АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2009 г. по делу № А33-11320/2009
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09.10.2009.
В полном объеме решение изготовлено 16.10.2009.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шуваевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Статика",
дело по заявлению Б.К.
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю
о признании незаконными решений от 09.06.2007 № 2036А и от 09.06.2007 № 2035А,
в присутствии:
от заявителя: М.Е. - представителя по доверенности от 05.05.2009,
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю: Л.Ю. - представителя по доверенности от 21.01.2009,
от третьего лица: С.М. - представителя по доверенности от 19.02.2009,
при ведении протокола судебного заседания судьей Шуваевой Е.В.,
установил:
Б.К. (далее - Б.К.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю (далее - МИФНС № 23 по Красноярскому краю) о признании незаконными решений № 20 72464083900 от 09.06.2007, № 2072464083899 от 09.06.2007.
В предварительном судебном заседании, состоявшемся 18.09.2009, удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований:
- о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю от 09.06.2007 № 2036А о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Статика";
- о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю от 09.06.2007 № 2035А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Статика";
- об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения, путем аннулирования записи в Едином государственном реестре юридических лиц, внесенной на основании решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю от 09.06.2007 № 2036А, № 2035А.
В предварительном судебном заседании, состоявшемся 18.09.2009, удовлетворено ходатайство заявителя о привлечении к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю.
В предварительном судебном заседании, состоявшемся 18.09.2009, удовлетворено ходатайство о привлечении к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Статика".
Заинтересованное лицо - МИФНС № 23 по Красноярскому краю в судебное разбирательство не явилось. О времени и месте его проведения извещено надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проводится в его отсутствие.
Заявитель требования поддержал.
Заинтересованное лицо - МИФНС № 22 по Красноярскому краю требования не признал.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В соответствии с выпиской из решения № 1 единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Статика" от 25.04.2007,
- перешедшая к ООО "Статика" доля Б.К. в уставном капитале общества погашена путем уменьшения уставного капитала до 200 000 руб.,
- признан утратившим силу учредительный договор ООО "Статика",
- утверждена новая редакция учредительного договора ООО "Статика",
- избран на должность генерального директора ООО "Статика" М.А.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.05.2009 по делу № А33-14162/2007 признано недействительным решение № 1 участника общества с ограниченной ответственностью "Статика" от 25.04.2007 в полном объеме.
04.06.2007 М.А. обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю с заявлениями о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
09.06.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю произведена регистрация указанных изменений.
Ссылаясь на то, что регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества произведена с нарушением действующего законодательства, заявитель просит признать незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю от 09.06.2007 № 2036А о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Статика" и от 09.06.2007 № 2035А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Статика", обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения, путем аннулирования записи в Едином государственном реестре юридических лиц, внесенной на основании решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю от 09.06.2007 № 2036А, № 2035А.
Заинтересованное лицо - МИФНС № 22 по Красноярскому краю представило отзыв на заявление со ссылкой на то, что:
- заявленные требования предъявлены необоснованно;
- налоговый орган не имеет право проводить правовую экспертизу представленных для регистрации документов;
- заявителем не указаны какие права и законные интересы нарушены оспариваемыми решениями;
- в удовлетворении заявления просит отказать.
Заинтересованное лицо - МИФНС № 23 по Красноярскому краю представило отзыв на заявление со ссылкой на то, что:
- заявленные требования предъявлены необоснованно;
- налоговый орган не имеет право проводить правовую экспертизу представленных для регистрации документов;
- заявителем не указаны какие права и законные интересы нарушены оспариваемыми решениями;
- в удовлетворении заявления просит отказать.
Представитель третьего лица представил отзыв на заявление со ссылкой на то, что заявителем пропущен 3-месячный срок на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит наличие следующих обстоятельств:
- несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон).
Статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с выпиской из решения № 1 единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Статика" от 25.04.2007,
- перешедшая к ООО "Статика" доля Б.К. в уставном капитале общества погашена путем уменьшения уставного капитала до 200 000 руб.,
- признан утратившим силу учредительный договор ООО "Статика",
- утверждена новая редакция учредительного договора ООО "Статика",
- избран на должность генерального директора ООО "Статика" М.А.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.05.2009 по делу № А33-14162/2007 признано недействительным решение № 1 участника общества с ограниченной ответственностью "Статика" от 25.04.2007 в полном объеме.
04.06.2007 М.А. обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю с заявлениями о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
09.06.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю произведена регистрация указанных изменений.
Суд полагает, что в действиях налогового органа отсутствуют нарушения Закона.
Согласно статье 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Ссылка заявителя на то, что регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества произведена с нарушением действующего законодательства, не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, заявителю стало известно о его нарушенном праве в июне 2007 году. Подтверждением данного обстоятельства является его заявление в ИФНС № 22.
Б.К. обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений налогового органа 01.07.2009.
Таким образом, Б.К. обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений налогового органа с пропуском 3-месячного срока для обращения в арбитражный суд. Доказательств наличия препятствий для своевременного обращения в суд заявитель не представил. Суд не находит уважительных причин, препятствующих обращению заявителя в суд в установленные АПК РФ сроки. Рассмотрение иска о признании недействительным решения единственного участника ООО "Статика" № 1 от 25.04.2007, так же не препятствовало обращению в суд с заявлением об оспаривании решений налогового органа.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявления Б.К. следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.В.ШУВАЕВА