений открыты 14 групп кратковременного пребывания с числом детей 210. Из них в начале учебного года открылись дошкольные группы на базе МОУ "СОШ № 3" г. Ядрин, МОУ "Лапракасинская ООШ". Ведется работа по открытию дошкольной группы на базе Советской СОШ. В дошкольных группах обучение осуществлялось по образовательным программам дошкольного образования. Предоставлена возможность выбора программ. Эффективно используется программа "Школа 2100". Основное направление - развитие и подготовка детей к школе. В целом дошкольным образованием охвачено 1010 детей, что составляет 57,5% (в 2007 г. - 55,5%). Но данный показатель ниже республиканского. Задача: продолжить обеспечение охвата детей ДОУ, доведя до республиканского показателя (85%); не допускать закрытия сельских ДОУ, увеличивать их сеть.
В 54% дошкольных учреждений и дошкольных групп реализуются программы нового поколения: "Детство", "Сообщество", "Радуга", "Школа 2100". Кроме базовых программ во всех детских садах используются специализированные программы социального, нравственного, познавательного, художественно-эстетического развития детей. 73% ДОУ работают по приоритетным направлениям: "Родничок", "Золотой ключик", "Ручеек", "Колосок" - художественно-эстетическое, № 1 - интеллектуальное, "Аленушка", "Сказка", "Березка", "Радуга" - экологическое. Творческими работающими педагогами детских садов "Аленушка", "Сказка", № 1, "Радуга", "Родничок" разработаны свои проекты и педагогические технологии. МДОУ "Сказка" № 2 г. Ядрин приняло участие в конкурсе грантов на лучший детский сад, в конкурсе грантов "Лучший воспитатель" Белова Н.К. - воспитатель МДОУ "Аленушка" г. Ядрин. В республиканском конкурсе "За здоровьем - в детский сад" приняло участие МДОУ "Аленушка" г. Ядрин, в смотрах-конкурсах "Светофорик", "Малышиада" - МДОУ "Детский сад № 1" г. Ядрин. Детский сад за активное участие награжден грамотой Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. "Детский сад "Радуга" п. Совхозный стал лауреатом республиканского конкурса проектов по благоустройству территории с проектом "Мир живой природы".
В детских садах и дошкольных группах оказываются дополнительные образовательные услуги по оздоровлению детей, обучению хореографии, развитию художественных способностей. В 23 кружках занимаются 293 ребенка, из них без предъявления оплаты 259 (88%). Детские сады работают в социуме с Домом творчества школьников, Детско-юношеской спортивной школой, Детской школой искусств, с общеобразовательными учреждениями. Режим работы детских садов учитывает интересы родителей, работают по 5 дней в неделю. В ДОУ "Аленушка" работает дежурная группа (12 часов). В группах развития и подготовки к школе режим работы составляет от 3 до 5 часов в день. В 5 (45%) детских садах имеются медицинские кабинеты, изоляторы. Ежегодно проводится углубленный осмотр детей педиатром и врачами - узкими специалистами. В детском саду "Аленушка", № 1 г. Ядрин психолого-педагогическое сопровождение осуществляется педагогами-психологами. В детских садах осуществляется медико-психолого-педагогическая поддержка семьи, но остается проблема создания консультационных пунктов помощи семьям, воспитывающим детей дома.
Ведется работа по увеличению охвата детей ДОУ и снижению очередности путем перепрофилирования имеющихся помещений в ДОУ и открытия групп кратковременного пребывания в ОУ. В МДОУ "Детский сад № 1" открылась группа для детей раннего возраста (вместо физкультурного зала), и охват детей составил 245 чел. Но проблема необустроенности детей в городе остается, несмотря на высокий показатель охвата детей дошкольным образованием - 81%. Число детей, состоящих на учете для поступления в детские сады "Аленушка" и № 1, составляет более 100. В течение многих лет детский сад "Сказка" г. Ядрин оставался недоукомплектованным, т.к родителей не удовлетворяло местонахождение данного учреждения. Открытие маршрута автобуса "Ядрин - Ямоз" позволило частично решить проблемы устройства детей в детские сады. В данное время в ДОУ воспитываются 122 ребенка. Имеется очередность в детских садах "Радуга" п. Совхозный, "Солнышко" с. Советское, "Колосок" д. Орабакасы. Недоукомплектован Малокумаркинский детский сад "Ручеек", т.к. детский сад находится в отдаленном от центра месте.
В развитии системы дошкольного образования есть ряд проблем, требующих ускоренного решения. Главные из них - обеспечение доступности дошкольного образования для всех детей; образование детей с ограниченными возможностями здоровья; создание системы раннего педагогического сопровождения детей; развитие интеграционных форм организации дошкольного образования для тех, кто нуждается в коррекции развития, особенно в сельской местности.
Охват учащихся системой дополнительного образования в 2006 - 2007 гг. - 65%, в 2007 - 2008 гг. - 68%. В разрезе УДО: ДЮСШ соответственно 24,4%, 25,5%; ДДТ - 40,5%, 42,5%. Республиканский показатель - 95%, мы существенно отстаем от него. Задача: увеличивать охват детей дополнительным образованием, большей частью за счет сельских детей и разнообразия кружков и секций.
В целях системных изменений в сфере воспитания, дополнительного образования в районе разработана и реализуется программа "Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Ядринском районе Чувашской Республики на 2007 - 2011 годы", утвержденная районным Собранием депутатов. В основу стратегии развития системы дополнительного образования детей в Программе заложен проектно-целевой метод, согласно которому каждый проект играет роль конкретного шага развития системы. Домом детского творчества разработано 15 программ различной направленности, которые реализуются образовательными учреждениями района. Учреждение принимает активное участие в республиканских конкурсах грантов, инновационных и вариативных программ. Участвуя в конкурсе воспитательных систем, Дом детского творчества за проект "Воспитание в 21 веке" был удостоен гранта в сумме 25 тыс. руб., в конкурсе грантов программа "Общение и досуг" (летний отдых воспитанников детей школ-интернатов) - 25 тыс. рублей, проект "Путь к успеху" - 10 тыс. рублей. Районный этап конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей в этом году был посвящен 90-летию государственной системы дополнительного образования детей. Конкурс проводился с целью обновления содержания дополнительного образования детей по 7 номинациям. В республиканском конкурсе приняли участие 3 педагога дополнительного образования. 3 место заняла Сапожникова Лариса Александровна, педагог дополнительного образования СОШ № 3 г. Ядрин.
Одна из приоритетных задач ДДТ - работа с одаренными детьми. В районе разработана и реализуется программа "Путь к успеху". С целью поддержки наиболее талантливых и одаренных детей, занимающихся в различных детских объединениях, секциях, кружках и достигших высоких результатов в учебной, исследовательской, творческой, спортивной, общественной деятельности, в районе учреждены специальные стипендии: стипендия главы района Е.М.Яранского, стипендия депутата Госсовета ЧР, генерального директора ОАО "Ядринмолоко" Н.В.Малова. Это позволяет постоянно стимулировать, совершенствовать и активизировать творческие возможности и способности учащихся, влияя в конечном итоге на выбор дальнейшей профессии.

┌───────┬─────────────┬──────────────┬─────────────┬─────┐
│Учебный│ Количество  │  Количество  │ Количество  │Всего│
│  год  │   детей,    │    детей,    │   детей,    │     │
│       │ получающих  │  получающих  │ получающих  │     │
│       │  стипендию  │   стипендию  │  стипендию  │     │
│       │Президента ЧР│ главы района │  депутата   │     │
│       │Федорова Н.В.│Яранского Е.М.│Госсовета ЧР,│     │
│       │             │              │директора ОАО│     │
│       │             │              │"Ядринмолоко"│     │
│       │             │              │ Малова Н.В. │     │
├───────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼─────┤
│ 2005 -│      1      │       -      │      2      │   3 │
│ 2006  │             │              │             │     │
├───────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼─────┤
│ 2006 -│      1      │       6      │      4      │  11 │
│ 2007  │             │              │             │     │
├───────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼─────┤
│ 2007 -│      -      │       3      │      3      │   6 │
│ 2008  │             │              │             │     │
├───────┴─────────────┴──────────────┴─────────────┼─────┤


│                                            Итого:│  20 │
└──────────────────────────────────────────────────┴─────┘

Осуществляется поддержка эффективных и современных направлений дополнительного образования: экологического, технического, гражданско-патриотического, краеведческого, художественно-эстетического.

┌──────────────────────────┬────────────┐
│          Направление     │ Количество │
│                          │стипендиатов│
├──────────────────────────┼────────────┤
│Художественно-эстетическое│      9     │
├──────────────────────────┼────────────┤
│Краеведческое             │      6     │
├──────────────────────────┼────────────┤
│Экологическое             │      2     │
├──────────────────────────┼────────────┤
│Гражданско-патриотическое │      2     │
├──────────────────────────┼────────────┤
│Техническое               │      1     │
└──────────────────────────┴────────────┘

За три года стали призерами и лауреатами в 2-х всероссийских конкурсах, в 6 республиканских (в том числе в конкурсе инновационных программ и проектов и конкурсе грантов): 2004 - 2005 учебный год - 2, 2005 - 2006 учебный год - 2, 2006 - 2007 учебный год - 4.

Доля призеров республиканских и всероссийских мероприятий
по направлениям деятельности

Рисунок не приводится.

Реализуются проекты инновационной деятельности по профилактике асоциального поведения обучающихся программы СОШ № 3 г. Ядрин "Хочу вырасти счастливым" для начальных классов и "Смотри по жизни вперед" для среднего и старшего звена. Программа "Надежда", направленная на формирование ЗОЖ, реализуется на всех ступенях обучения педагогическим коллективом Верхнечакской СОШ, программа "Путь к успеху" - в СОШ № 2. Программа по профилактике курения "Дыши легко" реализуется в Большечурашевской СОШ. Программа профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних "Путь к счастью", разработанная и реализуемая педагогическим коллективом Старотиньгешской СОШ, заняла 1 место в номинации "Внеклассная работа" в районном конкурсе "Педагогические инновации в воспитательной работе".
В 2007 - 2008 учебном году начата реализация проектов по профилактике правонарушений и пропаганде здорового образа жизни в СОШ № 3 г. Ядрин "Помоги себе сам", Верхнеачакской СОШ "Дорогами добра", Большечурашевской СОШ "Школа содействия здоровью", Персирланской ООШ "Клубы по интересам". Разработан и реализуется проект "Возьмемся за руки, друзья" по подготовке волонтеров среди учащихся старших классов по профилактике асоциального поведения в Верхнеачакской СОШ. В СОШ № 3 создана волонтерская группа из учащихся 6а класса по работе, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ.
Разработаны и реализуются социальные проекты по формированию толерантного поведения обучающихся: программа "Воспитание доброты" в МОУ "Малокарачкинская СОШ", "Жить в мире с собой и другими" в СОШ № 2 г. Ядрин, "Воспитание детей в духе толерантности" - в МОУ "Янымовская ООШ" и др. Проведена 2-я научно-практическая конференция по толерантности "Человек среди людей". Педагоги школ приняли активное участие в республиканском конкурсе воспитательных проектов и программ на тему "Формирование толерантных установок в ОУ".
Школы района приняли активное участие в Четвертой Всероссийской олимпиаде в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. В Управление Госнаркоконтроля Чувашской Республики было представлено 23 работы. На республиканский конкурс программ и проектов учреждений, оказывающих социальные услуги молодежи, детских и подростково-молодежных клубов по направлению "Профилактика правонарушений среди подростков и молодежи" было представлено 5 проектов (ЦППМСП, СОШ № 3, Верхнеачакская СОШ, Большечурашевская СОШ, Персирланская ООШ). Проект Верхнеачакской СОШ "Дорогами добра" занял первое место, проект Персирланской ООШ "Клубы по интересам" - третье место в номинации "Детские клубы". С целью своевременного выявления учащихся с девиантным поведением и семей группы социального риска и организации своевременной коррекционной и профилактической работы в ОУ района проводится работа по социальной диагностике. Специалистами службы психолого-педагогического сопровождения (социальными педагогами и педагогами-психологами) в ОУ района были проведены следующие виды работы:

┌───────────────────────┬──────────┬──────────┐
│   Направление работы  │Количество│Количество│
│                       │  детей,  │  семей   │
│                       │подростков│          │
├───────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Консультирование       │    1464  │     501  │
├───────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Диагностика            │    5042  │     577  │
├───────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Коррекционно-          │     900  │     294  │
│реабилитационная работа│          │          │
└───────────────────────┴──────────┴──────────┘

Совершенствуется организация каникулярного времени детей: расширяется сеть пришкольных оздоровительных лагерей, идет процесс профилизации реализуемых воспитательных программ, разрабатываются тематические проекты отдыха детей (экскурсии, слеты), расширяется сотрудничество с Ядринским Центром занятости населения по трудоустройству школьников. Освоено средств Фонда социального страхования на оздоровление детей в период школьных каникул (летних, осенних и зимних) в 2007 - 2008 учебном году в сумме 900675 руб. Сумма освоенных средств на питание в пришкольных оздоровительных лагерях в 2007 г. по сравнению с 2006 г. (летний период) увеличилась в 2,3 раза.
Развитие национальных школ
Проделана значительная работа по развитию этнокультурного (национального) образования. Все учащиеся имеют возможность изучать чувашский язык. В этих целях школы обеспечены республиканским комплектом учебников, фонды школьных библиотек пополняются электронными учебными изданиями и пособиями, словарями, методической и художественной литературой на чувашском языке: в 2007 году поступило 164 электронных учебных издания на сумму 11491,26 рубля, художественной литературы - 846 зкземпляров на сумму 50685 рублей. Образовательные учреждения обеспечены квалифицированными кадрами. Создана муниципальная экспериментальная площадка "Школа национальной культуры" на базе МОУ "Николаевская СОШ". Активно работает по внедрению инновационных технологий в преподавание чувашского языка и литературы районная Ассоциация учителей чувашского языка. За инновационную деятельность грантовой поддержки Президента РФ удостоен 1 учитель чувашского языка (Тимофеева В.Н., гимназия № 1 г. Ядрин). Растет количество участников и результативность участия в республиканских конкурсах, фестивалях "Чувашская ласточка", "Искорка дружбы". В республиканском фестивале "Искорка дружбы" в номинации "Звездочка": в 2005 г. - 1 место, в 2006 г. - 3 место, в 2007 г. - 2 место (гимназия № 1 г. Ядрин).
Развивается сеть дошкольных образовательных учреждений, внедряющих национальные культурные традиции: воспитательно-образовательный процесс организован на русском языке - 4 ДОУ и 1 ГКП; на чувашском языке - 7 ДОУ и 13 ГКП. Стало традицией ежегодно проводить во всех детских садах и школах День чувашского языка. В этот день проводятся праздники, конкурсы, тематические мероприятия. В детских садах "Аленушка", № 1, "Сказка" г. Ядрин, "Родничок" д. Кукшумы организованы комнаты национального быта, где собран богатый материал предметов народного быта, национальные костюмы. Во всех русскоязычных дошкольных образовательных учреждениях ведется обучение чувашскому языку как языку межнационального общения. Помимо этого в группах оформлены уголки национальной культуры. Ведется преподавание предмета "Ядриноведение" с 2003 года.

2. Внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования в районе

Формируются современные педагогические и управленческие кадры системы образования:
С началом реализации муниципальной целевой программы развития образования нужно было строить новое мышление, новое видение, новое поведение. Необходимо было переучивать и самих учителей, так как в школу пришли компьютеры. На сегодня компьютеров в образовательных учреждениях 355: на 1 компьютер приходится 13 учащихся. Республиканский показатель - 17,5%. Задача: довести к концу периода данный показатель до 10 учеников на 1 компьютер. Все образовательные учреждения района подключены к широкополосному Интернету. Завершена работа по созданию сайтов образовательных учреждений на едином портале - www.edusite.ru с помощью программы "Конструктор школьных сайтов". Активизирована работа по созданию сайтов учителей и учащихся (всего 47 сайтов учителей, 14 сайтов классов, 5 сайтов учеников). Все районные сетевые учителя (их 8) дистанционно-очного обучения учащихся района имеют свои сайты. Внедряются дистанционные технологии по обмену информацией, по проведению интеллектуальных игр, олимпиад, конкурсов, курсов, используя возможности широкополосного Интернета (on-lain-конференции, турниры, конкурсы школьников района с учащимися школы "Карьера" Юго-Восточного округа г. Москва). Открытие в районе межшкольного методического центра в апреле 2007 года на базе районного центра мониторинга и СОШ № 3 г. Ядрина позволило подготовить учителей для того, чтобы они использовали компьютер и как консультанта, и как методиста, и как первейшего помощника в самообразовании. На базе ЭММЦ осуществлена реализация модульной программы повышения квалификации педагогических кадров в области информационно-коммуникационных технологий. Прошли обучение 133 педагога по программам: "Информационные технологии в практике работы учителя", "Обучение организации эффективной работы по использованию учащимися информационно-коммуникационных технологий". Ставится задача продолжения данной работы.
Всего в районе 479 педагогов. Имеют квалификационную категорию 84% учителей: из них с высшей категорией - 18%, с первой и второй квалификационной категорией - 66%. Растет число педагогов с высшей категорией: в 2005 г. - 3%, в 2006 г. - 5,3%, в 2007 г. - 9%, в 2008 г. - 18%. Улучшилась ситуация с повышением квалификации работников системы образования. В этом году аттестованы 34% педагогов (2007 г. - 17%). По ДОУ имеют квалификационные категории всего 45% воспитателей, с высшей категорией - нет. Задача: повысить образовательный уровень и категорийность педагогов-воспитателей.
Аттестация педагогических кадров проходила по новым вариативным формам с использованием инновационных технологий. Качественный уровень подготовки учителей района к аттестации был выше, чем в предыдущем году. Увеличился удельный вес педагогических кадров в общей численности педработников, прошедших повышение профессиональной квалификации в отчетном году, на 6% (2007 - 29%, 2006 - 23%, республиканский планируемый показатель на 2007 г. - 27%). В детских садах района работают 100 педагогических работников, из которых 35% имеют высшее образование, из заведующих ДОУ - 45%. Обучаются в вузе 6% педагогов. Есть тенденция увеличения числа педагогов, аттестованных на II квалификационную категорию - 35 чел. (2007 г. - 18 чел.), аттестованных на I квалификационную категорию - 27 чел. (2007 г. - 27 чел.).
Формированию современных педагогических и управленческих кадров системы образования способствует проведение ежегодных районных профессиональных конкурсов: "Школа года", "Директор года", "Завуч года", "Детский сад года", "Учитель года", "Воспитатель года", "Лучшая районная Ассоциация учителей-предметников", "Лучший классный руководитель". Проведенные исследования показывают положительную динамику числа педагогов, работающих на эвристическом (2007 г. - 18,5%, 2006 г. - 7%) и креативном уровнях (2007 г. - 17,3%, 2006 г. - 3%), возросшую результативность форм работы с одаренными детьми: в 2007 г. - 14 призовых места на XI Республиканской конференции-фестивале "Excelsior", в 2006 г. - 3).
Активно развивается сетевое взаимодействие педагогов по территориальному и профессиональному принципу. Созданы 7 учебно-методических округов. Приоритет их деятельности: использование интеллектуального, материального и инновационного потенциала школ округа для повышения качества образования. Лучшим учебно-методическим округом по итогам деятельности за 2006 - 2007 гг. стал Ядринский учебно-методический округ. В августе 2007 года прошел фестиваль учебно-методических округов по теме "Качество образования - ориентир развития". Задача: довести деятельность центров других методических округов до уровня Ядринского.
Создана новая структура районного методического объединения учителей-предметников - ассоциации учителей-предметников. Всего их 12. Ассоциации выстраивают новые образовательные отношения сетевого взаимодействия педагогов по профессиональному принципу, направлены на эффективное использование творческого потенциала педагогов. Лучшей ассоциацией 2006 - 2007 годов стала Ассоциация учителей русского языка и литературы. В текущем году ассоциации разработали и реализуют проекты повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию новых образовательных технологий через систему учебных консультантов, механизм стажерской площадки, тьюторскую модель передачи опыта, технологию деятельностного подхода, создание сайта ассоциации и др.
Реализуется проект дистанционно-очного обучения учащихся района "Сетевой учитель", использующих творческий потенциал педагогов-грантовиков (118 учащихся 11 классов из 13 ОУ).
По внедрению новых образовательных технологий проведены конференции, совещания, обучающие семинары по использованию цифровых образовательных ресурсов, мастер-класс, тренинги.
Информационное, учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.
В районе выполнена республиканская программа вывода образовательных учреждений из аварийных и ветхих зданий (1997 г. - 20% зданий в аварийном состоянии). Все котельные объектов учреждений образования газифицированы. Начата работа по модернизации котельных с установкой более экономичного оборудования. В эти годы проводилась замена мягкой кровли на двускатные крыши в 10 ОУ - Николаевской, Старотиньгешской, Верхнеачакской, Большечурашевской, Малокарачкинской, Селоядринской, Советской СОШ, ДОУ г. Ядрина "Аленушка", "Золотой ключик", "Сказка". Задача: продолжить работу по модернизации материальной базы - завершить реконструкцию котельных, ремонт крыш, провести капитальный ремонт детских садов, обеспечить их горячей водой. Во всех ОУ установлена автоматическая пожарная сигнализация с речевым оповещением. Школьные библиотеки становятся модельными.
В 2007 году Чувашская Республика стала одним из победителей конкурса на получение субсидий из федерального бюджета на реализацию Комплексного проекта модернизации образования. Сумма выделенной республике субсидии - 209 млн. рублей. Наш район на проведение капитального и текущего ремонта получил 2,817 млн. руб., на 471,4 тыс. рублей поставили мебель для первоклассников, на сумму 1,095 млн. руб. получили книг для школьных библиотек района. В рамках реализации направления "Внедрение современных образовательных технологий" поступило 6 интерактивных досок, 7 комплектов учебного оборудования для кабинетов биологии, географии, химии, физики, технологии, информатики. Для 322 учащихся 1 класса района поступила новая мебель. Комплект мебели для кабинета состоит из набора ученической мебели, регулируемой в соответствии с ростом ребенка, а также столов и стульев для преподавателей, трехэлементных классных досок. Базовые школы и ресурсные центры получили современное высокотехнологичное оборудование для школьных столовых.
Реализуется муниципальная программа оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений района. За последние годы в районе идет резкое сокращение численности учащихся в школах, так с 2005 года по 2007 год число детей сократилось на 712 учащихся. По таким показателям как наполняемость класса - 17 (респ. - 19,5) человек, количество детей на одного учителя - 9,3 (респ. - 12) человека, район имеет данные показатели ниже среднереспубликанских. В связи с подушевым финансированием малокомплектные школы содержать очень сложно. В 2006 году Чебаковская и Засурская средние школы были реорганизованы в основные. Согласно постановлению главы района закрыты структурное подразделение МОУ СОШ № 3 г. Ядрина в с. Полянки, структурное подразделение МОУ "Старотиньгешская СОШ" в д. Большие Багиши, Большесундырская СОШ реорганизована в Большесундырскую ООШ, ликвидированы Яровойкасинская ООШ, Стрелецкая ООШ и Верхнемочарская ООШ. На содержание этих школ было выделено 6,5 миллиона рублей, и эти деньги вместе с детьми были направлены в базовые школы. За 2 последних года базовые школы основательно оснастились современным учебным оборудованием, компьютерной техникой, мебелью, кухонным оборудованием и автобусами для подвоза учащихся. Условия обучения и воспитания детей в этих школах значительно улучшились. Процесс реструктуризации непростой, возникают трудности и с трудоустройством кадров. В ходе закрытия школ 44 учителя высвобождены, из них 21 были трудоустроены в школах района, 3 ушли на пенсию, 8 учителей трудоустроены в других отраслях народного хозяйства, 12 человек обратились в центр занятости.
Реструктуризация привела к появлению ресурсных центров и базовых школ, а улучшение результатов единого государственного экзамена по ряду предметов и введение профильного образования повысило качество образовательных услуг и дало возможность поступлению наших учащихся в вузы (это ежегодно около 65% выпускников), в том числе и престижные. Действительно, до этих изменений наши дети на это рассчитывать не могли.
Ведутся работы по разработке и реализации проектов технической реконструкции системы тепло-, водо-, электроснабжения в образовательных учреждениях района, внедрению энергосберегающих технологий получения теплоэнергоресурсов.
В нашем районе один из самых низких процентов канализованности школ, наличия водопровода и теплых туалетов. Образовательным учреждениям необходима серьезная помощь руководства района, районного Собрания депутатов для выделения целевых средств на проведение воды, устройство канализации и теплых туалетов.
Ведется работа по обеспечению прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями и переходу на нормативно-подушевое финансирование. Сегодня все 100 процентов общеобразовательных школ получают финансирование на реализацию государственного стандарта общего образования на основе НПФ. Норматив на реализацию государственного стандарта общего образования, помимо средств на заработную плату, включает средства на учебные расходы, то есть на материальное обеспечение образовательного процесса. По мере перехода на НПФ доля учебных расходов выросла в 2 раза и в 2007 году составила 6,2%. В 2008 году доля учебных расходов запланирована 8%, а к 2009 году будет доведена до 10%, что позволяет своевременно обновлять учебное оборудование и отразится на дальнейшем улучшении условий обучения. Начиная с 2001 года количество групп школ, к которым применяются разные коэффициенты по масштабу образовательного учреждения, значительно сократилось. Существенно возросли и сами нормативы. В 2007 году норматив на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного учащегося в городской местности составлял 5897,2 руб., в 2008 году - 8871,7 руб., а в сельской местности соответственно 10113,7 руб. и 14508,5 руб. Полное выравнивание возможно лишь в том случае, если условия осуществления образовательного процесса будут схожими и в сельских, и в городских школах.
Реализуется дифференцированная родительская плата за содержание детей в дошкольных учреждениях в зависимости от набора услуг, длительности пребывания детей, вида и типа дошкольного учреждения. При возросшей потребности в услугах дошкольных учреждений сохраняется их доступность. Родительская плата составляет в месяц: город - 390 руб., село - 300 руб., РКП - 140 руб., что составляет соответственно 15%, 10%, 6,4% от стоимости содержания детей в детском саду. Стоимость содержания 1 ребенка в год в среднем составляет в ДОУ - 33827 руб., в ГКП - 8038 руб. В дошкольных образовательных учреждениях организовано трехразовое питание, стоимость которого в день составляет 15 руб. В дошкольных группах на базе школ составляет 8 - 9 руб. в день.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ч. 2 с. 52.1 от 10 июля 1992 года № 3266-1) осуществляется выплата части родительской платы: на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении; на второго ребенка - в размере 50 процентов и на третьего и последующих детей - в размере 70 процентов указанной родительской платы. Численность детей, родители которых получают компенсацию, составляет более 93%. Имеются льготы по родительской плате для родителей, имеющих 3 и более детей, 25 человек оплачивают 50% за содержание ребенка в детском саду. Родительская плата не взимается с одного ребенка, имеющего отклонения в развитии.
На выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в 2007 году 242 педагогическим работникам общеобразовательных учреждений израсходовано из республиканского бюджета 3155055 руб. Выплата производится в установленные сроки. Ядринской районной администрацией сохранена доплата за классное руководство, действовавшая по состоянию на 31.12.2005 (выплачено 349865 рублей). В 2006 г. 254 педагогическим работникам общеобразовательных учреждений на выплату израсходовано 3339706 рублей (районной администрацией - 386918 рублей).
Основная формула ресурсного обеспечения: результативность образовательного процесса должна соответствовать количеству вложенных средств в одного ученика, одного воспитанника.

3. Формирование и внедрение механизмов государственно-общественной системы управления образованием

В районе идет активный процесс формирования системы государственно-общественного управления образованием. Во всех образовательных учреждениях созданы Попечительские и Управляющие советы. Каждое образовательное учреждение внесло необходимые изменения в Уставы ОУ, включив Положение об органе самоуправления по принятию решений о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. Создан и действует общественный Совет управления образованием Ядринского района (постановление главы Ядринского района от 18.07.2007 № 448). Состоялось два заседания Совета управления образованием района. Председатель - Иванов Станислав Степанович, юрист Спиртового завода "Ядринский". Управляющие советы в базовых школах и ресурсных центрах, их руководители привлекаются к решению вопросов и проблем современного образования, улучшению материальной базы ОУ. Общественный управляющий Б.Сундырской ООШ Лукин А.Н. подарил школе 2 современных компьютера для активизации использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе. Малов Н.В., также входящий в Управляющий совет Чебаковской СОШ, оказал помощь для проведения текущего ремонта фундамента школы. Активизации общественных формирований в оценке качества образования способствовала реализация приоритетного национального проекта "Образование". Разработан и реализуется проект "Тьюторская модель поддержки развития общественного участия в управлении образованием". Создаются условия для распространения механизмов и форм публичной отчетности, развития независимых форм аудита деятельности образовательных учреждений. Проводится ежегодный Публичный аналитический отчет о состоянии системы образования района. В районе разработано Положение о Публичном докладе директора школы. Данные Положения утверждены приказами директоров школ. Публичные доклады подготовлены и размещены на сайтах образовательных учреждений. Введена практика проведения в районе Дня образования. Организованно проходят Дни общественной экспертизы в школах района. В роли общественных экспертов выступают представители Управляющих и Попечительских советов, сельских и городского поселений, культуры, предприниматели, родители, выпускники, ветераны педагогического труда. Создана муниципальная общественная система экспертизы качества образовательных программ.

4. Создание эффективной системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования

4.1. Организация системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования

Развивается инновационная модель информационно-методического сопровождения образовательных систем и процессов - Центра мониторинга и оценки качества образования.
В деле определения качества образования совершенствуется система мониторинга и образовательной статистики на муниципальном и школьном уровнях через развитие аналитических и мониторинговых исследований и формирование системы оценки качества в рамках Республиканской системы оценки качества образования (РСОКО). Формируются новые подходы к оценке качества образования через систему оценочных показателей работы педагога, учащихся, образовательных учреждений; в проведении ЕГЭ, новой формы итоговой аттестации в 9-х классах, единых муниципальных контрольных работ по учебным предметам, аналитических отчетов, Дней общественной экспертизы школ. По рейтингу муниципалитетов (9-е классы), выстроенному Центром новых образовательных технологии, район по русскому языку занимает 7 место, по математике 9-е из 26. ЕГЭ: в рейтинговой таблице на уровне республики по русскому языку район занимает 3 место, по физике - 8-е, по истории - 10-е, по химии - 11-е, по географии - 12-е, по математике - 25-е.
Район участвует в реализации проекта обновления процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Из трех процедур оставлены две: лицензирование и аккредитация. Из 23 ОУ 20 имеют лицензию, 1 ОУ сдало документы на лицензирование, 2 осуществляют сбор документов. Аккредитацию имеют 15 ОУ, сдали документы на аккредитацию 8 ОУ. Из 11 ДОУ 10 имеют лицензию и аккредитацию. 2 учреждения дополнительного образования имеют лицензию и сданы документы на аккредитацию.
Комплексный подход к развитию системы образования района (реализуется 5 целевых программ) позволил совершить инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе по внедрению нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, созданию государственно-общественной системы управления образованием и независимой системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др. Идет успешное выполнение муниципальной целевой программы развития образования по большинству нормативных показателей,
Но несмотря на значительную работу по обеспечению доступности качественного школьного образования существует ряд проблем, требующих решения в ближайшей и стратегической перспективе. Так, до сегодняшнего дня в качестве основного образовательного результата школы на технологическом уровне остаются знания, умения и навыки учащихся. Школьники, имея хорошие предметные знания, не могут осмысленно и эффективно применять их в нестандартной учебной и жизненной ситуации. Школа медленно переходит к образованию, ориентированному на компетентностный подход; недостаточно развиты инновационные формы получения образования (экстернат, семейное образование, самообразование, дистанционное обучение и др.). Не в полной мере используется потенциал школ, они не являются круглогодичными образовательно-информационными центрами для всего населения. Недостаточно активна внедряются инновационные индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения каждого школьника.
Сегодня образование района многогранно. Каждая его составная часть делает многое, чтобы молодые граждане нашего района стали достойными членами общества, но еще больше предстоит сделать.
Учитывая тот факт, что большая часть показателей Программы выполнена, необходимо внести в нее коррективы, для чего разработать поправки и изменения и внести на утверждение следующего собрания депутатов.




Официальная публикация в СМИ:
"Ядринский вестник", № 55, 30.04.2008


Решение Ядринского районного Собрания депутатов ЧР от 25.04.2008 № 9
"О ходе реализации муниципальной целевой программы развития образования в Ядринском районе на 2006 - 2010 годы"

Решение
Отчет о ходе выполнения муниципальной целевой Программы развития образования в Ядринском районе на 2006 - 2010 годы
1. Разработка и реализация инновационных моделей управления и организации системы общего и дополнительного образования детей
Модернизация сети образовательных учреждений (рисунок не приводится)
Доля призеров республиканских и всероссийских мероприятий по направлениям деятельности (рисунок не приводится)
2. Внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования в районе
3. Формирование и внедрение механизмов государственно-общественной системы управления образованием
4. Создание эффективной системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования
4.1. Организация системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru