УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2009 г. по делу № А-15/47-2009
(извлечение)
24 декабря 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
11 января 2010 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело по признакам нарушения отделом по управлению имуществом городского округа поселка городского типа части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в направлении письма в адрес ИП, согласно которому работами по копке могил, захоронению тел может заниматься только специализированная служба по вопросам похоронного дела,
установила:
в адрес Амурского УФАС России поступило заявление ИП на действия администрации пгт и ИП-1, выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности на рынке ритуальных услуг.
По результатам антимонопольного расследования, проведенного в ходе рассмотрения заявления ИП, Амурским УФАС России принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области в соответствии со статьей 40 Закона о защите конкуренции возбуждено дело и создана комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении отдела по управлению имуществом городского округа поселка городского типа, администрации пгт, ИП-1.
Определением рассмотрение дела в отношении отдела по управлению имуществом городского округа поселка городского типа выделено в отдельное производство, делу присвоен номер, приказом определен состав Комиссии по рассмотрению дела.
Отдел по управлению имуществом городского округа поселка городского типа, ИП, ИП-1, государственное бюджетное учреждение - Управление социальной защиты по городу и пгт на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом.
Представитель администрации пгт при рассмотрении дела пояснил, что единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с организацией похорон и предоставлением связанных с ними услуг, оказывать услуги погребения по гарантированному перечню на территории кладбища пгт, является ИП-1. ИП-1 в соответствии со статьей 29 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" является специализированной службой по вопросам похоронного дела, в качестве специализированной службы ИП-1 определен по результатам конкурса, проведенного администрацией пгт.
Представитель Совета народных депутатов пгт пояснил, что в настоящее время действует Положение об организации похоронного дела на территории пгт, утвержденное решением Совета народных депутатов пгт. Указанное Положение в части противоречит нормам действующего законодательства, вопрос о приведении Положения в соответствие действующему законодательству будет поставлен на ближайшем заседании Совета народных депутатов пгт.
Отдел по управлению имуществом городского округа поселка городского типа в письменных пояснениях указал на то, что письмо, направленное в адрес ИП, подготовлено отделом с учетом Положения об организации похоронного дела на территории пгт, утвержденного решением Совета народных депутатов пгт, в частности пункта 1.1 Р. 1.
Рассмотрев материалы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.
ИП-1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством, выданным налоговым органом. Основным видом деятельности ИП-1 является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, что отражено в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
ИП обратился в администрацию пгт с просьбой о разрешении осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере ритуальных услуг.
3 марта 2009 года отделом по управлению имуществом городского округа поселка городского типа на письмо ИП от 26 февраля 2009 года направлен ответ, в соответствии с которым работами по копке могил, захоронению тел может заниматься только специализированная организация, с которой заключен договор на выполнение данных работ. Также отдел по управлению имуществом городского округа поселка городского типа в указанном ответе сообщает, что указанный договор заключается администрацией пгт на основании торгов и что в настоящее время договор на работы по захоронению тел и копке могил заключен с ИП-1 до момента проведения торгов.
Отдел по управлению имуществом городского округа поселка городского типа является юридическим лицом.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2008 г. № 12027/07 по делу № А33-9227/2006 Арбитражного суда Красноярского края определена правовая позиция по применению норм Федерального закона от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), имеющая непосредственное значение к рассматриваемому делу.
Статьей 10 Закона о погребении предусмотрено, что супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего вправе получить пособие на погребение. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2008 г. № 12027/07 сказано, что системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует о том, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг не ограничивается созданием специализированных служб, и что иные лица имеют право заниматься этой деятельностью.
Исходя из чего, следует, что деятельность на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, осуществляется на конкурентном рынке. Как специализированные организации, так и другие субъекты могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета.
Довод отдела по управлению имуществом о том, что письмо, направленное в адрес ИП, подготовлено отделом с учетом Положения об организации похоронного дела на территории пгт, утвержденного решением Совета народных депутатов пгт, в частности пункта 1.1 Р. 1, комиссией не принимается. Указанным пунктом предусмотрено, что обязанность по погребению умерших возложена на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органом местного самоуправления, и из данного пункта не следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является единственным участником рынка ритуальных услуг на территории пгт.
Таким образом, в действиях отдела по управлению имуществом городского округа поселка городского типа выразившихся в направлении письма в адрес ИП, согласно которому работами по копке могил, захоронению тел может заниматься только специализированная служба по вопросам похоронного дела, имеет место нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции введен запрет на действия органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещены действия по установлению запретов или введению ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Амурского УФАС России
решила:
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
5. Признать действия отдела по управлению имуществом городского округа поселка городского типа по направлению письма в адрес ИП, согласно которому работами по копке могил, захоронению тел может заниматься только специализированная служба по вопросам похоронного дела, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
6. Выдать отделу по управлению имуществом городского округа поселка городского типа предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение 3-х месяцев со дня принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.