Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2010 г. № 56-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
МАРКОВОЙ ВЕРЫ АНДРЕЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПУНКТОМ 3.1 ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 23.1 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН "О ВЕТЕРАНАХ ВОЙНЫ, ТРУДА И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ"

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей Ф.Р.Муратшина, Е.Л.Слепнева,
заслушав в заседании заключение судьи Е.Л.Слепнева, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданка Маркова В.А. просит проверить конституционность пункта 3.1 части 4 статьи 23.1 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил", согласно которому ветеранам труда, имеющим продолжительный стаж работы, устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 130 рублей.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, предусматривающее ветеранам труда, имеющим продолжительный стаж работы, меры социальной поддержки в меньшем объеме по сравнению с объемом мер, предоставляемых другим категориям ветеранов труда, нарушает конституционные принципы справедливости и равенства, закрепленные в статьях 19, 42 и 45 Конституции Республики Башкортостан.
2. Семья, материнство, отцовство, детство, инвалиды и пожилые граждане находятся под защитой Республики Башкортостан. В Республике Башкортостан каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть первая статьи 42 и часть первая статьи 45 Конституции Республики Башкортостан).
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1) социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3).
Вышеназванный Федеральный закон предусматривает, что по указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 статьи 26.3).
Законом Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года № 55-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил", принятым во исполнение приведенных норм по вопросам социальной защиты, расширен круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки. В частности, с 1 января 2009 года ветеранами труда признаются лица, имеющие страховой стаж, учитываемый в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", мужчины - не менее 40 лет, женщины - не менее 35 лет и достигшие возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, 60 и 55 лет соответственно; им присваивается звание "Ветеран труда, имеющий продолжительный стаж работы" (подпункты "а" и "б" пункта 1 статьи 1).
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" данная категория ветеранов труда прямо не предусматривается.
Ветеранам труда, имеющим продолжительный стаж работы, в Законе Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" (часть 2 статьи 22) установлены независимо от прекращения ими трудовой деятельности и наравне с другими категориями ветеранов труда следующие меры социальной поддержки:
1) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также оказание медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан;
2) при наличии медицинских показаний право на обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Кроме того, ветераны труда названной категории имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере 130 рублей (пункт 3.1 части 4 статьи 23.1 Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил").
3. Как следует из жалобы, заявитель не удовлетворен вышеуказанным объемом социальной поддержки и настаивает на предоставлении ветеранам труда, имеющим продолжительный стаж работы, дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также ежегодного отпуска в удобное для них время и отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году при продолжении своей трудовой деятельности, установленных для ветеранов труда из числа лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 7 Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил".
3.1. Из приведенных положений федеральных законов, регулирующих разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки ветеранов труда, следует, что предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств их бюджета, исходя из имеющихся собственных финансовых возможностей.
В Республике Башкортостан меры социальной поддержки ветеранов труда, имеющих продолжительный стаж работы, являются дополнительными и определяющие их нормы Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил", включая оспариваемое положение, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан и конституционный принцип равенства всех перед законом и судом. Объем мер социальной поддержки применительно к данной категории ветеранов труда может дифференцироваться с учетом продолжительности добросовестного труда, значимости его для государства и общества и иных критериев и, соответственно, отличаться от объема мер социальной поддержки, предоставляемых другим категориям ветеранов труда.
Согласно неоднократно выраженной правовой позиции Конституционного Суда Республики Башкортостан, в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Республики Башкортостан составляет дискреционное полномочие органов государственной власти Республики Башкортостан решение вопросов, касающихся установления форм социальной защиты и объема социальной поддержки, а также определение перечня лиц, на которых, наряду с ветеранами труда, распространяются эти меры социальной поддержки (Постановления от 21 мая 2008 года № 29-П и от 30 апреля 2009 года № 30-П; определения от 14 июля 2009 года № 38-О, от 7 апреля 2010 года № 48-О и др.).
Постановленный в жалобе вопрос об установлении в Республике Башкортостан одинакового объема мер социальной поддержки всем категориям ветеранов труда, вне зависимости от оснований присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда, имеющий продолжительный стаж работы", может быть решен только соответствующим правотворческим органом и не входит в полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, пунктом "а" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Марковой Веры Андреевны, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса не подведомственно Конституционному Суду Республики Башкортостан.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан




Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 17.01.2011, № 2(344), ст. 76


Определение Конституционного Суда РБ от 15.10.2010 № 56-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Марковой Веры Андреевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3.1 части 4 статьи 23.1 Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru