Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


Прокуратура Российской Федерации

ПРОКУРАТУРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ
от 22 октября 2010 г. № 21-04-2010

НА ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН ОТ 18.12.2009 № 106-ОЗ
"ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2011 И 2012 ГОДОВ"

Приложением 22 к областному закону от 18.12.2009 № 106-оз "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Областной закон № 106-оз) утверждены межбюджетные трансферты муниципальным бюджетам на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2010 год, приложением 23 - на 2011 и 2012 годы.
Абзацем 36 части 3 статьи 11 Областного закона № 106-оз предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных образований на 2010 год на выплату компенсации части платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в Ленинградской области, с распределением согласно приложению 65 в соответствии с Порядком, утвержденным согласно приложению 117.
Указанные положения Областного закона № 106-оз противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и(или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций, местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 52.2 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Текст абзаца дан в соответствии с официальным текстом документа.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Вместе с тем Закон области о передаче органам местного самоуправления государственных полномочий Ленинградской области по выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в установленном порядке не принят.
Таким образом, приложения 22, 23 к Областному закону № 106-оз в части утверждения межбюджетных трансфертов муниципальным бюджетам в форме субвенций на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также абзац 36 части 3 статьи 11 Областного закона № 106-оз противоречат федеральному законодательству.
Не соответствуют федеральному законодательству также абзац 2 части 5 статьи 11 Областного закона № 106-оз, предусматривающий выделение субсидий бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на питание обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области, с распределением согласно приложению 67, приложения 22, 23 к Областному закону № 106-оз в части утверждения субсидий бюджетам муниципальных образований на указанные цели на 2010-2012 гг.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях.
Такое дополнительное финансирование предусмотрено областным законом от 30.06.2006 № 46-оз "Об организации питания обучающихся в отдельных образовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области" (далее - Областной закон № 46-оз).
Областным законом № 46-оз, в частности, установлено (ч. 2. ст. 1) право каждого обучающегося 1-4-х классов образовательного учреждения на ежедневное бесплатное получение 0,2 литра молока, а также право определенных категорий детей, включая детей из малоимущих семей, детей-инвалидов, на питание на бесплатной основе, (ст. 2).
Согласно ст. 3 Областного закона № 46-оз порядок организации бесплатного питания в образовательных учреждениях устанавливается Правительством Ленинградской области. Средства на финансирование расходов по обеспечению обучающихся питанием на бесплатной основе ежегодно предусматриваются в областном бюджете Ленинградской области и передаются в виде субвенций бюджетам муниципальных районов и городского округа.
Обеспечение бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и может осуществляться органами местного самоуправления из местных бюджетов исключительно за счет субвенций из бюджета субъекта при условии передачи данного государственного полномочия в установленном законом порядке.
Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится решение вопросов социальной поддержки малоимущих граждан.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6.1 ст. 29 Закона РФ "Об образовании", пп. 13, 13.1, 14, 14.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области образования относятся обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты Российской Федерации, а органы местного самоуправления несут только расходы на содержание зданий и коммунальные расходы.
Согласно статье 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органами местного самоуправления по вопросам местного значения.
Учитывая, что организация бесплатного питания обучающихся в образовательных учреждениях не относится к вопросам местного значения, определенным статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также другими федеральными законами, то ее реализация в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации является расходным обязательством Ленинградской области.
На основании ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты муниципальным образованиям на указанные цели могут предоставляться только в форме субвенций при условии наличия закона Ленинградской области о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями. Однако такой областной закон не принят.
В силу ч. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принятия нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации, а также установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и предоставление указанных трансфертов входит в число бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенных в статье 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В то же время в силу статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свои полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Законы субъектов, принятые при реализации бюджетных полномочий, не должны противоречить Бюджетному кодексу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:

1. Привести в соответствие с федеральным законодательством Областной закон Ленинградской области от 18.12.2009 № 106-оз "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", а именно: приложения 22, 23, абз. 36 ч. 3 ст. 11, абз. 2 ч. 5 ст. 11.
2. Рассмотреть протест на ближайшем заседании Законодательного Собрания Ленинградской области с участием прокурора. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

Прокурор Ленинградской области
государственный советник
юстиции 3 класса
С.И.Литвиненко




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Данный протест признан обоснованным постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 19.11.2010 № 1022.

Протест прокурора Ленинградской области от 22.10.2010 № 21-04-2010
"На областной закон от 18.12.2009 № 106-оз "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru