Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2010 г. по делу № А46-8220/2010

Резолютивная часть решения принята и объявлена 5 августа 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 11 августа 2010 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Стрелковой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон-Энергия" к государственному инспектору Кировского административного округа г. Омска по пожарному надзору Р. о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 582/1/1 от 09.06.2010,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Г. по доверенности б/н от 30.01.2010;
от заинтересованного лица - Р. по доверенности б/н от 28.05.2010 (удостоверение ГПН № <...>)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон-Энергия" (далее по тексту - ООО "Микрорайон-Энергия", заявитель) обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к государственному инспектору Кировского административного округа г. Омска по пожарному надзору Р. (далее по тексту - государственный инспектор Р.) о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 582/1/1 от 09.06.2010.
В обоснование заявления ООО "Микрорайон-Энергия" указало на то, что внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности была осуществлена с нарушением статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Обязанность по демонтажу металлической решетки, расположенной на путях эвакуации, не может быть возложена на заявителя, поскольку ее владельцем являются собственники многоквартирного дома.
Государственный инспектор Р. в письменном отзыве на заявление указала на то, что внеплановая проверка заявителя была проведена на основании обращения гражданина, предусмотренное статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" согласование с органами прокуратуры было получено. Поскольку ООО "Микрорайон-Энергия" приняло на себя обязанности управления многоквартирным домом <...> в городе Омске, то заявитель является ответственным лицом за соблюдение требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В судебном заседании представитель ООО "Микрорайон-Энергия" поддержал заявленное требование.
Государственный инспектор Р. высказалась согласно письменному отзыву.
Суд, рассмотрев материалы дела и заявление ООО "Микрорайон-Энергия", отзыв на него, заслушав участвующих в деле лиц, установил следующее.
Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 25.02.2004 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <...>.
ООО "Микрорайон-Энергия" заключило 01.05.2008 договор управления многоквартирным домом <...> в городе Омске.
На основании жалобы К.О. об угрозе возникновения пожара в жилом доме <...> распоряжением (приказом) № 582 от 19.05.2010 начальник отдела государственного пожарного надзора Кировского административного округа г. Омска К.А. уполномочил государственных инспекторов С., Р. провести внеплановую проверку заявителя по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности.
По результатам проверки 09.06.2010 государственным инспектором Р. был составлен акт проверки № 582, в котором отражено нарушение, выразившееся в загромождении путей эвакуации (лестничной клетки) на проверяемом объекте металлической решеткой, а также вынесено предписание № 582/1/1 на имя заявителя об освобождении путей эвакуации на площадке на 5 этаже (кв. 12, 13, 14) от металлической решетки в срок до 01.09.2010.
ООО "Микрорайон-Энергия", считая предписание не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Суд находит заявление ООО "Микрорайон-Энергия" подлежащим удовлетворению.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
В силу подпункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Материалами дела подтверждается, что у Отдела государственного пожарного надзора Кировского административного округа г. Омска имелись как правовые, так и фактические основания (заявление К.О.) для осуществления внеплановой проверки, процедура согласования с Прокуратурой Кировского административного округа г. Омска была соблюдена, что подтверждается решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 20.05.2010, подписанным старшим советником юстиции М.
Каких-либо нарушений порядка проведения контрольных мероприятий судом не установлено.
Однако суд, удовлетворяя заявленное ООО "Микрорайон-Энергия" требование, основывается на следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут ответственность собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Пунктом 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:
загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
При этом согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Судом не оценивается и не исследуется вопрос о субъекте, ответственном за неправомерное установление металлической решетки на пути эвакуации. Данное обстоятельство имеет значение при оценке законности постановления № 593 от 18.06.2010 о наложении на ООО "Микрорайон-Энергия" административного наказания по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое предметом рассмотрения в рамках настоящего дела не является.
Оспариваемым предписанием государственный инспектор Р. обязала ООО "Микрорайон-Энергия" освободить пути эвакуации (лестничную клетку) на площадке на 5 этаже (кв. 12, 13, 14) от металлической решетки в срок до 01.09.2010.
Поскольку материалы арбитражного дела, и в частности, материалы проверки ООО "Микрорайон-Энергия" по соблюдению правил пожарной безопасности, не содержат доказательств того, что именно заявитель установил металлическую решетку, неправомерно расположенную на лестничной клетке, то обязанность по ее устранению не может быть возложена на заявителя как на лицо, не являющееся ее собственником.
В силу положений статьи 209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Содержащаяся в предписании № 582/1/1 от 09.06.2010 обязанность не может быть возложена на заявителя в силу норм, существующих в Гражданском кодексе Российской Федерации, направленных на защиту прав собственника.
Управляющая компания многоквартирного жилого дома не имеет права в произвольном порядке (в отсутствие на то законных оснований) демонтировать то или иное имущество, размещенное собственником (собственниками) многоквартирного дома.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, решения и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемое предписание признается судом незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с государственного инспектора Р. в пользу заявителя надлежит взыскать 2000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон-Энергия" удовлетворить.
Признать предписание государственного инспектора Кировского административного округа г. Омска по пожарному надзору Р. по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 582/1/1, вынесенное 09.06.2010 обществу с ограниченной ответственностью "Микрорайон-Энергия" об освобождении в срок до 01.09.2010 пути эвакуации (лестничной клетки) на площадке на 5 этаже (кв. 12, 13, 14) от металлической решетки, незаконным.
Взыскать с государственного инспектора Кировского административного округа г. Омска по пожарному надзору Р. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон-Энергия" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение о признании недействительным ненормативного правового акта подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд Омской области.

Судья
Г.В.Стрелкова




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по делу № А46-8220/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Омской области от 11.08.2010 по делу № А46-8220/2010
Ненормативный правовой акт государственного инспектора по пожарной безопасности признан судом недействительным, поскольку не верно определено лицо, ответственное за освобождение путей эвакуации в многоквартирном доме. Установлено, что управляющая компания многоквартирного дома не имеет права в произвольном порядке демонтировать имущество, собственником которого не является.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru