Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ингушетия


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Именем Республики Ингушетия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2010 г. № 1-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 5 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ ОТ 29 ФЕВРАЛЯ 2000 ГОДА № 2-РЗ
"О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ И ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ
ГРАЖДАНКИ Л.В. МАЛЬСАГОВОЙ

Конституционный Суд Республики Ингушетия в составе Председателя А.К. Гагиева, судей И.Б. Доскиева и И.М. Евлоева,
с участием: гражданки Л.В. Мальсаговой, полномочного представителя Народного Собрания Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия М.М. Мужухоевой, полномочного представителя Президента Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия Р.М. Бештоева,
руководствуясь статьей 96 (часть 3) Конституции Республики Ингушетия, пунктом 3 части 1 статьи 3, статьями 34, 92, 93, 94, 95 и 96 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 5 (в жалобе ошибочно указана часть 2 статьи 5) Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 года № 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы в Республике Ингушетия".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.В. Мальсаговой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Ингушетия оспариваемое заявителем законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика И.Б. Доскиева, объяснения Мальсаговой Л.В. и представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Правительства Республики Ингушетия - полномочного представителя Правительства Республики Ингушетия П.М. Костоевой, от Министерства труда и социального развития Республики Ингушетия - М.Э. Хашагульгова, от прокурора Республики Ингушетия - Г.А. Мурзабекова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Ингушетия

установил:

1. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 года № 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы в Республике Ингушетия" (в редакции Закона Республики Ингушетия от 29 апреля 2006 года № 44-РЗ) стаж государственной гражданской службы определяется в соответствии с федеральным законодательством, доплата к пенсии определяется в соответствии с Законом Республики Ингушетия "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия", Реестром государственных должностей и должностей государственной гражданской службы Республики Ингушетия.
Со ссылкой на данное положение Закона Республики Ингушетия, согласно которому устанавливаются стаж государственной гражданской службы и ежемесячная доплата к трудовой пенсии государственным гражданским служащим в Республике Ингушетия, Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия не засчитало в стаж государственной службы гражданки Л.В. Мальсаговой, замещавшей должность начальника протокольно-редакционного отдела Аппарата Народного Собрания Республики Ингушетия и уволившейся в апреле 2006 года в связи с выходом на пенсию по возрасту, 15-летний период работы в качестве преподавателя и в связи с отсутствием требуемого стажа государственной гражданской службы отказало ей в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Гражданка Л.В. Мальсагова обратилась в Назрановский районный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании незаконным решения Министерства труда и социального развития Республики Ингушетия об отказе в назначении доплаты к трудовой пенсии, который решением от 8 ноября 2006 года признал такое решение незаконным и обязал данное министерство установить ей указанную доплату. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия определением от 21 декабря 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований Л.В. Мальсаговой отказано. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2009 года Л.В. Мальсаговой отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению Л.В. Мальсаговой, оспариваемое законоположение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не допуская зачет в стаж государственной гражданской службы, необходимый для назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии государственным служащим Республики Ингушетия, иных периодов работы (службы), опыт и знание по которым необходимы для выполнения должностных обязанностей по занимаемой должности государственной службы, в то время как такие периоды подлежали зачету в этот стаж на основании статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 24 мая 1998 года № 5-РЗ "О стаже государственной службы государственного служащего Республики Ингушетия", действовавшего в период ее нахождения на государственной службе и в соответствии с которым ей был установлен общий стаж государственной службы 25 лет, нарушает ее права, гарантированные статьями 16, 17, 18 (части 1 и 2), 38 (части 1 и 2), 45 (часть 2), 54 Конституции Республики Ингушетия, и противоречит требованиям ее статей 7 (части 1 и 2), 18 (части 1 и 2) и 53 (часть 1).
В обоснование своих требований Л.В. Мальсагова ссылается на то, что решениями комиссии Народного Собрания Республики Ингушетия, оформленными протоколами № 21 от 15 марта 1999 года и № 2 от 21 апреля 2006 года, в соответствии с действовавшим на тот период законодательством Республики Ингушетия (Закон Республики Ингушетия от 24 мая 1998 года № 5-РЗ "О стаже государственной службы государственного служащего Республики Ингушетия", Закон Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 года № 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы в Республике Ингушетия", Закон Республики Ингушетия от 30 ноября 2005 года № 45-РЗ "О государственной гражданской службе Республики Ингушетия") ей были зачтены в стаж гражданской службы 15 лет работы преподавателем в качестве периода работы, опыт и знание по которому необходимы для выполнения должностных обязанностей по занимаемой должности начальника протокольно-редакционного отдела Аппарата Народного Собрания Республики Ингушетия. Решением Председателя Народного Собрания Республики Ингушетия от 3 мая 2006 года ей установлен общий стаж государственной гражданской службы - 25 лет, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 года № 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы в Республике Ингушетия" давало ей право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Однако Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия отказало гражданке Л.В. Мальсаговой в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, поскольку оспариваемым законоположением предусмотрено, что стаж государственной гражданской службы определяется в соответствии с федеральным законодательством, а согласно разделу Х Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года № 1233 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2001 года № 175) при исчислении стажа государственной службы федеральным государственным служащим, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, учитываются в порядке исключения иные отдельные периоды работы (службы), в совокупности не превышающие 5 лет, опыт и знание по которым были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещавшейся должности федеральной государственной службы.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Ингушетия по настоящему делу является положение части 1 статьи 5 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 года № 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы в Республике Ингушетия", предусматривающее, что стаж государственной гражданской службы, дающий право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии лица, замещавшего государственную должность или должность государственной гражданской службы в Республике Ингушетия, определяется в соответствии с федеральным законодательством, которое по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не позволяет засчитывать в стаж государственной службы, дающий право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, иные периоды работы, опыт и знание по которым необходимы для выполнения должностных обязанностей по занимаемой должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия, продолжительностью более 5 лет.
2. Конституция Республики Ингушетия (статья 38, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, отнесено к компетенции законодателя (часть 2 статьи 38 Конституции Республики Ингушетия).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится, согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
В силу Конституции Российской Федерации (статья 5, часть 2, статья 11, части 2 и 3, статья 76, часть 2) Республика Ингушетия может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
Республика Ингушетия в соответствии со статьей 5 Конституции Республики Ингушетия осуществляет собственное правовое регулирование на всей своей территории, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
2.1. Специфика государственной службы в Российской Федерации предопределяет особое правовое положение государственных служащих, обусловленное содержанием их профессиональной служебной деятельности, предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, вводимыми для них ограничениями, связанными с прохождением государственной службы. Исходя из этого и положений федерального законодательства, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных служащих субъектов Российской Федерации определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других существенных обстоятельств.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, которая подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов Российской Федерации, а также правовое положение гражданского служащего определяются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". К числу основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских служащих, повышение эффективности исполнения ими своих обязанностей, а также компенсировать установленные для гражданских служащих ограничения, указанный Федеральный закон относит государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52), в соответствии с которым должен устанавливаться стаж государственной гражданской службы Российской Федерации, предоставляющий гражданскому служащему право на получение пенсии за выслугу лет (часть 3 статьи 54). Аналогичные нормы содержит Закон Республики Ингушетия от 30 ноября 2005 года № 45-РЗ "О государственной гражданской службе Республики Ингушетия". Кроме того, в соответствии с частями 5 и 7 статьи 24 данного республиканского закона в стаж гражданской службы для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, для поощрения за гражданскую службу засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж, а существующее пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих Республики Ингушетия за выслугу лет сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
2.2. В целях обеспечения до принятия соответствующих федеральных законов защиты социальных прав лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной гражданской службы, Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 была введена ежемесячная доплата к государственной пенсии указанных лиц. Этим Указом субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии за счет собственных средств государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим.
В связи с введением в действие с 1 января 2002 года Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" лицам, замещавшим должности федеральной гражданской службы и получавшим по состоянию на 31 декабря 2001 года ежемесячную доплату к государственной пенсии, была установлена пенсия за выслугу лет. Данный Федеральный закон урегулировал условия пенсионного обеспечения исключительно федеральных государственных служащих.
Что касается государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К числу таких условий относится также определение порядка исчисления стажа гражданской службы, дающего право на получение доплаты к трудовой пенсии, и периодов предшествующей работы, которые засчитываются в указанный стаж.
2.3. При таких обстоятельствах, при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, Народное Собрание Республики Ингушетия вправе и обязано было самостоятельно урегулировать вопросы пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности и должности гражданской службы Республики Ингушетия, в том числе установить порядок исчисления стажа гражданской службы, дающего право на пенсию за выслугу лет (доплату к пенсии), условия зачета в него тех или иных периодов трудовой деятельности, предшествовавших такой службе. Такое регулирование должно осуществляться с соблюдением Конституции Российской Федерации и с учетом положений федерального законодательства, закрепляющих принципы государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, правовой статус гражданских служащих, элементом которого является право на государственное пенсионное обеспечение. Указанное право в равной степени принадлежит как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов Российской Федерации.
3. Законом Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 года № 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы в Республике Ингушетия" для лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы Республики Ингушетия была введена ежемесячная доплата к трудовой пенсии, выплачиваемая за счет средств республиканского бюджета, и определялись правила исчисления стажа государственной службы, дающего право на ее получение. В первоначальной редакции данный республиканский закон предусматривал, что стаж государственной гражданской службы и доплата к пенсии определяются в соответствии с Законом Республики Ингушетия "О стаже государственной службы государственного служащего Республики Ингушетия" и Законом Республики Ингушетия "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и должности государственной службы Республики Ингушетия". Согласно статье 3 Закона Республики Ингушетия "О стаже государственной службы государственного служащего Республики Ингушетия", действовавшего до сентября 2005 года, в стаж государственной службы государственных служащих Республики Ингушетия включались иные периоды работы (службы), опыт и знание по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по занимаемой должности государственной службы на основании решения комиссии по установлению трудового стажа соответствующего государственного органа.
Таким образом, законодатель Республики Ингушетия допускал включение в стаж гражданской службы, дающий право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, иных периодов работы (службы), опыт и знание по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по занимаемой должности, наделяя правом по их определению и принятию решения по их зачету в стаж гражданской службы комиссию по установлению трудового стажа государственного органа, в котором замещал должность государственный служащий.
Законом Республики Ингушетия от 29 апреля 2006 года № 44-РЗ в Закон Республики Ингушетия "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в Республике Ингушетия" были внесены изменения, которыми установлено, что стаж государственной гражданской службы, дающий право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, определяется в соответствии с федеральным законодательством.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно формулировал правовую позицию, согласно которой субъект Российской Федерации, устанавливая - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - условия назначения лицам, замещавшим должности гражданской службы, доплаты к трудовой пенсии, предоставляемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительно к их трудовой пенсии, вправе определять периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей государственной гражданской службе, помимо предусмотренной непосредственно федеральным законодательством, подлежат зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя в том числе из своих финансовых возможностей (Постановление от 16 июля 2007 года № 12-П, Определение от 25 февраля 2010 года № 169-О-О).
Законодатель Республики Ингушетия, регулируя на основании статей 7 (часть 2) и 38 (часть 2) Конституции Республики Ингушетия условия и порядок предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, связан необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства. Установленный Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Ингушетия принцип равенства охватывает все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и закрепленных в Конституции Республики Ингушетия, но и прав, приобретаемых на основании закона. Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию не могут устанавливаться произвольно. Они допустимы только в том случае, если обоснованны, преследуют конституционно значимые цели и реализуются посредством соразмерных правовых средств. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципов справедливости и равенства означает также запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, в данном случае для гражданских служащих Республики Ингушетия.
В результате изменения правил исчисления стажа и, соответственно, условий приобретения права на доплату к трудовой пенсии лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия и которым в соответствии с действующим законодательством в стаж гражданской службы были включены иные периоды работы, оказались в неравном положении с точки зрения объема их пенсионных прав - в зависимости от того, когда они оставили государственную гражданскую службу в связи с выходом на пенсию и обратились за назначением доплаты к пенсии, что не может быть признано оправданным с точки зрения защищаемых Конституцией Республики Ингушетия целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из ее статей 18 (части 1 и 2) и 38 (части 1 и 2).
При внесении в действующие законодательные акты изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан (в том числе определяющим условия реализации гражданами своих прав и свобод), законодателем должен быть соблюден принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, для чего в рассматриваемом случае необходимо было предусмотреть гарантии единого подхода к установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, работавшим в одинаковых условиях. Применительно к регламентации порядка исчисления стажа гражданской службы, напрямую связанного с таким условием профессиональной деятельности гражданского служащего, как гарантии пенсионного обеспечения, вышеуказанное означает недопустимость распространения новых правил на периоды, которые в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием подлежали зачету в стаж гражданской службы, если эти правила неблагоприятным образом отражаются на его правовом положении.
4. Законы Республики Ингушетия в силу статьи 7 Конституции Республики Ингушетия не могут противоречить как Конституции Республики Ингушетия, так и федеральным законам, а их нормы должны характеризоваться определенностью, ясностью и недвусмысленностью содержания.
В нормативном содержании оспариваемого положения части 1 статьи 5 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 года № 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы в Республике Ингушетия" отсутствует необходимая определенность и ясность. В частности, из содержания отсылочной нормы на федеральное законодательство непонятно, какими именно нормативными правовыми актами Российской Федерации необходимо руководствоваться при определении стажа гражданской службы, дающего право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
В федеральном законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие порядок исчисления стажа гражданской службы, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии гражданских служащих субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. № 1233, примененное в деле Л.В. Мальсаговой, регламентирует отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий и пенсионным обеспечением федеральных государственных служащих, и не содержат норм, касающихся гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Более того, часть 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" прямо предусматривает, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом, оспариваемое заявителем положение республиканского закона отсылает к федеральному законодательству, тогда как федеральный закон относит данный вопрос к ведению субъектов Российской Федерации.
Между тем, общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 18 Конституции Республики Ингушетия), основанного на соответствующем положении Конституции Российской Федерации, поскольку такое равенство может быть обеспечено только при условии единообразного толкования и применения правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона. Такая правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 21 января 2010 года № 1-П.
Таким образом, положение части 1 статьи 5 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 года № 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы в Республике Ингушетия", устанавливающее, что стаж государственной гражданской службы, дающий право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, определяется в соответствии с федеральным законодательством, не соответствует Конституции Республики Ингушетия, ее статьям 7 (части 1 и 2), 18 (части 1 и 2) и 38 (части 1 и 2). Что касается ссылок заявителя на статьи 16, 17, 45, 53 и 54 Конституции Республики Ингушетия, то они регулируют другие вопросы, а потому доводы о противоречии оспариваемого законоположения этим нормам являются необоснованными.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 68, статьями 69 - 71, 75, 96 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", Конституционный Суд Республики Ингушетия

постановил:

1. Признать положение части 1 статьи 5 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 года № 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы в Республике Ингушетия", устанавливающее, что стаж государственной гражданской службы, дающий право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, определяется в соответствии с федеральным законодательством не соответствующим Конституции Республики Ингушетия, ее статьям 7 (части 1 и 2), 18 (части 1 и 2) и 38 (части 1 и 2).
2. Народному Собранию Республики Ингушетия надлежит обеспечить правовое регулирование вопросов определения стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Ингушетия, дающего право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, с учетом настоящего Постановления.
3. Правоприменительные решения по делу гражданки Л.В. Мальсаговой, основанные на положении части 1 статьи 5 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 года № 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы в Республике Ингушетия", признанном Конституционным Судом Республики Ингушетия неконституционным, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет других препятствий.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Согласно статье 74 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Ингушетия.

Председатель
А.К.Гагиев

Судьи
И.Б.Доскиев
И.М.Евлоев




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Конституционного Суда РИ от 29.11.2010 № 20-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 5 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 года № 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы в Республике Ингушетия" в связи с жалобой гражданки Л.В. Мальсаговой"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru