Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 2009 г. по делу № А79-8598/2009

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании 27.10.2009 - 03.11.2009 дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "НФК-Сбережения"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары,
третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике в лице Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств,
общество с ограниченной ответственностью "Атлант",
С., О.
о признании незаконными действий инспекции и о признании недействительными свидетельства,
при участии: от заявителя - П.В. по доверенности от 18.05.2009 (выдана на три года), К.А. по доверенности от 07.09.2009 (выдана на три месяца), Н. - руководителя, от инспекции - А. по доверенности от 11.12.2008 № 05-22/338, от учредителей ООО "Атлант" (О., С.О.) П.А. по доверенности от 16.09.2009, от 10.04.2009 № 21-01/370981, Ф. - по доверенности № 21-01/24716 от 25.09.2008 (сроком на три года), № 21-0/371139 от 23.04.2009 (сроком на три года)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "НФК-Сбережения" (далее - ООО "НФК-Сбережения", заявитель) обратилось в суд с требованием о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - инспекция, налоговый орган) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записей от 25.05.2009 о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее - ООО "Атлант") и о формировании ликвидационной комиссии ООО "Атлант" и признании недействительными свидетельств о внесении вышеуказанных записей.
Требования мотивированы тем, что 26.12.2008 в связи с принятием Третейским судом при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики обеспечительных мер по иску ООО "НФК-Сбережения" к С.О. и О. Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике (далее - служба судебных приставов) были возбуждены исполнительные производства № № 2/17955/833/21/2008, 2/17954/834/21/2008 и вынесены постановления от 29.12.2008. На основании постановлений С.О. и О. был объявлен запрет на любое распоряжение долями в уставных капиталах принадлежащих им хозяйственных обществ, а также объявлен запрет инспекции проводить какие-либо регистрационные действия по отчуждению (увеличению, уменьшению, продаже) долей в уставных капиталах данных юридических лиц.
Указанный запрет распространялся и на ООО "Атлант" по 50% в уставном капитале которого принадлежит С.О. и О. соответственно.
На основания решения от 09.02.2009 по вышеуказанному иску были выданы исполнительные листы от 24.03.2009 № 2-726-09 и от 03.04.2009 № 13-103/09, на основании которых 30.03.2009 и 06.04.2009 были возбуждены исполнительные производства № № 21/2/9562/21/2009 и 21/2/10268/21/2009 соответственно.
На основании указанных исполнительных производств 03.04.2009 в целях обеспечения наложения ареста на имущество и в дополнение к постановлениям о запрете от 29.12.2008 службой судебных приставов были вынесены постановления о запрете совершать С.О. и О. действия по ликвидации принадлежащих им обществ с ограниченной ответственностью, в том числе ООО "Атлант" и о запрете инспекции проводить действия по ликвидации этих юридических лиц, в том числе регистрировать решения по их ликвидации.
Определением от 23.07.2009 Третейского суда при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики было удовлетворено требование ООО "НФК-Сбережения" об изменении способа исполнения решения от 09.02.2009, обращено взыскание на 50% долей, принадлежащих С.О. в уставном капитале ООО "Атлант" и 50% принадлежащих О. в уставном капитале ООО "Атлант".
Несмотря на запрет судебных приставов, 18.05.2009 участники ООО "Атлант" С.О. и О. приняли решение о добровольной ликвидации общества - протокол № 4, а 25.05.2009 инспекцией были внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации ООО "Атлант" и о формировании ликвидационной комиссии ООО "Атлант". Налоговым органом были выданы соответствующие свидетельства.
Таким образом, как указывает заявитель, действия регистрирующего органа противоречат требованиям статей 6, 7, 64, 80 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.09.2009 к участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ООО "Атлант", а также Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике в лице Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств.
Определением суда от 16.09.2009 к участию в деле также были привлечены участники ООО "Атлант" С.О., О.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали в полном объеме.
Представитель Инспекции ФНС России по г. Чебоксары требования не признал, указав, что 30.12.2008 за вх. № № 175024, 175307, 174706, 174710 и 175303 в Инспекцию поступили постановления о запрете распоряжения имуществом от 29.12.2008 судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике К.К., которыми последний объявил запрет должникам О/ и С.О. на распоряжение имуществом (увеличение, уменьшение, продажу) долями в уставном капитале ООО "Атлант", а также запретил Инспекции с момента получения постановлений проводить регистрационные действия по отчуждению (увеличению, уменьшению, продаже) указанного имущества.
18.05.2009 за вх. № № 3240 и 3241 в Инспекцию от ООО "Атлант" поступили, соответственно, уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме № Р15001 вместе с протоколом общего собрания учредителей ООО "Атлант" от 18.05.2009 № 4 и уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) по форме № Р15002.
Как указывает представитель Инспекции, для данного вида регистрации в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) были представлены все необходимые документы, у Инспекции отсутствовали сведения о наличии каких-либо запретов уполномоченных на это органов или должностных лиц на осуществление государственной регистрации. В связи с чем в ЕГРЮЛ были внесены записи от 25.05.2009 за государственным регистрационными номерами 2092130183066 - внесение в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации и 2092130183088 - внесение в ЕГРЮЛ сведений о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего).
Постановления о запрете распоряжения имуществом от 03.04.2009, которыми судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике К.К. объявил запрет должникам О. и С.О. на совершение действий, связанных с ликвидацией ООО "Атлант", а также запретил Инспекции с момента получения постановлений проводить действия по ликвидации ООО "Атлант", поступили в Инспекцию лишь 15.07.2009 за вх. № 092693.
Таким образом, как считает представитель Инспекции, требования ООО "Инвестиционная компания "НФК-Сбережения" по настоящему делу являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как на момент совершения оспариваемых действий регистрирующему органу не было известно о существовании запрета судебного пристава-исполнителя на осуществление государственной регистрации по внесению в ЕГРЮЛ записей о принятии решения о ликвидации ООО "Атлант" и о формировании ликвидационной комиссии.
На данном заседании судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств представил на обозрение суда материалы исполнительного производства в отношении О. и С.О. суду пояснил, что согласно имеющихся документов 04.04.2009 в адрес ИФНС по г. Чебоксары. О. и С.О. были направлены постановления, содержащие запрет должникам О. и С.О. на совершение действий, связанных с ликвидацией ООО "Атлант", а также запрет Инспекции с момента получения постановлений проводить действия по ликвидации ООО "Атлант". Указанные документы были направлены заказными письмами с уведомлениями.
Представитель ООО "Атлант" на данное судебное заседании не явился, ранее в ходе предварительного заседания пояснил, что записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 25.05.2009 о ликвидации ООО "Атлант" и о формировании ликвидационной комиссии ООО "Атлант" были внесены в соответствии с действующим законодательством.
Представители учредителей ООО "Атлант" О. и С.О. с требованиями заявителя не согласились. Просили суд учесть, что на момент принятия решения о ликвидации ООО "Атлант" каких-либо запретов на принятие подобного решения судебным приставом-исполнителем не выносилось, о них никому не было известно.
Принятие решения о ликвидации ООО "Атлант" было направлено на то, чтобы произвести полный расчет с кредиторами ООО "Атлант", однако в ходе добровольной ликвидации общества комиссией была выявлена недостаточность имущества для полного расчета с кредиторами, в связи с чем подано заявление в Арбитражный суд Чувашской Республики о признании общества несостоятельным (банкротом).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя, инспекции и третьих лиц, заслушав в качестве свидетеля К.К., суд установил.
Как следует из материалов дела, 18.05.2009 состоялось общее собрание участников ООО "Атлант", на котором присутствовали О. и С.О., владеющие в совокупности 100% доли уставного капитала общества.
По результатам обсуждения участниками общества были приняты решения по всем 4 пунктам повестки дня:
1. В связи с недостаточной прибылью и нерентабельностью ликвидировать ООО "Атлант" (ОГРН 1062130015265, ИНН 2130010412),
2. Назначить ликвидационную комиссию в составе трех человек: П.С., С.О., С.А.,
3. Довести до сведения ИФНС РФ по г. Чебоксары, а также другие государственные органы, что ООО "Атлант" находится в стадии ликвидации,
4. Поручить ликвидационной комиссии выполнять все необходимые действия, связанные с ликвидацией ООО "Атлант" в соответствии с требованиями действующего законодательства.
18.05.2009 в адрес регистрирующего органа обратилось ООО "Атлант" с уведомлением о принятии решения учредителями общества о ликвидации общества и о формировании ликвидационной комиссии.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары на основании уведомления ООО "Атлант" и представленных документов 25.05.2009 были внесены соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц: за государственным регистрационным номером 2092130183066 - о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации и за государственным регистрационным номером 2092130183088 - о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего).
ООО "НФК-Сбережения" полагая, что данные действия регистрирующего органа нарушают его законные права и интересы, обратилось в суд с требованием о признании действий незаконными, признав одновременно недействительными и свидетельства о внесении указанных записей.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых правовых актов, решений, действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В пунктах 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Статья 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (часть 3).
Часть 2 данной статьи предусматривает, что регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Таким образом, регистрирующий орган в данном случае действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Что касается доводов заявителя о несоблюдении требований ФЗ "Об исполнительном производстве", именно статей 6, 7, 64, 80, то следует учесть следующее.
Так, в обоснование доводов заявитель ссылается на неисполнение постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике К.К. от 03.04.2009, которыми последний объявил запрет должникам О. и С.О. на совершение действий, связанных с ликвидацией ряда юридических лиц в том числе с принятием решений об их ликвидации, включая ООО "Атлант". Пунктом 2 данных постановлений ИФНС РФ по г. Чебоксары с момента получения настоящих постановлений запрещено проводить действия по ликвидации ряда юридических лиц, включая ООО "Атлант" - учредителями которых являлись О. и С.О.
Между тем, исследовав все представленные доказательства, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу, в адрес регистрирующего органа постановления судебного пристава-исполнителя от 03.04.3009 (л.д. 14 - 15 том 1) поступали лишь 15.07.2009 за вх. № 092693.
Таким образом, ИФНС по г. Чебоксары на момент совершения оспариваемых действий, а именно 25.05.2009, не было известно о существовании запрета судебного пристава-исполнителя на осуществление государственной регистрации по внесению в ЕГРЮЛ записей о принятии решения о ликвидации ООО "Атлант" и о формировании ликвидационной комиссии.
В материалы дела представлена заверенная копия журнала входящей корреспонденции за апрель 2009 года по ИФНС г. Чебоксары, в котором за вх. 045921 (том 2 л.д. 21) значится поступившее 07.04.2009 постановление судебного пристава-исполнителя от 02.04.2009 и касающаяся иного юридического лица, а именно ООО "Корвет" (л.д. 71 том 1).
Доказательства обратного суду не представлено.
Что касается постановлений от 29.12.2008 судебного пристава-исполнителя (л.д. 8 - 9 том 1), которыми последний объявил запрет должникам О. и С.О. на распоряжение имуществом (увеличение, уменьшение, продажу) долями в уставном капитале ООО "Атлант", а также запретил Инспекции с момента получения постановлений проводить регистрационные действия по отчуждению (увеличению, уменьшению, продаже) указанного имущества, поступившие в ИФНС по Чебоксары 30.12.2008, то следует учесть, что исходя из буквального содержания слов и выражений, содержащихся в данных документах, они не содержат запрета проводить регистрационные действия, связанные с ликвидацией ООО "Атлант".
Постановления о запрете распоряжения имуществом от 03.04.2009, которыми судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике К.К. объявил запрет должникам О. и С.О. на совершение действий, связанных с ликвидацией ООО "Атлант", а также запретил Инспекции с момента получения постановлений проводить действия по ликвидации ООО "Атлант", поступили в Инспекцию лишь 15.07.2009 за вх. № 092693.
Кроме того, заявитель не доказал каким образом действия регистрирующего органа нарушают права и законные интересы заявителя.
Фактически заявитель указывает на возможное нарушение прав нового участника (участников) ООО "Атлант", каковым может стать покупатель (покупатели) 50% долей, принадлежащих С.О. в уставном капитале ООО "Атлант" и 50%, принадлежащих О. в уставном капитале ООО "Атлант".
Между тем, обращение взыскания на указанные доли О. и С.О. произведено определением Третейского суда при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики 23.07.2009, т.е. уже после внесения регистрирующим органом записей в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации ООО "Атлант" и о создании ликвидационной комиссии.
Кроме того, в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно заинтересованное лицо вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Предъявление требований в защиту нарушенных прав иных лиц возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. В данном случае такие обстоятельства отсутствуют.
Следует также учесть, что необходимость отражения в уставе общества сведений о размере номинальной стоимости доли каждого участника общества отпала в связи с принятием новой редакцией ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с 01.07.2009).
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что требования ООО "НФК-Сбережения" подлежат отклонению в полном объеме.
Расходы по государственной пошлине суд возлагает в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "НФК-Сбережения" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 25.05.2010 по делу № А79-8598/2009 данное решение и Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 оставлены без изменения.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу № А79-8598/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.11.2009 по делу № А79-8598/2009
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записей о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии и признании недействительными свидетельств о внесении вышеуказанных записей>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru