УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2009 г. по делу № А-15/54-2009
(извлечение)
24 декабря 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
11 января 2010 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев 24 декабря 2009 года дело по признакам нарушения администрацией поселка городского типа (далее - пгт) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в наделении функциями органа местного самоуправления индивидуального предпринимателя в части осуществления отвода земельных участков под захоронения, ведения книги учета регистрации захоронений, ведения журнала учета захоронений безродных,
установила:
5 октября 2009 года в адрес Амурского УФАС России поступило заявление ИП на действия администрации пгт и ИП-1, выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности на рынке ритуальных услуг.
По результатам антимонопольного расследования, проведенного в ходе рассмотрения заявления ИП, Амурским УФАС России принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области в соответствии со статьей 40 Закона о защите конкуренции возбуждено дело и создана комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении отдела по управлению имуществом пгт, администрации пгт, ИП-1.
Определением рассмотрение дела в отношении администрации пгт выделено в отдельное производство, делу присвоен номер, приказом определен состав комиссии по рассмотрению дела.
Отдел по управлению имуществом пгт, ИП, ИП-1, государственное бюджетное учреждение - Управление социальной защиты по городу и пгт на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом.
Представитель администрации пгт при рассмотрении дела пояснил, что единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с организацией похорон и предоставлением связанных с ними услуг, оказывать услуги погребения по гарантированному перечню на территории кладбища пгт, является ИП-1. ИП-1 в соответствии со статьей 29 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) является специализированной службой по вопросам похоронного дела, в качестве специализированной службы ИП-1 определен по результатам конкурса, проведенного администрацией пгт. Согласно части 2 статьи 25 Закона о погребении погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 25, статьей 29 Закона о погребении в договоры от 31 декабря 2008 года, 31 июля 2009 года, заключенные администрацией пгт с ИП-1, включены пункты, согласно которым на ИП-1 возложена обязанность по захоронению умерших, ведению книги учета захоронений. Кроме этого, ИП-1, как специализированная служба по вопросам похоронного дела, осуществляет отвод земельных участков для захоронения на территории кладбища пгт.
Представитель Совета народных депутатов пгт пояснил, что в настоящее время действует Положение об организации похоронного дела на территории пгт, утвержденное решением Совета народных депутатов пгт. Указанное положение в части противоречит нормам действующего законодательства, вопрос о приведении Положения в соответствие действующему законодательству будет поставлен на ближайшем заседании Совета народных депутатов пгт.
Отдел по управлению имуществом пгт в письменных пояснениях указал на то, что земельный участок, используемый для кладбища на территории пгт, находится в муниципальной собственности, договоры на передачу в хозяйственное ведение либо в аренду данного земельного участка не заключались.
Рассмотрев материалы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.
ИП-1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством, выданным налоговым органом. Основным видом деятельности ИП-1 является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, что отражено в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Администрацией пгт заключены контракты на содержание и обслуживание кладбищ в пгт и оказание ритуальных услуг с ИП-1, как специализированной организацией. Срок действия контракта от 31 декабря 2008 года определен до проведения торгов и закончился 30 июля 2009 года. Администрацией пгт 31 июля 2009 года по результатам конкурса с ИП-1 заключен договор, сроком действия 1 год. Содержание указанных договоров идентично (различен только срок действия).
Предметом указанных договоров является оказание услуг в части обслуживания, содержания кладбищ и оказание ритуальных услуг. В соответствии с договором ИП-1 обязуется содержать кладбища, производить захоронение умерших, вести книгу учета захоронений, осуществлять захоронения безродных, вести учет захоронений безродных.
Кроме этого, ИП-1 осуществляет выделение земельных участков под захоронения на кладбище пгт. Администрация пгт в письме на определение Амурского УФАС России о назначении дела сообщает, что ИП-1, как специализированная служба, осуществляет функции по организации похоронного дела, в том числе занимается вопросами о выделении земельных участков под захоронения на кладбище пгт.
Комиссией установлено, что ИП-1, как специализированной службе, переданы полномочия по организации похоронного дела и погребению. К его полномочиям (обязанностям) отнесены предоставление земельного участка под захоронение, ведение учета захоронений, а также другие функции контрольно-распорядительного характера.
Согласно части 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) вопросы, связанные с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения, решаются органами местного самоуправления.
Законом о погребении, Законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществление указанных полномочий возложено на орган местного самоуправления. Возможность передачи осуществления таких полномочий отдельным хозяйствующим субъектам законом не предусмотрена.
ИП-1 осуществляет деятельность на товарном рынке похоронных услуг в пгт. В частности, об этом свидетельствуют договоры на оказание ритуальных услуг, заключенные между администрацией пгт и ИП-1, договор на возмещении расходов из областного бюджета на оказание услуг по погребению, заключенный между ИП-1 и государственным бюджетным учреждением управление социальной защиты населения по городу и пгт, на основании которого ИП-1 за прошедший период 2009 года было возмещено 54600 рублей.
Администрация пгт, наделив ИП-1 функциями органа местного самоуправления в части осуществления отвода земельных участков под захоронения, ведения книги учета регистрации захоронений, ведения журнала учета захоронений безродных, нарушила часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции введен запрет на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Амурского УФАС России
решила:
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3. Признать действия администрации пгт, выразившиеся в наделении функциями органа местного самоуправления ИП-1 в части осуществления отвода земельных участков под захоронения, ведения книги учета регистрации захоронений, ведения журнала учета захоронений безродных, нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Выдать администрации пгт предписание о прекращении или об изменении договора от 31 июля 2009 года, заключенного между администрацией пгт и ИП-1, в частях нарушающих антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение 3-х месяцев со дня принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.