Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 сентября 2010 г. по делу № 03-29/2010

Новгородский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Колокольцева Ю.А.,
при секретаре - З.,
с участием прокурора - Степановой Е.И.,
с участием представителей заинтересованных лиц - Администрации Новгородской области - П., С. и Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новгородской области о частичном оспаривании Постановления Администрации Новгородской области "О территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" № 101 от 11 марта 2010 г.,

установил:

Постановлением Администрации Новгородской области № 101 от 11 марта 2010 г. "О территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год", опубликованным в областной газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) № 8 от 24 марта 2010 г., утверждена территориальная Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год (далее - Территориальная Программа).
В последующем, в Постановление Администрации Новгородской области № 101 от 11 марта 2010 г. вносились изменения постановлениями Администрации Новгородской области от 23 июня 2010 г. № 287 и от 27 июля 2010 г. № 360, опубликованными в областной газете "Новгородские ведомости" № 1 от 02 июля 2010 г. и № 5 от 06 августа 2010 г.
Прокурор Новгородской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащим закону и недействующим со дня вступления в силу решения суда Территориальную Программу в части слов: "6169,2 руб." в абзаце пятом "Подушевой норматив финансирования Программы (в расчете на одного человека в год)", "3057,8 руб." в абзаце шестом "в том числе за счет средств областного фонда ОМС" раздела "Объемы и источники финансирования Программы" в Паспорте территориальной Программы; "129,5" в строке 11, "745,1" в строке 12, "359,0" в строке 13 графы 6 таблицы № 2 приложения № 1 Территориальной Программы.
В обоснование заявления прокурор Новгородской области ссылается на то, что постановление Администрации Новгородской области в оспариваемой части устанавливает заниженные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения по сравнению с аналогичными нормативами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2009 г. № 811 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" (далее - Федеральная Программа). Занижение Постановлением Администрации Новгородской области № 101 от 11 марта 2010 г. нормативов финансирования, снижает уровень гарантий граждан, проживающих на территории Новгородской области, на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего объема и качества, нарушает интересы государственных и муниципальных медицинских учреждений на возмещение расходов по обслуживанию пациентов из соответствующего бюджета.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, дополнив их требованием о признании по указанным выше мотивам недействующим Постановление Администрации Новгородской области от 11 марта 2010 г. № 101 в части слов: "6169,2 руб." в строке 1 "Утвержденная стоимость Программы на одного жителя" таблицы № 1 приложения № 1 "Мероприятия по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2010 год" Территориальной Программы.
Представители Администрации Новгородской области с заявлением не согласились по тем мотивам, что в оспариваемой части Постановление Администрации области принято с соблюдением требований федерального законодательства, в пределах предоставленных Администрации области полномочий и с учетом Федеральной Программы, которая не устанавливает требований о соответствии упомянутых нормативов Территориальной Программы нормативам Федеральной Программе.
Выслушав объяснения прокурора и представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее - Основы об охране здоровья граждан). Согласно пункту 16 ст. 5 и пункту 4 ст. 6 Основ об охране здоровья граждан, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, а к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 22 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании Российской Федерации" базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации). На основе базовой программы органы государственного управления областей утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
В соответствии со статьей 20.1 Основ об охране здоровья граждан Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования (часть 1).
В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи (часть 2).
Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (часть 3).
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования (часть 4).
Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи (часть 5).
Таким образом, вопрос об установлении государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и утверждение соответствующей Программы находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а потому территориальная Программа должна соответствовать Программе, утвержденной Правительством Российской Федерации, в том числе и в части нормативов объема медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2009 г. № 811 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, которая, исходя из ее I-го раздела "Общие положения", определяет нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения.
Разделом V "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь" Федеральной Программы определены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Федеральной Программой в 2010 году за счет средств обязательного медицинского страхования, и в среднем составляют:
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций (соответствующих структурных подразделений) - 168,4 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 470,5 рубля;
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях (соответствующих структурных подразделениях) - 1167 рублей.
Между тем в Территориальной Программе, утвержденной Постановлением Администрации Новгородской области № 101 от 11 марта 2010 г. (в редакции от 23 июня 2010 г. № 287 и от 27 июля 2010 г.), установлены иные, по сравнению с базовыми показателями нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Так, в строках 11 - 13 графы 6 таблицы № 2 приложения № 1 Территориальной Программы нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в 2010 году за счет средств обязательного медицинского страхования составляют:
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций (соответствующих структурных подразделений) - 129,5 рубля (федеральный норматив 168,4 рубля);
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 359,0 рубля (федеральный норматив 470,5 рубля);
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях (соответствующих структурных подразделениях) - 745,1 рубля (федеральный норматив 1167 рубля).
Указанным выше Разделом V Федеральной Программы подушевые нормативы финансового обеспечения установлены в расчете на 1 человека в год и составляют в среднем 7633,4 рубля, из них 4059,6 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования. При этом в том же разделе Федеральной Программой предусмотрено, что подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных разделом V Программы.
Однако в Разделе "Объемы и источники финансирования Программы" Паспорта Территориальной Программы подушевые нормативы финансового обеспечения, установленные в расчете на 1 человека в год, составляют в среднем 6169,2 рубля, в том числе за счет средств областного фонда обязательного медицинского страхования - 3057,8 рубля, что ниже, установленных подушевых нормативов финансового обеспечения Федеральной Программой. В связи с тем, что указанные подушевые нормативы финансового обеспечения занижены, занижена и утвержденная стоимость Территориальной Программы на одного жителя, определенная в строке 1 таблицы № 1 приложения № 1 "Мероприятия по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2010 год" в размере 6169,2 руб.
При таких обстоятельствах нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения, установленные Постановлением Администрации Новгородской области от 11 марта 2010 г. № 101 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год", ниже таких же нормативов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2009 г. № 811 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год".
Доводы представителей заинтересованного лица о том, что ни законом, ни Федеральной Программой не установлено требований о соответствии упомянутых нормативов Территориальной Программы нормативам Федеральной Программе, неосновательны, так как из приведенных выше законодательных и нормативных правовых актов следует, что объем и условия оказания медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в федеральной (базовой) программе. При ином толковании приведенных актов терялся бы смысл разработки и утверждения Федеральной Программы и снижался бы уровень правовых гарантий прав граждан в области объема бесплатной медицинской помощи, установленных федеральным законодателем.
В этой связи неосновательны и доводы представителей Администрации области о том, что установленные в Федеральной Программе нормативы являются усредненными, что позволяет Администрации области в своей территориальной Программе устанавливать иные нормативы объема медицинской помощи, как ниже, так и выше тех, что установлены в Федеральной Программе.
Ссылка представителей Администрации области в подтверждение своих возражений на информационное письмо Минздравсоцразвития РФ от 21 декабря 2009 г. № 20-0/10/2-10360 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 г.", несостоятельна, поскольку это письмо носит рекомендательный характер и не содержит каких-либо правовых норм, устанавливающих нормативы, которые бы противоречили положениям Федеральной Программы.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает установленным, что в оспариваемой части Территориальная Программа, утвержденная Постановлением Администрации Новгородской области от 11 марта 2010 г. № 101 противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства.
Согласно части 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела Постановление Администрации Новгородской области от 11 марта 2010 г. № 101 в оспариваемой части противоречит действующему федеральному законодательству и его применение в этой части может привести к нарушению прав жителей Новгородской области, заявление прокурора Новгородской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Новгородской области о частичном оспаривании Постановления Администрации Новгородской области от 11 марта 2010 г. № 101 "О территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда территориальную Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденную Постановлением Администрации Новгородской области от 11 марта 2010 г. № 101 (в редакции от 23 июня 2010 г. и от 27 июля 2010 г.),
в части слов: "6169,2 руб." в абзаце пятом "Подушевой норматив финансирования Программы (в расчете на одного человека в год)" и "3057,8 руб." в абзаце шестом "в том числе за счет средств областного фонда ОМС" раздела "Объемы и источники финансирования Программы" в Паспорте территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год;
в части слов: "6169,2 руб." в строке 1 "Утвержденная стоимость Программы на одного жителя" таблицы № 1 приложения № 1 "Мероприятия по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2010 год" территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год;
в части слов: "129,5" руб. в строке 11, "745,1" руб. в строке 12, "359,0" руб. в строке 13 графы 6 таблицы № 2 приложения № 1 территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год.
Решение может быть обжаловано, а прокурором - принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, а именно с 10 сентября 2010 г.

Судья
Новгородского областного суда
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новгородского областного суда от 02.09.2010 по делу № 03-29/2010
О признании недействующим Постановления Администрации Новгородской области от 11.03.2010 № 101 "О территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru