Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2010 г. по делу № А74-1021/2010

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2010 г.
Полный текст решения составлен 29 июня 2010 г.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Гигель Н.В., судей Коршуновой Т.Г. и Каспирович Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовой Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс", г. Черногорск,
к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия, г. Абакан,
о признании недействительным (недействующим) приказа от 28 декабря 2009 года № 110 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" в части установления ставки за содержание электрических сетей индивидуального двухставочного тарифа для ООО "Хакасский Сетевой Энергокомплекс" в размере 188574,88 руб./МВт. мес. (без НДС).
В судебном заседании участвовали:
от заявителя - директор Николаюк А.И. (решение единственного участника ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" от 12.11.2009), Иценко Е.В. по доверенности № 4 от 02.02.2010;
от Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия - по доверенности от 30.10.2009 № 01-рр; Ковальков Р.А. по доверенности от 10.04.2010 № 03; Лобань Е.М. по доверенности от 22.03.2010 № 01, Шафорост В.А. по доверенности от 10.04.2010 № 04.

Общество с ограниченной ответственностью "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" (далее - ООО "Хакасский СЭК" или общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта - приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 28 декабря 2009 года № 110 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" как несоответствующего статьям 2, 4, 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пункту 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, пункту 19, 27, 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству заявитель уточнил требования, определив оспариваемый акт в качестве ненормативного правового акта.
В ходе судебного разбирательства по делу заявитель неоднократно уточнял требования в части объема оспариваемой части приказа.
Окончательно требования заявителя заключаются в оспаривании приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 28 декабря 2009 года № 110 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" в части установления ставки за содержание электрических сетей индивидуального двухставочного тарифа для ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс". Заявитель просит также обязать Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия установить ставку на содержание сетей ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" на период с даты вступления в силу решения суда до окончания текущего периода регулирования с учетом устранения нарушений, выявленных при установлении тарифа на 2010 год (уточнения от 06.05.2010).
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии) в письменных пояснениях и возражениях на заявление, приобщенных к материалам дела, поддержанных представителями в судебном заседании, требования заявителя считают необоснованными и неподлежащими удовлетворению, полагают, что оспариваемый приказ принят в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
Кроме того, Госкомтарифэнерго Хакасии считает, что заявителем нарушен срок для обращения в арбитражный суд с заявлением, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее:
ООО "Хакасский СЭК" обратилось в Госкомтарифэнерго Хакасии с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на 2010 год.
ООО "Хакасский СЭК" для открытия дела об установлении тарифов на 2010 год предоставило в Госкомтарифэнерго Хакасии письмом от 30.04.2009 исх. № 126 соответствующие материалы. Дополнительные материалы были предоставлены 13.10.2009 исх. № 263. После рассмотрения предоставленных материалов было открыто дело от 06.05.2009 № //10/10 об установлении экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ООО "Хакасский СЭК". Уведомление об открытии дела (исх. № р/05-592 от 08.05.2009) направлено ООО "Хакасский СЭК".
В соответствии с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24.07.2009 № 21-од "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной функции по рассмотрении дел об установлении тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность)" и на услуги, оказываемые на розничном рынке электрической (тепловой) энергии (мощности), приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 06.05.2009 № 20-э/09 "Об открытии дела об установлении тарифов (цен)" и приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 16.10.2009 № 29-од "О назначении штатных экспертов" экспертной группой в период с 16.11.2009 по 16.12.2009 проведена экспертиза по делу и составлено экспертное заключение.
28.12.2009 в присутствии представителей ООО "Хакасский СЭК" (Николаюка И.И. и Кобельковой Л.Д.) состоялось заседание Правления Госкомтарифэнерго Хакасии (протокол № 113), по итогам которого Правлением принято решение о принятии в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Республики Хакасия объема необходимой валовой выручки ООО "Хакасский СЭК" в размере 58 201,06 тыс. руб., а также об установлении с 01.01.2010 индивидуальных тарифов для расчетов ООО "Хакасский СЭК" с гарантирующим поставщиком электрической энергии - ОАО "Хакасэнергосбыт" согласно приложению № 5.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 28 декабря 2009 года № 110 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" для ООО "Хакасский СЭК" установлен двухставочный тариф, включающий ставку за содержание электрических сетей - 188 574,88 руб./МВт. мес. Указанным приказом установлены двухставочные тарифы и для других сетевых организаций.
В основу приказа Госкомтарифэнерго Хакасии положено экспертное заключение от 06.05.2009 № Э-10/10 "об установлении экономически обоснованных затрат на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" на 2010 год".
Приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 28 декабря 2009 года № 110 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" опубликован в официальном издании - газете "Хакасия" № 250 от 31.12.2009.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный правовой акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Кодекса дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Статьей 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Закона от 07.07.2003 № 125-ФЗ) предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Статьей 6 Закона № 41-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают, в частности, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
Согласно этой статье органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют регулирование тарифов в соответствии с Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и Методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу пункта 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования), тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям определяются путем деления НВВ организаций, оказывающих данные услуги (в том числе с привлечением других организаций), на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации Постановлением от 27.12.2004 № 861 утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии оказания эти услуг (далее - Правила недискриминационного доступа).
Указанные Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг (пункт 1 Правил недискриминационного доступа).
Согласно пункту 42 Правил недискриминационного доступа при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, ставки тарифов на услуги по передаче электрической энергии, ставки тарифов определяются с учетом необходимости равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III названных Правил договору (то есть расчеты между парой смежных сетевых организаций) осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку (НВВ) данной организации.
Во исполнение требований пункта 42 Правил приказом ФСТ от 31.07.2007 № 138-э/6 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20.08.2007, регистрационный № 10030) утверждены изменения и дополнения в Методические указания, которыми определяется порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Согласно этому приказу на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии. При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее НВВ необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями. Все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями.
Согласно пункту 54 Методических указаний при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Пунктом 54.1 Методических указаний определен порядок расчета единых на территории субъекта Российской Федерации (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей этих услуг (кроме сетевых организаций) независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены. Пунктом 54.2 Методических указаний установлен порядок расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемого только для взаиморасчетов между сетевыми организациями за оказанные услуги.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 28 декабря 2009 года № 109 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Республики Хакасия (приложение № 1), действующие с 01.01.2010.
Приказом Госкомтарифэнерго от 21 декабря 2009 года № 101 утверждены тарифы на электрическую энергию (мощность) для конечных потребителей ОАО "Хакасэнергосбыт" (приложение № 2 к приказу). Согласно пункту 2 указанного приложения в тарифы на электрическую энергию, указанные в пунктах 1 - 4 приложения № 2, включены единые (котловые) тарифы на передачу электрической энергии по сетям организаций, участвующих в энергоснабжении потребителей.
Оспариваемый приказ от 28.12.2009 № 110 принят компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий, предусмотренных Законом № 41-ФЗ, в соответствии с Основами ценообразования, Правилами и Методическими указаниями. В нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для общества и других сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых включена в расчет общего (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, применяемого в отношении неопределенного круга лиц. Постановление об утверждении индивидуального тарифа рассчитано на неоднократное применение (в течение регулируемого периода - 2010 год), направлено на урегулирование отношений по расчетам за услуги по передаче электрической энергии. Утверждение котлового и индивидуальных тарифов является взаимосвязанным процессом; изменение одного тарифа влияет на размер другого.
Таким образом, приказ Госкомтарифэнерго от 28.12.2009 № 110 обладает признаками нормативного правового акта, вопрос о законности которого подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 информационного письма Президиума от 22 декабря 2005 года № 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в случае, когда при рассмотрении заявления о признании ненормативного правового акта недействительным будет установлено, что указанный правовой акт является нормативным, а федеральным законом дело об оспаривании такого акта отнесено к компетенции арбитражных судов, оно рассматривается по существу с соблюдением порядка, предусмотренного главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и правил подсудности.
Согласно пункту 1 и разделу 2 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332, служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.
Подсудность дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, определена пунктом 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, настоящий спор подлежит рассмотрению коллегиальным составом судей по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленным для рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов.
Главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены сроки для обращения заявителя в арбитражный суд, в связи с чем арбитражный суд считает несостоятельными доводы Госкомтарифэнерго Хакасии о пропуске заявителем срока для обращения в арбитражный суд.
Оспаривая приказ Госкомтарифэнерго Хакасии, ООО "Хакасский СЭК" полагает, что он не соответствует действующему законодательству, так как при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год необоснованно занижены расходы общества по статьям: "работы и услуги производственного характера" (п. 5.3 экспертного заключения), "затраты на оплату труда" (п. 5.7 экспертного заключения), "отчисления на социальные нужды" (п. 5.8 экспертного заключения), "прибыль на капитальные вложения" (п. 6.1 экспертного заключения), "ГСМ" (п. 5.5 экспертного заключения), "услуги управляющей организации" (п. 5.11.1 экспертного заключения), "платежи по лизингу" (п. 6.5 экспертного заключения). Формирование необходимой валовой выручки с учетом указанных расходов предусмотрено пунктами 18, 19, 20, 22, 26, 27, 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
По мнению заявителя, необоснованное занижение расходов по указанным статьям привело к расчету экономически необоснованного тарифа на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям ООО "Хакасский СЭК" на 2010 год, является нарушением положений Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Заявитель полагает, что им был представлен достаточный объем документов в обоснование заявленных расходов на передачу электрической энергии, дополнительных документов Госкомтарифэнерго Хакасии не запрашивал, возможность подготовки к заседанию Правления по утверждению индивидуального тарифа 28 декабря 2009 у заявителя отсутствовала, поскольку в нарушение пункта 18 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила № 109), он не был уведомлен Госкомтарифэнерго Хакасии о заседании за 10 дней, уведомление получено за один рабочий день до заседания, дополнительные материалы, включая проект приказа об утверждении тарифа, Общество не получило, в экспертном заключении, полученном Обществом по электронной почте 25 декабря 2009 года, в нарушение пункта 22 Правил № 109, не были указаны причины, по которым отсутствовали основания для признания расходов обоснованными по пунктам 5.3 (расходы на ремонт автотранспорта), 5.11.1 (расходы на оплату услуг управляющей компании), 6.1 (расходы на реконструкцию электрических сетей и приобретение трансформатора), 6.5 (расходы на оплату лизинговых платежей).
В отношении расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды Общество считает, что Госкомтарифэнерго Хакасии необоснованно не применен индекс потребительских цен, а расходы на ГСМ приняты не в полном объеме (корректировка составила 145,02 тыс. руб.) без учета фактических цен на топливо.
Госкомтарифэнерго Хакасии в обоснование соответствия оспариваемого приказа действующему законодательству указывает на следующие обстоятельства:
При определении необходимой валовой выручки для установления регулируемых тарифов на электрическую энергию Госкомтарифэнерго Хакасии применяет метод экономически обоснованных расходов (затрат). Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка экономической обоснованности производится на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности, цен, установленных на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 22 сентября 2009 года № 216-э/2 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год" утверждены минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям, в среднем по субъекту Российской Федерации, для Республики Хакасия в размере соответственно 50,07 и 55,08. Госкомтарифэнерго Хакасии установил экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию на 2010 год в рамках предельных уровней тарифов, утвержденных приказом ФСТ России от 22.09.2009 № 216-э/2 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год".
При формировании необходимой валовой выручки энергоснабжающих организаций Республики Хакасия Госкомтарифэнерго Хакасии руководствовался принципом формирования затрат, учтенных в структуре предельного максимального уровня тарифов на электрическую энергию на 2010 год, а также сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год.
Информационными письмами от 03.08.2009 № ЕП-5335/12, от 12.08.2009 № НБ-12-11089 ФСТ России рекомендовала органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования при формировании тарифов на электрическую и тепловую энергию исходить из оптимизации постоянных затрат энергоснабжающих организаций в сторону снижения, сохранения оплаты труда на уровне 2009 года. На основании требований ФСТ России, а также в связи с финансово-экономическим кризисом, происходящим в стране, Госкомтарифэнерго Хакасии письмом от 11.06.2009 № Р/06-811 рекомендовал всем энергоснабжающим предприятиям представить программу снижения издержек предприятия, разработанную исходя из предельно возможного секвестирования плановых объемов затрат, принятых при установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2009 год.
В ходе судебного разбирательства Госкомтарифэнерго Хакасии обозначил причины, по которым спорные расходы не были включены в необходимую валовую выручку.
Относительно расходов по статье "работы и услуги производственного характера" (средства на ремонт автотранспорта) в сумме 401,96 тыс. руб. Госкомтарифэнерго Хакасии пояснил, что по имеющимся в тарифном деле документам сделать анализ и определить необходимость данных работ не представилось возможным, данные расходы не были учтены при формировании НВВ в связи с тем, что ООО "Хакасский СЭК" не представил обосновывающие материалы, подтверждающие необходимость данных работ: регламент на проведение ремонтных работ, в котором должна быть указана периодичность проводимых работ в соответствии с пробегом автомобилей; дефектные ведомости, подтверждающие необходимость проведения ремонтных работ; калькуляции на капитальный ремонт агрегатов; акты сдачи-приемки указанных работ за прошедший период (2009 год), то есть отчет по фактическим затратам на данный вид услуг.
Относительно расходов по статье "затраты на оплату труда" Госкомтарифэнерго Хакасии пояснил, что при расчете необходимой валовой выручки для ООО "Хакасский СЭК" были приняты расходы на оплату труда в размере 13 961,20 тыс. руб., исходя из средней заработной платы 13 372,8 руб. расходы сформированы на фактическую численность промышленно-производственного персонала 87 человек, численность принята на основании анализа представленной статистической отчетности по форме П-4 "сведения о численности, заработной плате и движении работников" (утверждена Постановлением Росстата от 01.08.2005 № 52) за 9 месяцев 2009 года. Поскольку ООО "Хакасский СЭК" не представило подтверждения о включении его в список организаций на которых распространяется действие отраслевого тарифного соглашения, то при расчете фонда оплаты труда на 2010 год Госкомтарифэнерго Хакасии принял минимальную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда на уровне 2009 года в размере 3500 руб., к которой применен коэффициент особенностей работ для организаций коммунального электроснабжения по обслуживанию электросетей и подстанций в размере 1.2 на основании отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы и информационного письма председателя общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 14.07.2008 № 01/176-В "Об индексации минимального размере месячной тарифной ставки". Расходы по данной статье затрат сформированы в рамках предельных уровней тарифов, для всех электро- и теплоснабжающих организаций Республики Хакасия осуществлен единый принцип формирования расходов на оплату труда. Корректировка расходов в сторону уменьшения составила 2 674,61 тыс. руб.
Затраты по статье "отчисления на социальные нужды" откорректированы в сторону уменьшения на 737,24 тыс. руб. в соответствии с корректировкой фонда оплаты труда.
Относительно расходов по статье "прибыль на капитальные вложения" на реконструкцию электроснабжения улицы Чехова в размере 1 673,8 тыс. руб. Госкомтарифэнерго Хакасии пояснил, что вопрос о включении указанных расходов рассматривался как экспертами, так и Правлением Госкомтарифэнерго, в экспертном заключении совершена описка в указании объекта реконструкции: ошибочно указано на обеспечение электроснабжения ул. Некрасова, Подгорный квартал в п. г. т. Усть-Абакан, в составе обосновывающих материалов ООО "Хакасский СЭК" не представил инвестиционную программу (проект инвестиционной программы), в связи с чем основания для включения расходов в тариф отсутствовали.
Относительно расходов по статье "Прибыль на капитальные в размере 4000 тыс. руб. вложения" на приобретение трансформатора 6300кВа в г. Сорске Госкомтарифэнерго Хакасии пояснил, что заявление о включении в тариф средств на приобретение трансформатора направлено в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии письмом от 13 октября 2009 года № 263. В указанном письме ООО "Хакасский СЭК" сослалось на предписание Ростехнадзора от 02.06.2009 № 1117/05, как на основание для замены трансформатора, не представлены, копия указанного предписания, а также инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) приложена не была. Представленное в ходе судебного разбирательство письмо Управления Ростехнадзора по Республике Хакасия от 02.06.2009 № 1117/05 по своему содержанию не является предписанием о замене трансформатора, Обществу лишь предложено рассмотреть вопрос о такой замене.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 94-ФЗ принят от 21.07.2005, а не 21.07.2008.

Относительно расходов по статье "ГСМ", которые скорректированы в сторону уменьшения на сумму 145,02 руб. Госкомтарифэнерго пояснил, что в материалы тарифного дела не представлены документы, подтверждающие проведение закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2008 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". На основании проведенного анализа по результатам деятельности Общества за 9 месяцев 2009 года, в котором сумма затрат по статье "ГСМ" составила 770,80 тыс. руб. и на основании разъяснений данных ФСТ России (письмо от 01.10.2008 № НБ-5577/14) Госкомтарифэнерго Хакасии принята в расчет тарифов сумма по статье "ГСМ" в размере 1 32148 тыс. руб. с применением индекса-дефлятора Минэкономразвития России на 2010 год - 6,5% к базовому периоду.


Относительно расходов по статье "услуги управляющей компании" в размере 2 543 тыс. руб. Госкомтарифэнерго Хакасии пояснил, что в обоснование затрат по данной статье ООО "Хакасский СЭК" представлен только договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО "Хакасский СЭК" от 01.10.2008, заключенный с ООО "ЭнергоАктив". Однако, не представлен действующий договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО "Хакасский СЭК" от 31.05.2007 и решение единственного участника ООО "Хакасский СЭК" от 30.09.2008, не представлены первичные бухгалтерские документы, подтверждающие фактическую оплату стоимости услуг управляющей компании, а также обосновывающие материалы, подтверждающие эффективность услуг управляющей компании.
Кроме того, решением единственного участника ООО "Хакасский СЭК" от 12.11.2009 были прекращены полномочия управляющей компании, следовательно, в 2010 году ООО "Хакасский СЭК" не имел намерений пользоваться ее услугами.
Относительно расходов по статье "платежи по лизингу" в размере 253,6 тыс. руб. Госкомтарифэнерго пояснил, что в обоснование затрат Обществом представлены договоры финансовой аренды (лизинга), заключенные с ООО "Компания "Стратегические инвестиции", предметами которых явилось приобретение легковой машины ГАЗ-31105 и автомашины УАЗ-396254, не представлены договоры поставки автомобилей, первичные бухгалтерские документы, подтверждающие фактическую оплату лизинговых платежей согласно графиков, прилагаемых к договорам.
Оценив приведенные сторонами доводы и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно положениям части 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу положений части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Согласно статье 6 Федерального закона № 41-ФЗ регулирование тарифов на электроэнергию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и Методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 53 Основ ценообразования предусмотрено, что на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год Федеральная служба по тарифам устанавливает не позднее 2 недель с даты внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации: предельные минимальный и (или) максимальный уровни регулируемых тарифов на электрическую энергию и мощность, поставляемые энергоснабжающими организациями (гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями) потребителям с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения.
Согласно указанной норме предельные уровни регулируемых тарифов могут устанавливаться как в среднем по субъектам Российской Федерации, так и отдельно для энергоснабжающих поставщиков, энергосбытовых организаций, поставляющих электрическую энергию (мощность) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по регулируемым тарифам (ценам).
Подпунктом 1 пункта 54 Основ ценообразования предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен).
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 мая 2009 года № 217, Госкомтарифэнерго осуществляет полномочия по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.
Таким образом, приказ от 28 декабря 2009 года № 110 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" принят Госкомтарифэнерго в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 3 Федерального закона № 41-ФЗ целью государственного регулирования тарифов является, в частности, защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 41-ФЗ одним из основных принципов государственного регулирования тарифов является обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 № 109 (с последующими изменениями и дополнениями) - далее Основы ценообразования, при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат) метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Как предусмотрено пунктом 15 Основ ценообразования, при регулировании тарифов применяется, в частности, метод экономически обоснованных расходов (затрат), при использовании которого регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 16 Основ ценообразования).
В силу пунктов 17, 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Пунктом 19 Основ ценообразования предусмотрено, что в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности включают, в том числе, расходы на топливо, на ремонт основных средств, на оплату труда и отчисления на социальные нужды.
Согласно пункту 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 22 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования.
Согласно пункту 36 Основ ценообразования при определении расходов на топливо регулирующие органы используют регулируемые государством тарифы (цены), цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье. При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с Федеральной службой по тарифам, цены, указанные в пункте 36 Основ ценообразования, программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.
Пунктом 20 Основ ценообразования установлено, что расходы на капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство, а также прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включаются в состав расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций расходы на строительство и реконструкцию линий электропередачи, увеличение мощности трансформаторов также включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии. Расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (далее - инвестиционные программы). Инвестиционные программы (проекты) должны содержать перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источники финансирования капитальных вложений, а также расчет срока окупаемости капитальных вложений.
В соответствии с пунктом 35.1 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, включаются операционные расходы, расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности.
Вышеприведенные нормативные положения свидетельствуют о том, что спорные расходы по общему правилу подлежали включению в необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность в случае их надлежащего экономического обоснования. Экономическое обоснование устанавливается, в том числе, на основании представленных организацией документов и материалов. Вместе с тем конкретный перечень документов, подлежащих представлению, организацией не установлен.
В порядке пункта 7 Правил № 109 установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
В силу пункта 8 Правил № 109 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования, а также материалы, перечисленные в пункте 10 указанных Правил, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ (подпункт 8 пункта 10 Правил № 109).
Пунктом 12 Правил № 109 предусмотрено, что регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.
В соответствии с пунктом 13 Правил № 109 материалы, предусмотренные пунктом 10 Правил, регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения), и помечаются специальным штампом. Регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
Согласно пункту 16 Правил № 109 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). Экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней (пункт 16 Правил № 109).
Пунктом 17 Правил № 109 предусмотрено, что экспертное заключение помимо мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
Согласно пункту 18 Правил № 109 решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления. Протокол заседания утверждается председательствующим (пункт 19 Правил № 109).
Пунктом 10 Административного регламента исполнения государственной функции по рассмотрению дел об установлении тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24.07.2009 № 24-од, также установлено, что не позднее чем за один день до заседания Правления Госкомитета организация, осуществляющая регулируемую деятельность, должна быть ознакомлена с экспертным заключением и с другими материалами дела об установлении тарифов, включая проект приказа Госкомитета об установлении тарифов.
Постановление регулирующего органа принимается по форме, утверждаемой Федеральной службы по тарифам, и включает в себя: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней; сроки действия тарифов и (или) их предельных уровней с календарной разбивкой. В протоколе, являющемся неотъемлемой частью решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, указываются основные экономические показатели расчетного периода регулирования, объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования (пункт 21 Правил № 109).
В соответствии с пунктом 22 Правил № 109 основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе заседания правления (коллегии) регулирующего органа.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 109 протокол заседания утверждается председательствующим.
В нарушение положений вышеприведенных норм в протоколе заседания Правления Госкомтарифэнерго от 28.12.2009 № 113 не приведены основания для снижения объема предложенных ООО "Хакасский СЭК" затрат, связанных с передачей электрической энергии, указанный протокол не содержит сведений об его утверждении в установленном порядке.
Таким образом, в нарушение требований пункта 22 Правил № 109 предложения ООО "Хакасский СЭК" по включению в рассматриваемый тариф, в частности, расходов по статье "работы и услуги производственного характера" на ремонт автотранспорта, расходы по статье "ГСМ", расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходы по статье "услуги управляющей организации", расходы по статье "прибыль на капитальные вложения" на обеспечение электроснабжения по ул. Чехова, расходы на приобретение трансформатора, расходы по оплате лизинговых платежей, отклонены Госкомтарифэнерго Хакасии без какой-либо мотивации.
Ссылки Госкомтарифэнерго Хакасии на экспертное заключение от 16.12.2009 не могут быть приняты во внимание арбитражным судом, поскольку указанный документ не является неотъемлемым приложением к протоколу заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 28.12.2009 № 113.
Кроме того, в данном документе также отсутствует указание на причины, по которым предложенные ООО "Хакасский СЭК" расходы на передачу электрической энергии признаны экспертами экономически необоснованными, в частности, отсутствует указание на недостаточный объем документов.
В частности, в отношении расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды имеется расчет экспертов, указание на необоснованность предложений Общества отсутствует, в отношении расходов на ремонт автотранспорта указано на отсутствие обосновывающих материалов (не конкретизировано: каких), в отношении расходов на оплату услуг управляющей организации указано на отсутствие расчета, подтверждающего экономическую обоснованность затрат, информация о необоснованности затрат на реконструкцию электрических сетей по ул. Чехова в экспертном заключении отсутствует вообще, в отношении затрат по лизинговым платежам обоснование отсутствует, экспертами лишь сделана общая ссылка на их необоснованность.
В экспертном заключении имеется лишь информация в отношении расходов на ГСМ: указано на принятие расходов по базовому периоду регулирования с применением индекса дефлятора Минэкономразвития Российской Федерации по производству нефтепродуктов на 2010 год - 1,065.
В нарушение пункта 12 Правил № 109 Госкомтарифэнерго Хакасии до открытия тарифного дела и в процессе работы экспертной комиссии не запрашивал у ООО "Хакасский СЭК" дополнительных документов в обоснование спорных расходов; доказательств обратного Госкомтарифэнерго Хакасии арбитражному суду не представил, в связи с чем доводы заявителя о том, что он полагал достаточным объем представленных документов, являются убедительными.
Согласно пояснениям представителей Госкомтарифэнерго экспертное заключение и утвержденная смета затрат ООО "Хакасский СЭК" на 2010 год были направлены ООО "Хакасский СЭК" по электронной почте 25 декабря 2009 года (пятница) в 9 час. 50 мин., экспертное заключение вручено в виде документа на бумажном носителе 28 декабря 2009 года (понедельник), то есть в день заседания Правления по вопросу утверждения тарифа. Указанное обстоятельство Общество в судебном заседании не отрицало.
Арбитражным судом также установлено, что иные материалы дела об установлении тарифов, включая проект приказа Госкомтарифэнерго Хакасии в адрес ООО "Хакасский СЭК" до заседания Правления не направлялись.
Кроме того, в нарушение положений пункта 18 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации ООО "Хакасский СЭК" было уведомлено о заседании Правления всего лишь за один рабочий день (3 календарных дня).
С учетом вышеизложенного арбитражным судом признаны убедительными доводы заявителя о том, что вышеперечисленные нарушения привели к тому, что Общество было лишено возможности надлежащим образом подготовиться к заседанию Правления Госкомтарифэнерго Хакасии, представить необходимые документы в обоснование предложений по расходам.
Доводы Госкомтарифэнерго Хакасии о том, что со всеми материалами тарифного дела заявитель был заблаговременно ознакомлен, причины по которым расходы не были приняты экспертами доводились до сведения Общества, не подтверждены соответствующими доказательствами, в связи с чем не могут быть приняты во внимание арбитражным судом.
Нарушения Госкомтарифэнерго Хакасии порядка и процедуры установления рассматриваемого тарифа привело к нарушению установленных статьями 2, 4, 6 Федерального закона № 41-ФЗ основных принципов и порядка государственного регулирования тарифов.
При изложенных обстоятельствах утверждение тарифа на передачу электрической энергии для ООО "Хакасский СЭК" не может быть признано правомерным.
Приказ Госкомтарифэнерго Хакасии № 110 от 28.12.2009 в оспариваемой части не соответствует положениям статьи 4 Федерального закона № 41-ФЗ, пунктам 19, 20, 22 Основ ценообразования, пунктам 12, 18, 22 Правил № 109, в связи с чем с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействующим.
В силу положений части 3 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указание в резолютивной части решения о признании нормативного правового акта недействующим не предусмотрено указание на устранение органом, принявшим нормативный акт, нарушения прав заявителя, в связи с чем арбитражный суд считает необоснованными требования ООО "Хакасский СЭК" об обязании Госкомтарифэнерго установить ставку на содержание сетей ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" на период с даты вступления в силу решения суда до окончания текущего периода регулирования с учетом устранения нарушений, выявленных при установлении тарифа на 2010 год (уточнения от 06.05.2010).
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, в силу части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Государственная пошлина по спору составляет 2000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится Госкомтарифэнерго Хакасии.
Поскольку при обращении с заявлением государственная пошлина уплачена заявителем платежным поручением № 78 от 26.02.2010, расходы по ее уплате подлежат взысканию с Госкомтарифэнерго Хакасии.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Удовлетворить требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс", г. Черногорск.
2. Признать приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 28 декабря 2009 года № 110 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" в части установления ставки за содержание электрических сетей индивидуального двухставочного тарифа для ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" в размере 188574,88 руб./МВт. мес. (без НДС) несоответствующим статьям 2, 4, 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктам 19, 20, 22 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, пунктам 12, 18, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, и недействующим в указанной части.
3. Взыскать с Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, г. Абакан, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс", г. Черногорск, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
4. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия, нормативно-правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Решение может быть обжаловано в течение месячного срока после вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск). Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Председательствующий судья
Н.В.ГИГЕЛЬ

Судья
Т.Г.КОРШУНОВА

Судья
Е.В.КАСПИРОВИЧ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.06.2010 по делу № А74-1021/2010
<Об удовлетворении требований о признании недействительным (недействующим) приказа от 28 декабря 2009 года № 110 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" в части установления ставки за содержание электрических сетей индивидуального двухставочного тарифа для ООО "Хакасский Сетевой Энергокомплекс">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru