Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 1 июня 2010 г. по делу № 13-03/10

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
- Семенова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
- Лычагин Алексей Иванович - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,
в присутствии представителей от:
ООО "О":
- <...>, действующей по доверенности <...>;
<...>, ООО "Управляющая компания "О", ИП Т. извещены надлежащим образом, о причине своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела сторонами не заявлено,
рассмотрев дело по признакам нарушения ООО "Управляющая компания "О" (расположенное по адресу: 456780, <...>, ул. Свердлова, дом <...>), ООО "О" (расположенное по адресу: 456780, Челябинская область, г. Озерск, ул. Свердлова, дом <...>), ИП Т. части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 30.11.2009 (вх. № 8957) поступило заявление <...> на действия ООО "Управляющая компания "О" (далее - ООО "УК "ОКХ"), выразившиеся в установлении повышенных тарифов на вывоз твердых бытовых отходов на территории Озерского городского округа Челябинской области.
Из анализа документов (информации), а также пояснений участвовавших в рассмотрении дела лиц установлено следующее:
На территории Озерского городского округа Челябинской области Постановлением Главы администрации Озерского городского округа Челябинской области от 15.01.2008 № 45 "Об установлении размера платы за вывоз твердых бытовых отходов для жителей г. Озерска" установлена и введена в действие с 01.05.2008 плата за вывоз твердых бытовых отходов для жителей в размере 17,84 рубля с одного человека в месяц.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10.03.2009 признано недействующим Постановление Главы Озерского городского округа от 15.01.2008 № 45 "Об установлении размера платы за вывоз твердых бытовых отходов для жителей г. Озерска" в части установления платы за вывоз твердых бытовых отходов для жителей г. Озерска в размере 17,84 рубля с одного человека в месяц.
Постановлением Главы Озерского городского округа Челябинской области от 30.03.2009 № 814 "Об установлении размера платы за вывоз твердых бытовых отходов для жителей г. Озерска" установлена и введена в действие с 01.04.2009 плата за вывоз твердых бытовых отходов для жителей в размере 0,80 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц. Указанным Постановлением признано утратившим силу с 01.04.2009 постановление от 15.01.2008 № 45 "Об установлении размера платы за вывоз твердых бытовых отходов для жителей г. Озерска".
Согласно пункту 74 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов требует получения лицензии.
Из информации, представленной администрацией Озерского городского округа, следует, что на территории округа зарегистрированы и заявившие в Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - ГК "ЕТО ЧО") вид деятельности "удаление и обработка твердых бытовых отходов" являются следующие хозяйствующие субъекты ООО "О" (далее - ООО "ОСТ"), МП "Управление автомобильного транспорта" г. Озерска (далее - МП "УАТ"), ИП Т.
Из реестра управляющих организаций Озерского городского округа по состоянию на 11.01.2009, зарегистрированных в управлении городского хозяйства Администрации Озерского городского округа Челябинской области, следует, что услуги по управлению многоквартирными домами осуществляют восемь хозяйствующих субъектов (ЗАО "Строен-ЛТД", ООО "ЖРЭЦ № 4", ООО "УК "ОКХ", ООО "ОКХ", ООО "УО "ОСЖС", ООО "ЖЭО "ОД", ООО "УЮТ", ООО "УК "Жилстрой").
Из представленных сведений следует, что на территории г. Озерска зарегистрировано 876 жилых домов, которые находятся в управлении указанных хозяйствующих субъектов.
Из общего количества многоквартирных домов в управлении ООО "УК "ОКХ" находится 310 жилых домов г. Озерска (ООО "ОКХ" - 248 домов; ЗАО "Строй-ЛТД" - 193 дома; ООО "ЖРЭЦ № 4" - 92 дома; ООО "УО "ОСЖС" - 8; ООО "УЮТ" - 4; ООО "УК "Жилстрой" - 2; ООО "ЖЭО "ОД" - 1).
В 2005 году Муниципальным Казенным Предприятием "Дирекция единого заказчика" (далее - МКП "ДЕЗ") проведен конкурс по выбору предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание и содержание жилого фонда г. Озерска. По результатам конкурса между МКП "ДЕЗ" и ООО "УК "ОКХ" заключено соглашение от 29.12.2005 № 2.
Предметом данного соглашения является оказание ООО "УК "ОКХ" услуг по управлению многоквартирными домами, а также их обслуживание.
Согласно Уставу основным видом деятельности ООО "УК "ОКХ" является управление многоквартирными домами, в том числе проведение работ, оказание услуг в сфере управления и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Между администрацией Озерского городского округа Челябинской области и ООО "ЖРЭЦ № 4" заключены договоры на управление многоквартирными домами на территории Озерского городского округа.
Основным видом деятельности ООО "ЖРЭЦ № 4" является управление многоквартирными домами, в том числе проведение работ, оказание услуг в сфере управления и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Из представленных документов следует, что ООО "УК "ОКХ", ООО "ЖРЭЦ № 4" не имеют лицензий на осуществление деятельности по вывозу твердых бытовых отходов. В целях обеспечения оказания жителям многоквартирных домов услуг по вывозу твердых бытовых отходов ООО "УК "ОКХ", ООО "ЖРЭЦ № 4" были направлены письма в адрес специализированных организаций с предложением заключить договоры на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов. Согласие на заключение договоров на вывоз твердых бытовых отходов выразили ООО "ОСТ", ИП Т.
Из писем ООО "ОСТ" (от 17.11.2008 № 144) и ИП Т. (от 19.11.2008 № 89-08, от 19.11.2008 № 88-08), адресованных ООО "УК "ОКХ", ООО "ЖРЭЦ № 4", следует, что в целях заключения договоров по сбору твердых бытовых отходов от населения, проживающего в жилых многоквартирных домах, с 01.01.2009 тариф на сбор и вывоз твердых бытовых отходов устанавливается в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц.
Письмом от 20.11.2008 № 02.03/2092 ООО "УК "ОКХ" сообщило ОАО "Челябинвестбанк" об установлении с 01.01.2009 тарифа за вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц для расчета оплаты указанной услуги.
ООО "УК "ОКХ" в период с 01.01.2009 по 31.10.2009 и ООО "ЖРЭЦ № 4" с 01.01.2009 по 12.04.2009 предъявлялись счета на оплату за вывоз твердых бытовых отходов жителям Озерского городского округа из расчета 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц.
В августе 2009 года в результате проверки ГК "ЕТО ЧО" задолженности за жилищно-коммунальные услуги жительницы города Озерска <...>, проживающей по улице Студенческой, дом № 5 (далее - дом), ГК "ЕТО ЧО" было установлено, что ООО "УК "ОКХ" неправомерно начисляет плату за вывоз твердых бытовых отходов нанимателям муниципального жилищного фонда в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц.
В адрес ООО "УК "ОКХ" ГК "ЕТО ЧО" было направлено обращение о необходимости перерасчета платы за вывоз твердых бытовых отходов в части нанимателей муниципального жилищного фонда. В сентябре 2009 года ООО "УК "ОКХ" произвело указанный перерасчет, но лишь для нанимателей указанного дома.
Письмом от 08.10.2009 № 04/2563 Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" уведомил Главу Озерского городского округа, председателя Собрания депутатов, ООО "УК "ОКХ" о необходимости перерасчета платы за вывоз твердых бытовых отходов нанимателям муниципального жилищного фонда, проживающим в иных домах, которые обслуживаются ООО "УК "ОКХ" в срок до 01.12.2009.
В ответ на обращение ГК "ЕТО ЧО" администрация Озерского городского округа Челябинской области сообщила ООО "УК "ОКХ" о необходимости перерасчета платы за вывоз твердых бытовых отходов с 1,32 рубля до 0,80 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц.
В ответ на требование ГК "ЕТО ЧО", администрации Озерского городского округа Челябинской области о необходимости ООО "УК "ОКХ" в срок до 01.12.2009 произвести перерасчет платы за вывоз твердых бытовых отходов согласно установленному тарифу - 0,80 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц. ООО "УК "ОКХ" с 01.11.2009 стало выставлять счета на оплату за вывоз твердых бытовых отходов жителям Озерского городского округа Челябинской области из расчета 0,80 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц.
ООО "ЖРЭЦ № 4" с 13.04.2009 стало выставлять счета на оплату за вывоз твердых бытовых отходов жителям Озерского городского округа Челябинской области из расчета 0,80 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц по договору, заключенному с МП "УАТ".
Представитель ООО "Управляющая компания "О" на заседаниях Комиссии, а также в письменных пояснениях указал на следующие обстоятельства.
Управляющая компания при заключении договора на вывоз твердых бытовых отходов с ООО "О" на протяжении 2009 года применяло тариф в размере 1,32 рубля, который считало экономически обоснованным. С 01.11.2009 общество применяло тариф в размере 0,80 рубля. Вместе с этим, ООО "О" считает, что тариф на вывоз твердых бытовых отходов является нерегулируемым и утверждается на общем собрании собственников помещений или администрацией образования.
Представитель ООО "О" на заседаниях Комиссии, а также в письменных пояснениях указал на следующие обстоятельства.
ООО "О" заключило договор на вывоз твердых бытовых отходов для населения с ООО "Управляющая компания "О". Применение тарифа на вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,32 рубля связано с экономической необходимостью. Экономисты ООО "О" произвели расчет экономически обоснованного тарифа на вывоз твердых бытовых отходов для населения, который определили в размере 1,32 рубля. Тариф на вывоз твердых бытовых отходов является нерегулируемым, поэтому применяется тариф, утвержденный ООО "О".
Сведений о причинах установления единого тарифа на вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,32 рубля с ИП Т. нет. Тариф на вывоз твердых бытовых отходов является конкурентным, поэтому устанавливается хозяйствующими субъектами по своему усмотрению.
ООО "О" своими действиями не нарушило антимонопольное законодательство.
Представитель ИП Т. на заседаниях Комиссии, а также в письменных пояснениях указал на следующие обстоятельства.
ООО "Управляющая компания "О" направило в 2008 году в адрес ИП Т., ООО "О", Муниципального предприятия "Управление автомобильного транспорта" г. Озерска предложение о заключении договора на вывоз твердых бытовых отходов для населения. Муниципальное предприятие "Управление автомобильного транспорта" г. Озерска предложило ООО "Управляющая компания "О" тариф на вывоз твердых бытовых отходов для населения в размере 2 руб./кв. м. В связи с этим, ООО "Управляющая компания "О" стало вести переговоры с ИП Т. и ООО "О" о снижении тарифа на вывоз твердых бытовых отходов для населения. При проведении экономических расчетов тарифа на вывоз твердых бытовых отходов (при условии вывоза твердых бытовых отходов четыре раза в день) тариф должен быть не менее 1,32 руб./кв. м, иначе он невыгоден и является убыточным. При заключении договора на вывоз твердых бытовых отходов для населения с ООО "Управляющая компания "О" последнему был предложен тариф в размере 1,32 руб./кв. м.
Тарифы принимаются для каждого дома собственниками жилых помещений на общем собрании собственников. В случае если собственники не приняли решение о размере тарифа на вывоз твердых бытовых отходов, тариф утверждает администрация городского округа.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО "О" и ИП Т. признаков нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
1) В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Из пункта 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что статьей 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. При этом запрещены соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к последствиям, поименованным в части 1 статьи 11; а также иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции (часть 2 статьи 11).
Иное установлено частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции: хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.
При этом, применяя статью 12 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать, что установленные ею случаи допущения "вертикальных" соглашений являются исключениями по отношению к запрещенным соглашениям, предусмотренным частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, и не распространяются на соглашения, названные в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Судам следует иметь в виду, что на основании части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции могут быть признаны допустимыми соглашения (в том числе и "вертикальные") и согласованные действия, запрещенные частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, но не частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, запрещены согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
2) На территории Озерского городского округа Челябинской области Постановлением Главы администрации Озерского городского округа Челябинской области от 15.01.2008 № 45 "Об установлении размера платы за вывоз твердых бытовых отходов для жителей г. Озерска" установлена и введена в действие с 01.05.2008 плата за вывоз твердых бытовых отходов для жителей в размере 17,84 рубля с одного человека в месяц.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10.03.2009 признано недействующим Постановление Главы Озерского городского округа от 15.01.2008 № 45 "Об установлении размера платы за вывоз твердых бытовых отходов для жителей г. Озерска" в части установления платы за вывоз твердых бытовых отходов для жителей г. Озерска в размере 17,84 рублей с одного человека в месяц.
Постановлением Главы Озерского городского округа Челябинской области от 30.03.2009 № 814 "Об установлении размера платы за вывоз твердых бытовых отходов для жителей г. Озерска" установлена и введена в действие с 01.04.2009 плата за вывоз твердых бытовых отходов для жителей в размере 0,80 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц. Указанным Постановлением признано утратившим силу с 01.04.2009 Постановление от 15.01.2008 № 45 "Об установлении размера платы за вывоз твердых бытовых отходов для жителей г. Озерска".
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Вывоз твердых бытовых отходов от населения производится специализированной организацией по согласованным графикам, с указанием мест остановки специальной для этого техники.
В соответствии со статьей 5 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из информации, представленной заявителем Ц., а также управляющими компаниями, жильцы многоквартирных домов на территории Озерского городского округа на общем собрании не утверждали на 2009 год плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Таким образом, администрация Озерского городского округа Челябинской области в силу указания закона уполномочена устанавливать плату за вывоз твердых бытовых отходов для населения при отсутствии решений собственников жилых помещений в многоквартирном доме о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения.
3) Из реестра управляющих организаций Озерского городского округа по состоянию на 11.01.2009, зарегистрированных в управлении городского хозяйства Администрации Озерского городского округа Челябинской области, услуги по управлению многоквартирными домами осуществляют восемь хозяйствующих субъектов (ЗАО "Строен-ЛТД", ООО "ЖРЭЦ № 4", ООО "УК "ОКХ", ООО "ОКХ", ООО "УО "ОСЖС", ООО "ЖЭО "ОД", ООО "УЮТ", ООО "УК "Жилстрой").
Из представленных сведений следует, что на территории г. Озерска зарегистрировано 876 жилых домов, которые находятся в управлении указанных хозяйствующих субъектов.
Из общего количества многоквартирных домов в управлении ООО "УК "ОКХ" находится 310 жилых домов г. Озерска (ООО "ОКХ" - 248 домов; ЗАО "Строй-ЛТД" - 193 дома; ООО "ЖРЭЦ № 4" - 92 дома; ООО "УО "ОСЖС" - 8; ООО "УЮТ" - 4; ООО "УК "Жилстрой" - 2; ООО "ЖЭО "ОД" - 1).
ООО "УК "ОКХ", ООО "ЖРЭЦ № 4", оказывающие услуги по содержанию многоквартирных домов на территории Озерского городского округа, в нарушение установленных тарифов на вывоз твердых бытовых отходов (17,84 рубля с одного человека в месяц, используемый до 01.04.2009; 0,80 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц с 01.04.2009) выставляли счета жителям округа на оплату за вывоз твердых бытовых отходов в период с 01.01.2009 по 31.10.2009 и с 01.01.2009 по 12.04.2009 по тарифу, не принятому уполномоченным на то органом местного самоуправления, в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц.
Применение управляющими компаниями с 01.01.2009 тарифа, не принятого в установленном порядке, в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц, было продиктовано ООО "ОСТ" и ИП Т.
На предложения ООО "ЖРЭЦ № 4" и ООО "УК "ОКХ" заключить со специализированными организациями договоры на оказание услуг вывоза твердых бытовых отходов последние высказали свое согласие заключить договоры лишь по тарифу в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц.
Таким образом, ООО "ЖРЭЦ № 4" и ООО "УК "ОКХ", взявшие на себя обязательства по управлению многоквартирными домами, в том числе проведению работ, оказанию услуг в сфере управления и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, не могли по объективным причинам (отсутствие лицензии на осуществление сбора, использование, обезвреживание, транспортировке, размещению отходов) устанавливать собственные тарифы на вывоз твердых бытовых отходов (применять утвержденные Главой администрации Озерского городского округа).
Указанные управляющие компании вынуждены были заключить договоры на вывоз твердых бытовых отходов с ООО "ОСТ" и ИП Т. на предложенных условиях. Следствием заключения данных договоров для ООО "ЖРЭЦ № 4" (с 01.01.2009 по 12.04.2009) и ООО "УК "ОКХ" (с 01.01.2009 по 31.10.2009) стало предъявление населению Озерского городского округа счетов на оплату предоставленных услуг по вывозу твердых бытовых отходов в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц. Собранные управляющими компаниями денежные средства за вывоз твердых бытовых отходов по тарифу в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц необходимо было перечислять ООО "ОСТ" и ИП Т. в счет исполнения взятых на себя обязательств.
"ЖРЭЦ № 4" и "УК "ОКХ" являются Обществами с ограниченной ответственностью, следовательно, в соответствии с Уставами целями деятельности Обществ является извлечение прибыли, предпринимательская деятельность Обществ не может осуществляться в убыток или во вред Обществу.
С учетом того, что ООО "УК "ОКХ", ООО "ЖРЭЦ № 4" и ООО "ОСТ", ИП Т. осуществляют свою деятельность на разных рынках (ООО "УК "ОКХ" - управление многоквартирными домами; ООО "ОСТ", ИП Т. - деятельность по удалению и обработке твердых бытовых отходов), вертикальных согласованных действий между указанными хозяйствующими субъектами не усматривается. ООО "УК "ОКХ" и ООО "ЖРЭЦ № 4" были вынуждены заключить договоры на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов для населения Озерского городского округа на условиях, предложенных специализированными организациями. При отсутствии возможности у ООО "УК "ОКХ" и ООО "ЖРЭЦ № 4" выбрать специализированную организацию для оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов, последние были вынуждены заключить с ООО "ОСТ", ИП Т. договоры на оказание услуг для населения по вывозу твердых бытовых отходов по тарифу в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц.
Таким образом, в действиях ООО "Управляющая компания "О" отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
4) Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов требует получения лицензии, что закреплено пунктом 74 части 1 статьи 17 Закона о лицензировании.
На территории Озерского городского округа Челябинской области зарегистрированы и осуществляют деятельность по удалению и обработке твердых бытовых отходов ООО "О", ИП Т., Муниципальное предприятие "Управление автомобильного транспорта" г. Озерска.
Постановлениями Главы администрации Озерского городского округа Челябинской области утверждена плата за вывоз твердых бытовых отходов для жителей с 01.05.2008 по 31.03.2009 в размере 17,84 рубля с одного человека в месяц и с 01.04.2009 в размере 0,80 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц.
ООО "ОСТ" и ИП Т. неправомерно использовали тариф за вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц:
- ООО "ОСТ" (с 01.01.2009 по 31.10.2009);
- ИП Т. (с 01.01.2009 по 12.04.2009).
Таким образом, ООО "ОСТ" и ИП Т. одновременно с 01.01.20009 установили и предъявляли к оплате (по заключенным договорам) стоимость платы за вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц.
По мнению представителей ООО "ОСТ" и ИП Т., следует, что утвержденные администрацией Озерского городского округа Челябинской области тарифы на вывоз твердых бытовых отходов экономически необоснованны и являются убыточными. Тарифы на вывоз твердых бытовых отходов являются нерегулируемыми, поэтому могут устанавливаться специализированными организациями по своему усмотрению.
Согласно письму от 08.10.2009 № 04/2563 ГК "ЕТО ЧО" требует от ООО "УК "ОКХ" в срок до 01.12.2009 произвести перерасчет платы за вывоз твердых бытовых отходов с 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц согласно установленному тарифу 0,80 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц.
ООО "ЖРЭЦ № 4" с 13.04.2009 выставило счета на оплату за вывоз твердых бытовых отходов жителям Озерского городского округа Челябинской области из расчета 0,80 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц по договору, заключенному с МП "УАТ".
ООО "УК "ОКХ" с 01.11.2009 выставило счета на оплату за вывоз твердых бытовых отходов жителям Озерского городского округа Челябинской области из расчета 0,80 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Пленума ВАС РФ № 30 принято 30.06.2008, а не 30.07.2008.



Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не уполномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.
Статья 156 ЖК РФ определяет, что плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. В случае отсутствия решений общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах о размере платы за содержание и ремонт жилых помещений, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах законных оснований у ООО "ОСТ" и ИП Т. устанавливать тариф на вывоз твердых бытовых отходов для населения на территории Озерского городского округа Челябинской области в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц не было.
Из материалов антимонопольного дела следует, что собственники жилых помещений многоквартирных домов не приняли решений о размере платы за содержание и ремонт жилых помещений на 2009 год. Администрация Озерского городского округа Челябинской области на основании действующего законодательства и возложенных на нее полномочий утвердила тарифы.
ООО "ОСТ" и ИП Т. утвердили собственные тарифы на вывоз твердых бытовых отходов, достоверно зная, что имеются тарифы, утвержденные администрацией Озерского городского округа Челябинской области.
Челябинское УФАС России критически относится к доводам ООО "ОСТ" и ИП Т. о экономически невыгодных тарифах, установленных администрацией Озерского городского округа Челябинской области.
Применение ООО "ОСТ" и ИП Т. единого тарифа свидетельствует о согласованных действиях между специализированными организациями на рынке оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов для населения на территории Озерского городского округа Челябинской области.
Согласованными действиями являются участие ООО "ОСТ" и ИП Т. при установлении тарифа на вывоз твердых бытовых отходов для населения на территории Озерского городского округа Челябинской области в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц с 01.01.2009 по 12.04.2009.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях ООО "О" и ИП Т. нарушение части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении и поддержании на территории Озерского городского округа Челябинской области тарифа на вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц в период с 01.01.2009 по 12.04.2009.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 48, 49, 50, 51 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:

1. Прекратить производство по делу № 13-03/10, возбужденному в отношении ООО "Управляющая компания "О" по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.
2. Признать действия ООО "О" и ИП Т., выразившиеся в установлении и поддержании на территории Озерского городского округа Челябинской области тарифа на вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,32 рубля за 1 (один) квадратный метр общей площади жилья в месяц в период с 01.01.2009 по 12.04.2009, противоречащими пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ООО "О" и ИП Т. предписания о недопущении действий, которые могут привести в дальнейшем к нарушению антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела № 13-03/10 должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административном правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Челябинской области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии:
Е.Г.СЕМЕНОВА

Члены Комиссии:
Т.А.ВЕТРОВА
А.И.ЛЫЧАГИН





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ № 29
от 1 июня 2010 г. по делу № 13-03/10

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
- Семенова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
- Лычагин Алексей Иванович - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50, 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании решения от 01.06.2010 по делу № 13-03/10 по признакам нарушения ООО "О" (456780, <...>, улица Свердлова, дом № 34), ИП Т. части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО "О" с момента получения настоящего предписания не совершать согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок и нарушению пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции;
2. ООО "О" с момента получения настоящего предписания не допускать осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, противоречащих пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в форме повторения действий по установлению и поддержанию единого тарифа за вывоз твердых бытовых отходов для населения Озерского городского округа Челябинской области, систематически совпадающего с тарифом, установленным и применяемым ИП Т., а также с иными хозяйствующими субъектами, являющимися конкурентами на рынке удаления и обработки твердых бытовых отходов.
3. ООО "О" с момента получения настоящего предписания применять на территории Озерского городского округа Челябинской области в случаях, предусмотренных действующим законодательством, тариф за вывоз твердых бытовых отходов, установленный органами местного самоуправления.
4. Об исполнении настоящего предписания ООО "О" сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 1 сентября 2010 года, представив документальное подтверждение о применяемых тарифах за вывоз твердых бытовых отходов в июле, августе 2010 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии:
Е.Г.СЕМЕНОВА

Члены Комиссии:
Т.А.ВЕТРОВА
А.И.ЛЫЧАГИН





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ № 30
от 1 июня 2010 г. по делу № 13-03/10

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
- Семенова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
- Лычагин Алексей Иванович - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50, 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании решения от 01.06.2010 по делу № 13-03/10 по признакам нарушения ООО "О" (456780, <...>, улица Свердлова, дом № 34), ИП Т. части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИП Т. с момента получения настоящего предписания не совершать согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок и нарушению пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. ИП Т. с момента получения настоящего предписания не допускать осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, противоречащих пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в форме повторения действий по установлению и поддержанию единого тарифа за вывоз твердых бытовых отходов для населения Озерского городского округа Челябинской области, систематически совпадающего с тарифом, установленным и применяемым ООО "О", а также с иными хозяйствующими субъектами, являющимися конкурентами на рынке удаления и обработки твердых бытовых отходов.
3. ИП Т. с момента получения настоящего предписания применять на территории Озерского городского округа Челябинской области в случаях, предусмотренных действующим законодательством, тариф за вывоз твердых бытовых отходов, установленный органами местного самоуправления.
4. Об исполнении настоящего предписания ИП Т. сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 1 сентября 2010 года, представив документальное подтверждение о применяемых тарифах за вывоз твердых бытовых отходов в июле, августе 2010 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии:
Е.Г.СЕМЕНОВА

Члены Комиссии:
Т.А.ВЕТРОВА
А.И.ЛЫЧАГИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 01.06.2010 по делу № 13-03/10
<О нарушении организацией законодательства о защите конкуренции>
(вместе с "Предписанием № 29", "Предписанием № 30")

Решение
Предписание № 29
Предписание № 30

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru