Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2010 г. по делу № А79-9874/2010

Резолютивная часть решения объявлена 09.12.2010. Полный текст решения изготовлен 15.12.2010.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
администрации города Чебоксары Чувашской Республики
о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в бюджет города Чебоксары убытков в размере 1 030 000 рублей,
третьи лица:
Министерство финансов Чувашской Республики, г. Чебоксары,
Министерство внутренних дел по Чувашской Республике, г. Чебоксары,
при участии:
от истца - С. по доверенности от 30.12.2009 № 29/01-5640,
от ответчика - М. по доверенности от 21.01.2010 № 21-01/427959,

установил:

администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - истец) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике о взыскании 1 030 000 руб.
Истец указал, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 31.01.2007 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения К.И. на состав семьи из 3 человек, являющемуся участковым уполномоченным милиции. Указанное решение исполнено администрацией города Чебоксары в августе 2008 года.
К.И. участковому уполномоченному милиции предоставлена квартира № 1 площадью 52,8 кв. м в доме <...>.
В соответствии с договором передачи № 03-09-615 от 19.03.2010 данная квартира перешла в собственность семьи К.И.
Согласно отчету № 5558 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества стоимость квартиры <...> оценена в 1 030 000 руб. Данные расходы являются для администрации города Чебоксары убытками и подлежат возмещению за счет федерального бюджета.
Согласно статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Указанная обязанность органов местного самоуправления касается обеспечения жильем сотрудников органов милиции, которые находятся на территории муниципального образования. Поскольку содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имея и общегосударственное и местное значение, подлежат совместному решению государственными органами и органами местного самоуправления.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 08.07.2004 № 303-О, от 15.02.2005 № 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью, по смыслу статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.
По мнению истца, положения статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Истец считает, что расходы, понесенные администрацией г. Чебоксары в результате исполнения акта суда общей юрисдикции, обязывающее предоставить сотруднику милиции, признанному нуждающемуся в улучшении жилищных условий, отдельной благоустроенной жилого помещения по нормам предоставления жилой площади в соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации "О милиции", подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по компенсации расходов на реализацию установленных законом льгот, является непосредственно публично-правовое образование.
В случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По мнению истца, финансовым органом, уполномоченным выступать от имени казны Российской Федерации, является Министерство финансов Российской Федерации, на какой-либо иной орган данная обязанность в настоящее время не возложена.
Истец считает, что Российская Федерация, законодательно установив льготы по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью, приняла на себя обязательство по обеспечению расходов по их предоставлению за счет средств федерального бюджета. Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов в данном случае обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений, определенным в Законе Российской Федерации "О милиции" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. В связи с чем истец просит взыскать 1 030 000 руб. расходов, понесенных в результате предоставления благоустроенной квартиры.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Министерства Финансов Российской Федерации в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Министерства финансов Чувашской Республики и Министерства внутренних дел по Чувашской Республике в предварительное судебное заседание не явились.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 31.01.2007 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения К.И., являющемуся участковым уполномоченным милиции, на семью из трех человек.
Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 10.09.2008 № 998 участковому уполномоченному милиции К.И. и членам его семьи К.Е., К.Г. предоставлена двухкомнатная квартира № 1 общей площадью 52,8 кв. м в <...>.
Данная квартира являлась муниципальной собственностью.
На основании договора от 19.03.2010 № 03-09-615 администрация г. Чебоксары передала эту квартиру в собственность К.И., К.Г., К.Е.
Право собственности К.И., К.Г., К.Е. на квартиру зарегистрировано в установленном порядке.
Согласно отчету ООО "Бюро оценки собственности" № 5558 об определении рыночной стоимости жилого помещения (квартиры) по состоянию на 03.08.2010 стоимость указанной квартиры составляет 1 030 000 руб.
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 30 Закона о милиции сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Указанной нормой не определен источник и порядок финансирования расходов, возникающих у перечисленных в ней исполнителей при ее реализации.
Возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Определениях от 08.07.2004 № 303-О "По жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", от 15.02.2005 № 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона "О милиции", от 17.10.2006 № 485-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 30 Закона "О милиции" компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 6 и 71 Федарального конституционного закона, а не Федерального Конституционного Суда.

Правовая позиция, изложенная в вышеназванных определениях Конституционного Суда Российской Федерации в силу статей 6 и 71 Федерального Конституционного Суда Российской Федерации является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Поскольку льгота по предоставлению жилой площади работникам милиции предусмотрена федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.
Судом установлено, что на федеральном уровне порядок компенсации расходов органов местного самоуправления, на которых возложена обязанность по обеспечению жильем данной категории граждан, не разработан.
Однако, поскольку обязанность предоставления жилых помещений предусмотрена федеральным законодательством, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование данных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что денежные средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета не выделялись.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом установлено, что право собственности в отношении квартиры № 1 общей площадью 52,8 кв. м в <...> перешло к участковому уполномоченному милиции К.И. и членам его семьи (договор передачи от 19.03.2010 № 03-09-615, л.д. 7).
Поскольку право муниципальной собственности названной квартиры прекращено в связи с ее передачей в порядке приватизации в личную собственность граждан, у администрации г. Чебоксары в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возникло право на возмещение причиненных убытков, а у ответчика обязанность компенсировать стоимость утраченного жилого помещения.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность в данном случае должна быть возложена на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета.
Доказательств выделения Министерству внутренних дел Чувашской Республики либо Министерству финансов Чувашской Республики средств для финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями участковых уполномоченных, не имеется.
Возмещение стоимости жилого помещения в размере 1 030 000 руб. является равнозначным и полным, как это предусмотрено статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации - стоимость квартиры установлена на момент выбытия квартиры из собственности муниципального образования. Поэтому в качестве подтверждения размера убытков принимается оценка ООО "Бюро оценки собственности".
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих указанную выше стоимость жилого помещения, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению как обоснованные нормами материального права, подтвержденные представленными доказательствами в сумме 1 030 000 руб.
От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход бюджета г. Чебоксары Чувашской Республики в лице администрации г. Чебоксары убытки в размере 1 030 000 рублей (один миллион тридцать тысяч руб. 00 коп.), понесенные в результате предоставления двухкомнатной квартиры № 1 общей площадью 52,8 кв. м. в <...> участковому уполномоченному милиции К.И. и членам его семьи.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.12.2010 по делу № А79-9874/2010
<Об удовлетворении иска о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления благоустроенной квартиры>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru