Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2010 г. по делу № 3-11/10

Смоленский областной суд в составе:
судьи Смоленского областного суда Пудова А.В.
при секретаре Я.Д.П.
с участием прокурора Афанасьевой Т.В.,
представителей заявителя П.Л.В. и А.А.Б.,
представителей Администрации области К.А.А. и К.К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.Ю.С. о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти Смоленской области,

установил:

А.Ю.С. обратилась в Смоленский областной суд с заявлением о признании недействующим приложения № 1 к постановлению Администрации Смоленской области от 21 октября 2008 года № 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" в части определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории "земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в пределах кадастрового квартала № 67:27:0011516.
В заявлении указала, что на основании договора купли-продажи от 18 июня 2003 года она является собственником земельного участка по адресу: <...> с кадастровым номером 67:27:00111516. В соответствии с территориальным зонированием данный участок расположен в зоне "П" (производственная зона), предназначенной для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов. Разрешенное использование участка - "под производственную базу".
После принятия оспариваемого постановления от 21 октября 2008 года № 584, - которым одновременно было признано утратившим силу постановление Администрации Смоленской области от 6 октября 2003 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Смоленской области", - кадастровая стоимость ее участка увеличилась с 8.639.823 руб. 50 коп. до 180.057.771 руб. 32 коп. Как следствие этого, в 2,5 раза вырос размер земельного налога.
Считает, что государственная кадастровая оценка земель проведена с нарушением установленного порядка, без сбора достаточной и достоверной информации о рыночной стоимости земельных участков, что привело к необоснованному увеличению кадастровой стоимости земельного участка. По мнению представителя А.Ю.С. - П.Л.В., кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночную стоимость, которая согласно приобщенному к делу отчетом № 10-23/09, выполненному ООО "Автоэксперт", по состоянию на 2009 год составляет 9.430.000 руб.
Администрация Смоленской области заявленное требование не признала и в письменных объяснениях указала, что постановление от 21 октября 2008 года № 584 было принято в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством, официально опубликовано. Правом проверки правильности государственной кадастровой оценки земель, - которая проводилась специализированной организацией, - Администрация Смоленской области не наделена.
Заслушав объяснения представителей А.Ю.С. - А.А.Б. и П.Л.В., представителей Администрации Смоленской области К.А.А. и К.К.П., исследовав представленные доказательства и выслушав заключение прокурора Афанасьевой Т.В., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Смоленский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по этим вопросам законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 (в ред. от 17.09.2007 г.) утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее также - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 указанных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определены Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215 (далее - Регламент).
В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).
Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39 (далее - Методические указания).
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета Методическим указаниям;
о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Из приведенных положений следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно Уставу Смоленской области, Администрация Смоленской области в соответствии с федеральным и областным законодательством издает постановления и распоряжения. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Администрации Смоленской области (пункт 3 статьи 45).
Порядок официального опубликования областных законов и иных областных нормативных правовых актов устанавливается областным законом (пункт 6 статьи 46).
На территории Смоленской области данный порядок определен законом Смоленской области от 7 мая 2002 года № 48-з "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов" (с последующими изменениями).

Закон Смоленской области от 23.12.2002 № 100-з утратил силу в связи с принятием закона Смоленской области от 12.07.2007 № 82-з.

Закон Смоленской области от 04.09.2007 № 89-з утратил силу в связи с принятием закона Смоленской области от 16.12.2008 № 174-з.

Судом установлено, что в соответствии с законом Смоленской области от 23 декабря 2002 года № 100-з "Об областной целевой программе "Создание автоматизированной системы введения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Смоленской области на 2002 - 2007 годы" (с последующими изменениями), законом Смоленской области от 4 сентября 2007 года № 89-з "О долгосрочной областной целевой программе "Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области" на 2007 - 2011 годы" (с последующими изменениями) была проведена государственная оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области.
На основании Государственного контракта от 29 июня 2007 года № 05-кон. выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, включая расчеты кадастровой стоимости земельных участков, составление отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, поручено Смоленскому филиалу ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
По результатам проведенных работ Смоленским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" был составлен отчет, который представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39.
Актом от 23 мая 2008 года № 5 отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области признан соответствующим вышеназванным Методическим указаниям.
Результаты государственной кадастровой оценки земель Управлением Роснедвижимости по Смоленской области были представлены в Администрацию Смоленской области и утверждены ее постановлением от 21 октября 2008 года № 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области".
В приложении № 1 к названному постановлению содержатся средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области. В строке 239 приложения отражены средние удельные показатели стоимости земельных участков в пределах кадастрового квартала 67:27:001 15 16, по видам разрешенного использования (л.д. 14).
Земельный участок, принадлежащий А.Ю.С. на праве собственности и находящийся в пределах вышеназванного кадастрового квартала, отнесен к виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", удельный показатель кадастровой стоимости по которому утвержден в размере 14.499 руб. 74 коп. за 1 кв. м. Вид разрешенного использования заявителем не оспаривается.
Проанализировав вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о правомерности действий Администрации Смоленской области по утверждению результатов кадастровой оценки земель.
Поскольку отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области получил положительное заключение Роснедвижимости, у Администрации Смоленской области не имелось оснований не утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 10 в Постановлении Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 отсутствует, имеется в виду пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316.

Действия Администрации Смоленской области соответствуют положениям абзаца 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ и пункта 10 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (в ред. от 17.09.2007 г.).
Оспариваемое постановление принято Администрацией Смоленской области в пределах предоставленных ей федеральным законодательством полномочий, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 45 Устава Смоленской области; официально опубликовано в региональных изданиях: "Смоленская газета" от 04.11.2008 г. № 87; "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" от 06.11.2008 г. № 11, ч. 1. Постановление вступило в законную силу с 1 января 2009 года.
Доводы А.Ю.С. по существу сводятся к оспариванию правильности расчетов кадастровой стоимости принадлежащего ей (конкретного) земельного участка. Однако сами по себе эти расчеты нормативным правовым актом не являются, поэтому проверка названных доводов выходит за рамки нормоконтроля, осуществляемого судом в порядке главы 24 ГПК РФ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457.

Кроме того, как указывалось выше, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 № 418, Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", указанная государственная функция фактически исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации. На Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости возложено осуществление контроля за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в виде проверки отчета исполнителя работ по кадастровой оценке земель на соответствие Методическим указаниям.
Компетенция органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по государственной кадастровой оценке земель заключается в утверждении среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правом проверки правильности государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен.
В такой ситуации требования А.Ю.С. не могут быть разрешены посредством проверки оспариваемого нормативного акта в порядке главы 24 ГПК РФ.
Не являются основанием для удовлетворения заявленных требований и ее доводы значительном увеличении размера подлежащего уплате земельного налога в связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка.
Действительно, в силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, кадастровая стоимость земель устанавливается, в том числе, для целей налогообложения.
Между тем, оспариваемый нормативный правовой акт не относится к числу актов о налогах и сборах, и налоги не устанавливает, в связи с чем не может быть признан в данном случае недействующим по причине противоречия положениям налогового законодательства.
Несостоятельны также доводы А.Ю.С. о том, что доказательством противоречия оспариваемого нормативного акта требованиям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ является несоответствие утвержденной им кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка его рыночной стоимости, определенной имеющимся в деле отчетом № 10-23/09, выполненным ООО "Автоэксперт".
Пункт 3 статьи 66, равно как и остальные положения Земельного кодекса РФ не содержат указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости или быть максимально приближена к ней, поэтому само по себе несоответствие рыночным ценам показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением от 21 октября 2008 года № 584, не может служить доказательством его противоречия требованиям земельного законодательства.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявления А.Ю.С. должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 194 - 199 и статьей 258 ГПК РФ, Смоленский областной суд

решил:

В удовлетворении заявления А.Ю.С. о признании недействующим приложения № 1 к постановлению Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" в части определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории "земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в пределах кадастрового квартала № 67:27:0011516, отказать.
В течение 10 дней настоящее решение может быть обжаловано, а прокурором подано представление в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд.
Решение принято в окончательной форме 3 марта 2010 года.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Смоленского областного суда от 26.02.2010 № 3-11/10
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приложения № 1 к постановлению Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" в части определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории "земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в пределах кадастрового квартала № 67:27:0011516>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru