АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2010 г. по делу № А12-24776/2009
Резолютивная часть оглашена 02 апреля 2010 года
Полный текст изготовлен 05 апреля 2010 года
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Лазаренко С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Лазаренко С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Волгоградской городской детско-юношеской спортивно-туристической областной организации "Алые Паруса"
к открытому акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт"
3-е лицо - Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области
о взыскании 30 463 руб. 72 коп.
при участии в заседании:
от истца - Г. - доверенность от 28.01.10 г.
от ответчика - С. - доверенность <...>
от 3-го лица - О. - доверенность <...>;
установил:
Волгоградская городская детско-юношеская спортивно-туристическая областная организация "Алые Паруса" обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к открытому акционерному обществу "Волгоградэнергосбыт" о взыскании 30 463 руб. 72 коп. неосновательного обогащения.
Истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнении к нему.
Представитель Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области свою позицию изложил письменно.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком имеются договорные отношения, что подтверждается договором № 4039086 от 01.12.2006 г., который заключен с дополнительными соглашениями от 19.11.2007 г., 24.03.2008 г., 01.11.2008 г.
Пунктом 6.3 договора установлено, что расчеты за потребленную энергию (мощность) осуществляются в соответствии с Правилами по регулируемым тарифам и нерегулируемым ценам. Регулируемые тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и являются обязательными для сторон по настоящему договору. Нерегулируемые цены рассчитываются Гарантирующим поставщиком в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию определены Федеральным законом от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта Российской Федерации.
Аналогичные правила содержатся в подпункте 1 пункта 54 Основ ценообразования.
В соответствии с п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
В Волгоградской области органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов является Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.
Постановлением
от 10.12.2008 г. № 41/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Волгоградской области на 2009 г." установлены тарифы для населения на 2009 г.
Согласно примечанию
к приложению к постановлению Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 10 декабря 2008 г. № 41/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Волгоградской области на 2009 год (с НДС)" приравненными к населению признаются, в том числе детские оздоровительные центры.
Пунктом 3.2 Устава Волгоградской городской детско-юношеской спортивно-туристической областной организации "Алые Паруса" основными задачами организации являются:
- содействие в становлении и развитии отношений в сфере взаимодействия общества и детей;
- выявление талантливых ребят с хорошими организаторскими способностями и подготовка их к работе в качестве руководителей спортивно-туристических кружков;
- развитие интереса ребят к истории родного края, в т.ч. к краеведению;
- оздоровление ребят и организация в этих целях оздоровительных детских спортивно-туристических лагерей;
- внесение в установленном порядке в соответствующие органы предложений по проблемам детей. Привлечение внимания общества к этим проблемам и т.д.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" организации отдыха детей и их оздоровления - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основанная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
Согласно разъяснению Министерства здравоохранения и социального развития РФ (письмо от 23.06.2005 г. № 2889-ВС) детские лагеря относятся к оздоровительным учреждениям.
Как видно из материалов дела, истец 04 февраля 2009 г. обратился с письмом в Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области с просьбой разъяснить, относится ли детский лагерь к детским оздоровительным центрам. Письмом № УРТ-01/324 от 17.02.2009 г. УРТ по Волгоградской области разъяснило, что детские лагеря могут быть отнесены к оздоровительным учреждениям. Кроме того, в этом же письме было разъяснено, что расчеты за электрическую энергию в период фактического пребывания детей производятся по тарифу группы потребителей "население".
19 февраля 2009 г. истец, со ссылкой на полученное разъяснение, на основании п. 2.4.1. договора энергоснабжения № 4039086 от 01.12.2006 г., обратился к ответчику с просьбой произвести перерасчет платы за электрическую энергию, поскольку последним были неправильно применены тарифы.
24 марта 2009 г. ответчик письменно отказал в перерасчете оплаты.
31 марта 2009 г. истец вновь направил письмо с просьбой пересмотреть ответ, однако ответ не был получен. В выставляемых счетах-фактурах и актах приема-передачи ответчиком вновь применялись те же самые тарифы.
Оплата выставленных ответчиком платежных документов истцом производилась в соответствии с условиями договора.
В представленном отзыве на исковое заявление ответчик ссылается на разъяснения УРТ по Волгоградской области в части применения тарифа для категории "население" в период фактического пребывания детей, а также на тот факт, что истцом не представлено достаточно документов для проведения перерасчета.
Суд считает, что данное письмо не является нормативным правовым актом, а содержащиеся в нем разъяснения в части определения тарифов при расчетах между истцом и ответчиком, противоречат постановлению
УРТ по Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 41/1.
Следовательно, из буквального толкования указанного выше постановления
УРТ по Волгоградской области следует, что к истцу должны применяться тарифы для группы потребителей "население". Кроме того, судом учитывается, что Постановление
на момент договорных отношений являлось действующим и подлежало применению в 2009 г.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 ст. 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила о неосновательном обогащении подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Согласно расчету истца сумма неосновательного обогащения составила 30 463 руб. 72 коп. Расчет, представленный истцом судом проверен и признан верным.
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 1 218 руб. 52 коп.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. ст. 106 - 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" в пользу Волгоградской городской детско-юношеской спортивно-туристической областной организации "Алые Паруса" сумму неосновательного обогащения в размере 30 463 руб. 72 коп., а также расходы по государственной пошлине в размере 1 218 руб. 52 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд или в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 273 - 277 АПК РФ.
Судья
С.В.ЛАЗАРЕНКО