Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 августа 2010 г. № 33-1250/59

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего А.С.В.
судей С.Л.И.
А.И.В.
при секретаре Я.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 3 августа 2010 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационному представлению прокурора Ленинского района г. Саранска М. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2010 г.
Заслушав доклад судьи С.Л.И., пояснение старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска К.А.Н., поддержавшего доводы кассационного представления, объяснения представителя Администрации городского округа Саранск С.С.В. (доверенность <...>) и представителя МУ "Многофункциональный центр" К.А.И. (доверенность <...>), просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Прокурор Ленинского района г. Саранска обратился в суд с заявлением о признании Административного регламента Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденного распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск от 29.01.2010 г. № 7-р, противоречащим закону. В обоснование заявления указал, что данный Административный регламент опубликован в газете "Вечерний Саранск" 10.02.2010 г. № 6. Административный регламент противоречит федеральному законодательству, поскольку им установлено, что он определяет сроки и последовательность действий уполномоченных должностных лиц по предоставлению земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов. Пунктом 4 Административного регламента установлено, что предоставление названной муниципальной услуги осуществляется МУ "Многофункциональный центр" - в части приема и регистрации заявления и выдачи документов, МУ "Градостроительство" - в части подготовки проекта постановления Главы Администрации городского округа Саранск о предоставлении земельного участка для размещения металлического гаража. Пунктами 10, 11, 24, 27, 33, 34, 35, 37, 38, 43, 44, 47, 48, 50, 51, 52, 55, 56, 58, 60, 61, 65, 66, 67, 69, 71, 74, 76, 78, 79, 80 Административного регламента установлено, что прием регистрация названных заявлений и выдача постановлений осуществляется МУ "Многофункциональный центр". Считает, что поскольку градостроительным законодательством полномочия по подготовке и выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию возложены на органы местного самоуправления, передача данных функций муниципальным учреждениям не допускается, соответственно указанные полномочия переданы МУ "Многофункциональный центр" незаконно. Кроме того, ссылаясь на статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, считает, что в нарушение названных требований МУ "Градостроительство" незаконно наделено вышеуказанными функциями органов местного самоуправления городского округа Саранск. Кроме того, пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Тогда как, в соответствии с Административным регламентом (пункты 65, 66, 67, 68, 71) срок рассмотрения обращения гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, составляет в общей сложности 23 дня. В соответствии с пунктами 8, 9 Административного регламента незаконно установлены дополнительные требования для заявителей к оказанию муниципальной услуги по осуществлению выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства и предоставлению земельного участка на каком-либо праве для строительства названного объекта, так как перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, шире, чем предусмотренный законодательством. Так, ориентировочную схему размещения объекта строительства, технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты для осуществления выбора земельного участка для строительства и копию постановления (распоряжения) о предварительном согласовании места размещения объекта, обоснование срока строительства объекта (проект организации строительства) или пояснительную записку из проектно-сметной документации для предоставления земельного участка заявитель в орган местного самоуправления предоставлять не обязан. Согласно пунктам 28, 29 Административного регламента основаниями для приостановления либо отказа в предоставлении муниципальной услуги по выбору земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта или предоставления земельного участка на каком-либо праве для размещения объекта являются непредставление заявителем комплекта документов, предусмотренного пунктами 8, 9 Административного регламента, либо предоставление данных документов, оформленных надлежащим образом.
По данным основаниям просил суд Административный регламент Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов от 29.01.2010 г. № 7-р признать противоречащим закону полностью.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2010 г. заявление прокурора удовлетворено частично.
Административный регламент Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденный распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск от 29.01.2010 г. № 7-р, в части увеличения сроков принятия решения (пункты 65, 66, 67, 68, 71), в части увеличения объема необходимых для предоставления документов (пункты 8, 9) и в части приостановления предоставления муниципальной услуги (пункты 28, 29) признаны противоречащими закону и отменены.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурор Ленинского района г. Саранска М. с решением суда в части отказа в удовлетворении требований не согласен, просит его отменить, вынести новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. Указывает, что суд неправильно применил (истолковал) нормы материального права; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационное представление прокурора представитель МУ "Многофункциональный центр" К.А.И. и начальник Юридического управления Администрации городского округа Саранск Ю. просят решение оставить без изменения, представление - без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационного представления прокурора, находит решение правильным.
Пунктами 10, 11, 24, 27, 33, 34, 35, 37, 38, 43, 44, 47, 48, 50, 51, 52, 55, 56, 58, 60, 61, 65, 66, 67, 69, 71, 74, 76, 78, 79, 80 Административного регламента установлено, что прием, регистрация заявлений и выдача постановлений осуществляется МУ "Многофункциональный центр".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа Саранск относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.
В подпункте в) пункта 4 Административного регламента указано, что предоставление муниципальной услуги осуществляется Муниципальным учреждением "Многофункциональный центр" в части приема и регистрации заявления и выдачи документов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ № 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг" издано 03.10.2009, а не 03.12.2009.

В соответствии с Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2009 г. № 796, многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг является государственным или муниципальным учреждением (в том числе автономным учреждением), созданным субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях организации централизованного предоставления государственных (муниципальных) услуг. Таким образом, указанное Постановление Правительства Российской Федерации предусматривает возможность приема заявок, выдачи результатов оказания муниципальных услуг непосредственно муниципальными учреждениями, созданными специально для такого рода деятельности, а также предусматривает возможность направления заявки не в орган местного самоуправления, а в иную организацию, участвующую в предоставлении муниципальных услуг.
Распоряжением Правительства Республики Мордовия № 142-р от 06.04.2009 г. в целях реализации Республиканской целевой программы "Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006 - 2010 годах", утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 07.07.2006 г. № 694-р, Программы повышения качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Мордовия от 29.12.2008 г. № 610, и в целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики Мордовия утверждены прилагаемые: структура системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, примерное положение о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, примерное положение об организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 1 Примерного положения о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - учреждение, созданное на территории Республики Мордовия, основной целью деятельности которого является организация доступа физических и юридических лиц (организаций) к получению государственных и муниципальных услуг путем территориального, информационного и (или) иного способа объединения территориальных органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления Республики Мордовия, а также развития межведомственного взаимодействия, в том числе за счет обеспечения информационного обмена.
Довод прокурора о том, что МУ "Многофункциональный центр" и МУ "Градостроительство" являются хозяйствующими субъектами и незаконно наделены полномочиями и функциями органов местного самоуправления, был предметом рассмотрения судом первой инстанции и правильно признан необоснованным, что отражено в решении суда. При этом судом первой инстанции установлено, что при предоставлении муниципальных услуг работники указанных учреждений не обладают какими-либо властными исполнительно-распорядительными полномочиями, а осуществляют только лишь технические функции по приему, регистрации и выдаче документов, являющихся результатом предоставления Администрацией городского округа Саранск муниципальных услуг. Поэтому подпункт в) пункта 4 Административного регламента, согласно которому предоставление муниципальной услуги осуществляется МУ "Многофункциональный центр" - в части приема, регистрации заявления и выдачи документов не может свидетельствовать о том, что муниципальным учреждением принимается решение о предоставлении земельного участка. Указанное учреждение лишь выдает на руки гражданам такое решение на бумажном носителе, что более удобно для граждан.
Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные положения закона, суд пришел к правильному выводу, что при выдаче разрешения и выдаче мотивированного отказа в разрешении на предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов не происходит передача функций органа местного самоуправления МУ "Многофункциональный центр" и МУ "Градостроительство".
Таким образом, оспариваемый Административный регламент не противоречит закону.
Решение суда первой инстанции является правильным, так как оно соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
В связи с этим доводы кассационного представления о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, отклоняются и не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения суда.
Доводы кассационного представления повторяют фактические и правовые основания заявления прокурора, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 июня 2010 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Ленинского района г. Саранска М. - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 03.08.2010 № 33-1250/59
<Об оставлении без изменения решения Ленинского районного суда г. Саранска от 17.06.2010, которым был признан частично недействующим Административный регламент Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденный распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск от 29.01.2010 № 7-р>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru