Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2010 г. по делу № 3-217-2010

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Швецова К.И.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Синевой А.М.,
заявителя Б.Р.,
представителя Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 19.11.2010 года гражданское дело по заявлению Б.Р. о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

установил:

Приказом Министерства социального развития Пермского края от 26.04.2010 года № СЭД-33-01-01-126 (в редакции приказов МСР ПК от 01.06.2010 № СЭД 33-01-01-156, от 13.10.2010 № СЭД 33-01-01-278) в целях исполнения подпункта 3.3 пункта 3 Постановления Правительства Пермского края от 5 апреля 2010 г. № 148-п утверждена Инструкция о порядке оформления и реализации социальных проездных документов, Инструкция о порядке проезда отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов".
Настоящий нормативный правовой акт в первоначальной редакции опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 17, 04.05.2010 года и является действующим на территории Пермского края.
Согласно пункту 2 приложения к Инструкции о порядке оформления и реализации социальных проездных документов, для приобретения социального проездного документа (СПД) ветеранам труда в зависимости от их категории необходимо предъявлять следующие документы:
- удостоверение ветерана о праве на льготы, предоставляемые ветеранам труда, и пенсионное удостоверение;
- удостоверение ветерана о праве на льготы, предоставляемые ветеранам труда, выданное до 08.08.2001 года, и пенсионное удостоверение, выданное Управлением МВД, ФСБ, областным военкоматом, Управлением Министерства юстиции России по Пермской области, для лиц, не достигших возраста 60 лет - мужчины и 55 лет - женщины;
- удостоверение ветерана о праве на льготы, предоставляемые ветеранам труда, и пенсионное удостоверение, выданное Управлением МВД, ФСБ, областным военкоматом, Управлением Министерства юстиции России по Пермской области, для лиц, достигших возраста 60 лет - мужчины и 55 лет - женщины;
удостоверение ветерана о праве на льготы, предоставляемые ветеранам военной службы, выданное до 31.12.2004 года, и документ, удостоверяющий личность (паспорт).
Б.Р. обратился в суд с заявлением, по сути содержащим требование о признании данных нормативных положений недействующими в связи с противоречием федеральному законодательству, а также возложении на Министерство социального развития Пермского края обязанности по внесению в Приложение к упомянутой Инструкции следующих дополнений, -
социальный проездной документ оформляется категории граждан, имеющих удостоверение ветерана труда о праве на льготы, выданное до 31.12.2004 года, и пенсионное удостоверение, выданное Управлением МВД, ФСБ, областным военкоматом, Управлением Министерства юстиции РФ по Пермской области для лиц, не достигших возраста 60-ти лет - мужчины, 55-ти лет - женщины.
Как указывает заявитель, он обратился в суд за защитой нарушенного права на приобретение им как ветераном труда социального проездного документа для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси), приобретения билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 50% на территории Пермского края, поскольку с 28.08.1996 года является пенсионером МВД, а с 04.06.2004 года имеет ветеранское удостоверение.
До 31.12.2004 года указанная льгота ему предоставлялась в натуральной форме. Взамен данной льготе после принятия Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. у него с 01.01.2005 г. возникло право на денежную компенсацию, реализация которого осуществлялась путем ежемесячного приобретения по ветеранскому удостоверению № <...> регионального СПД по установленной мерами социальной поддержки стоимости. Прием платежей осуществлялся через отделения связи Управления Федеральной почтовой связи Пермского края - филиал ФГУП "Почта России".
Утвердив оспариваемое в части приложение к Инструкции о порядке оформления и реализации социальных проездных документов, Министерство социального развития Пермского края лишило его как пенсионера МВД, имеющего звание "Ветеран труда", права пользования СПД по тем основаниям, что ему данная мера социальной поддержки должна предоставляться после достижения возраста 60-ти лет с учетом положений Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно внесенным 08.08.2001 года в статью 22 ФЗ "О ветеранах" изменениям.
Такие действия противоречат статьям 19 и 55 Конституции РФ, статье 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, Постановлению Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П, определению Конституционного Суда от 04.12.2007 г. № 965-О-П, Закону Пермской области от 30.11.2004 г. № 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области".
Ветерану труда, имевшему льготу в натуральной форме на 31.12.2004 года, гарантируется право на меры социальной поддержки. При этом органы власти субъекта Федерации не вправе сокращать объем предоставляемых льгот. Изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
В судебном заседании Б.Н. настаивал на удовлетворении своего заявления по изложенным выше основаниям.
Представитель Правительства и Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании не согласился с настоящим заявлением, ссылаясь на соответствие оспариваемых нормативных положений требованиям федерального и краевого законодательства, о чем указал в представленных суду возражениях на требования заявителя.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда, в том числе предоставлением права на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями).
Статьей 22 данного Закона (действовавшей в редакции Федерального закона от 08.08.2001 № 124-ФЗ до 1 января 2005 года) предусматривалось, что льготы лицам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 этой статьи было установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которым в статью 22 ФЗ "О ветеранах" внесены изменения, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Действующие в настоящей редакции вышеуказанные федеральные законы, не содержат предписаний о конкретных мерах социальной поддержки ветеранов труда, принимаемых субъектами Российской Федерации. К тому же они не определяют круг лиц, имеющих звание "Ветеран труда", которым данные меры социальной поддержки должны предоставляться.
Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 этого же Федерального закона, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
С учетом статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края регламентирует форму и порядок предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения, установленных федеральными законами и законами Пермского края, за исключением случаев, когда соответствующее полномочие отнесено актами федерального законодательства и законами Пермского края к компетенции иных органов государственной власти.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Пермской области от 30.11.2004 имеет номер 1830-388, а не 1830-338.

Пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона Пермской области от 30.11.2004 года № 1830-338 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" установлена мера социальной поддержки ветеранов труда - право на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), для приобретения билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 50%. Порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края. При этом в частях 2 и 6 данной статьи закона определено, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, что предусмотрено в пункте 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В целях исполнения требований законодательства Российской Федерации Правительство Пермского края Постановлением от 05.04.2010 года № 148-п (с последующими изменениями) поручило Министерству социального развития Пермского края обеспечить изготовление и реализацию социальных проездных документов на территории Пермского края, а также утвердить Инструкцию о порядке оформления и реализации этих документов.
В результате системного анализа приведенных выше норм федеральных и краевых законов, нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти суд приходит к выводу о том, что Пермский край как один из субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать вопрос социальной поддержки ветеранов труда, в том числе предоставлять им социальный проездной документ для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), для приобретения билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 50%.
Статья 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ в ее первоначальной редакции, в соответствии с которой заявитель как ветеран труда, проходивший службу в органах внутренних дел, имел право на установленные ему законом льготы без учета требований Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", прекратила свое действие в связи с принятием Федерального закона 08.08.2001 № 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах" еще до замены федеральным законодателем 22.08.2004 года тех же льгот денежной компенсацией.
Лицам, имеющим звание "Ветеран труда" после 08.08.2001 года, в том числе пенсионеру МВД Б.Р., получающим пожизненное содержание за работу (службу), но не достигшим возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", льготы, перечисленные в статье 22 Федерального закона "О ветеранах", уже не предоставлялись, а по состоянию на 01 января 2005 года были полностью отменены.
В таком случае, оспариваемое заявителем в части приложение к Инструкции о порядке оформления и реализации социальных проездных документов, утвержденной Приказом Министерства социального развития Пермского края от 26.04.2010 года № СЭД-33-01-01-126, согласуется с требованиями федерального и краевого законодательства, принято в пределах предоставленных органу государственной власти субъекта федерации полномочий, кроме того, прав Б.Р. не нарушает.
Социальная защищенность указанной категории лиц, включающей заявителя, не изменилась по сравнению с тем уровнем, который имелся на 31 декабря 2004 года. Мера социальной поддержки в виде уменьшения платы за проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), приобретение билетов для проезда железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения продолжает к ним применяться с соблюдением установленных правил, т.е. в зависимости от времени присвоения звания "Ветеран труда" и наступления пенсионного возраста по Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В случае несогласия с отказом в предоставлении СПД или отсрочкой совершения данного действия Б.Р. и другие лица, являющиеся ветеранами труда, вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенного либо оспариваемого субъективного права (пункт 1 статьи 3 ГПК РФ). В рамках нормоконтроля со стороны суда (глава 24 ГПК РФ) такой вопрос не подлежит разрешению.
Доводы заявителя о том, что за ним, не достигшим возраста, дающего право на пенсию по старости, получившим 04.06.2004 года ветеранское удостоверение, сохраняется право на ранее существовавшие льготы и после введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 № 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах" подлежат отклонению, поскольку в настоящем акте, изменяющем отдельные положения специального закона, либо иных законодательных актах Российской Федерации об этом праве не упоминается.
Вместе с тем, с учетом нормативных положений приведенного выше федерального законодательства субъекту Российской Федерации принадлежит право самостоятельного определения круга лиц, которым надлежит предоставлять меры социальной поддержки.
Обязать внести в оспариваемый акт указанные заявителем изменения или дополнения суд не вправе не только в связи с необоснованностью данного требования по изложенным основаниям, а также, поскольку это относится к исключительной компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Б.Р. о признании незаконным или недействующим пункта 2 Приложения к Инструкции о порядке оформления и реализации социальных проездных документов, утвержденной Приказом Министерства социального развития Пермского края от 26.04.2010 г. № СЭД-33-01-01-126; возложении на Министерство социального развития Пермского края обязанности по внесению в настоящее Приложение к Инструкции следующих дополнений, -
социальный проездной документ оформляется категории граждан, имеющих удостоверение ветерана труда о праве на льготы, выданное до 31.12.2004 года, и пенсионное удостоверение, выданное Управлением МВД, ФСБ, областным военкоматом, Управлением Министерства юстиции РФ по Пермской области для лиц, не достигших возраста 60-ти лет - мужчины, 55-ти лет - женщины оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 24.11.2010 года.

Председательствующий п.п.
К.И.ШВЕЦОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Решение вступило в законную силу 6 декабря 2010 года.

Решение Пермского краевого суда от 19.11.2010 по делу № 3-217-2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Приложения к Инструкции о порядке оформления и реализации социальных проездных документов, утвержденной Приказом Министерства социального развития Пермского края от 26.04.2010 № СЭД 33-01-01-126>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru