Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2009 г. по делу № 3-14/09

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Швецова К.И.,
с участием прокурора Кузнецовой И.А.,
при секретаре Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 23.01.2009 года гражданское дело по заявлению Пермской городской коллегии адвокатов <...> о признании недействующим в части нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ,

установил:

Законодательным Собранием Пермского края принят закон Пермского края от 12 октября 2007 года № 118-ПК "О регулировании отдельных отношений, связанных с адвокатской деятельностью и адвокатурой на территории Пермского края". Закон опубликован в "Собрании законодательства Пермского края" № 11 от 30 ноября 2007 года и вступил в действие.
Согласно части 4 статьи 5 настоящего Закона Правительством Пермского края устанавливается порядок и размер компенсации расходов адвокатам, оказывающим юридическую помощь бесплатно в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Правительством Пермского края принято Постановление от 21 мая 2008 года № 118-п "Об оказании бесплатной юридической помощи в Пермском крае", опубликованное в газете "Звезда" № 73-74 от 27 мая 2008 года, которое также является действующим на территории указанного субъекта Российской Федерации.
Пунктами 1.1 и 1.2 настоящего Постановления утверждены:
- Порядок предоставления документов, необходимых для получения в Пермском крае юридической помощи бесплатно гражданами Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае (Порядок-1);
- Порядок и размер компенсации расходов адвокатам, оказывающим в Пермском крае юридическую помощь бесплатно (Порядок-2).
Пункты 4, 6-9 Порядка-1 содержат: требования к предоставлению необходимых документов для оказания бесплатной юридической помощи, условиям их принятия и ведению учета обращений граждан за указанной помощью.
Пункт 3 Порядка-2, включающий в себя подпункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, содержит перечень расходов по осуществлению адвокатской деятельности, подлежащих компенсации, и размеры компенсации в зависимости от вида оказанных услуг.
Пермская городская коллегия адвокатов <...> обратилась в суд с заявлением о признании недействующими в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации, как нарушающие права и свободы заявителя, приведенные выше нормы Закона Пермского края от 12.10.2007 № 118-ПК и Постановления Правительства Пермского края от 21.05.2008 года № 118-п.
Определением Пермского краевого суда от 23.01.2009 года прекращено производство по делу в части содержащихся в заявлении Пермской городской коллегии адвокатов <...> требований о признании недействующими:
- части 4 статьи 5 Закона Пермского края от 12.10.2007 № 118-ПК "О регулировании отдельных отношений, связанных с адвокатской деятельностью и адвокатурой на территории Пермского края";
- пункта 1.2 Постановления Правительства Пермского края от 21.05.2008 года № 118-п "Об оказании бесплатной юридической помощи в Пермском крае";
- пункта 3 Порядка и размера компенсации расходов адвокатам, оказывающим в Пермском крае юридическую помощь бесплатно, утвержденного указанным Постановлением Правительства Пермского края, в соответствии с абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ.
Суд сослался на недопустимость повторной проверки в суде первой инстанции на соответствие требованиям законодательства РФ данных положений нормативных правовых актов законодательного и высшего исполнительного органов государственной власти в Пермском крае, о чем указано в пункте 8 статьи 251 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении оставшихся требований по следующим основаниям.
Коллегия адвокатов в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" не наделена правом на оказание бесплатной юридической помощи и не обязана ее оказывать гражданам Российской Федерации. За такой помощью необходимо обращаться к адвокату, который и должен принимать для этого необходимые документы, заверять их копии, вести учет обращений граждан по этому вопросу и хранить у себя оформляемые впоследствии документы, обеспечивать необходимые условия для реализации гражданами указанных прав. В таком случае Правительство Пермского края при утверждении порядка предоставления документов, необходимых для получения в Пермском крае юридической помощи бесплатно гражданами Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае, вышло за пределы предоставленных ему для этого федеральным законом полномочий.
Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании в своих возражениях сослался на соответствие пункта 1.1 Постановления Правительства Пермского края от 21.05.2008 года № 118-п "Об оказании бесплатной юридической помощи в Пермском крае" и пунктов 4, 6-9 Порядка-1, утвержденного данным Постановлением, требованиям федерального законодательства.
Право гражданина на получение бесплатной юридической помощи зависит от его материального положения в сравнении с прожиточным минимумом. Поэтому в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" правом определения прожиточного минимума на соответствующей территории и перечня документов, необходимых для освобождения от оплаты юридической помощи с порядком их предоставления, обладает субъект Российской Федерации. Законодательством Пермского края за Правительством того же края закреплены полномочия по установлению порядка предоставления документов, необходимых для получения юридической помощи бесплатно. Коллегия адвокатов является адвокатским образованием, которое имеет иные формы его создания, объединяющие всех адвокатов. Бесплатная юридическая помощь оказывается адвокатами, расходы которых в связи с этим должны компенсироваться на основании предусмотренных финансовыми обязательствами документов. В таком случае, право утверждения порядка предоставления документов, необходимых для получения в Пермском крае юридической помощи бесплатно гражданами Российской Федерации не поставлено в зависимость от субъекта, оказывающего такую помощь.
Представители Законодательного Собрания и губернатора Пермского края в судебном заседании поддержали представленные Правительством Пермского края возражения на заявление Пермской городской коллегии адвокатов <...>.
Заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что в оставшейся части заявление Пермской городской коллегии адвокатов <...> не подлежит удовлетворению.
Пунктом "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как указано в подпункте 27 пункта 2 статьи 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, определение порядка предоставления компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" закреплена обязанность адвоката исполнять требования закона об обязательном его участии в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 26 того же Федерального закона перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 6 Закона Пермского края от 12.10.2007 № 118-ПК "О регулировании отдельных отношений, связанных с адвокатской деятельностью и адвокатурой на территории Пермского края" установлено, что порядок представления документов, необходимых для получения юридической помощи бесплатно, устанавливается Правительством Пермского края.
Приведенными выше федеральными законами органы государственной власти такого субъекта федерации как Пермский край наделены полномочиями по определению порядка предоставления компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации, а также по определению перечня документов и порядка их предоставления для получения указанной помощи. В связи с этим пунктом 1.1 Постановления Правительства Пермского края от 21.05.2008 года № 118-п "Об оказании бесплатной юридической помощи в Пермском крае" предусмотрено утверждение Порядка-1 в пунктах 4, 6-9 которого закреплено:
- предоставление в адвокатское образование документов установленного наименования и образца;
- ведение адвокатским образованием учета обращений граждан и хранение оформленной по этому поводу документации в виде соответствующего журналов и личных дел.
Таким образом, осуществив правовое регулирование отношений, возникающих при решении названных вопросов, Правительство Пермского края не вышло за пределы своих полномочий.
Порядок предоставления соответствующих документов с их перечнем, необходимые учет обращений граждан и хранение документации обуславливают компенсацию расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации, как независимое исполнение субъектом Российской Федерации своих финансовых обязательств.
Доводы заявителя относительно необходимости обращения за оказанием бесплатной юридической помощи к адвокату, а не адвокатскому образованию, которое не оказывает такой помощи, следовательно, не может вести прием, учет и хранение требуемых документов, а также вступать в правоотношения с гражданами, не состоятельны.
Право органов государственной власти субъекта Российской Федерации утверждать порядок предоставления документов с их перечнем, необходимых для получения в Пермском крае юридической помощи бесплатно гражданами Российской Федерации, не поставлено федеральным законом в зависимость от того, кем непосредственно оказывается такая помощь.
Кроме того, нельзя признать обоснованным выделение из адвокатского образования адвоката для оказания юридической помощи, который осуществляет свою деятельность, избрав определенную им самостоятельно одну из форм адвокатского образования.
Принимая во внимание изложенное, Постановление Правительства Пермского края от 21.05.2008 года № 118-п "Об оказании бесплатной юридической помощи в Пермском крае" в указанной заявителем части нельзя признать противоречащим федеральному закону и недействующим.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, краевой суд

решил:

Заявление Пермской городской коллегии адвокатов <...> о признании недействующими:
- пункта 1.1. Постановления Правительства Пермского края от 21.05.2008 года № 118-п "Об оказании бесплатной юридической помощи в Пермском крае";
- пунктов 4, 6-9 Порядка предоставления документов, необходимых для получения в Пермском крае юридической помощи бесплатно гражданами Российской Федерации, среднедушевой доход семьи которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае, утвержденного тем же Постановлением Правительства Пермского края, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 28.01.2009 года.

Председательствующий п.п.
К.И.ШВЕЦОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 22.04.2009 № 44-Г09-6 данное решение оставлено без изменения.
Решение вступило в законную силу 22 апреля 2009 года.

Решение Пермского краевого суда от 23.01.2009 по делу № 3-14/09
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1.1 Постановления Правительства Пермского края от 21.05.2008 № 118-п "Об оказании бесплатной юридической помощи в Пермском крае", пунктов 4, 6-9 Порядка предоставления документов, необходимых для получения в Пермском крае юридической помощи бесплатно гражданами Российской Федерации, среднедушевой доход семьи которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае, утвержденного указанным Постановлением Правительства Пермского края>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru