Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2009 г. по делу № А-16/55-2009

(извлечение)

24 декабря 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
11 января 2010 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
рассмотрев 24 декабря 2009 года дело по признакам нарушения администрацией поселка городского типа (далее - пгт) и ИП-1 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении контракта от 31 декабря 2008 года, договора от 31 июля 2009 года, которыми ограничен субъектный состав участников рынка похоронных услуг в пгт,

установила:

5 октября 2009 года в адрес Амурского УФАС России поступило заявление ИП на действия администрации пгт и ИП-1, выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности на рынке ритуальных услуг.
По результатам антимонопольного расследования, проведенного в ходе рассмотрения заявления ИП, Амурским УФАС России принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области в соответствии со статьей 40 Закона о защите конкуренции возбуждено дело и создана комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении отдела по управлению имуществом пгт, администрации пгт, ИП-1.
Определением рассмотрение дела в отношении администрации пгт и ИП-1 выделено в отдельное производство, делу присвоен номер, приказом определен состав комиссии по рассмотрению дела.
Отдел по управлению имуществом пгт, ИП, ИП-1, государственное бюджетное учреждение - Управление социальной защиты по городу и пгт на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом.
Представитель администрации пгт при рассмотрении дела пояснил, что единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с организацией похорон и предоставлением связанных с ними услуг, оказывать услуги погребения по гарантированному перечню на территории кладбища пгт, является ИП-1. ИП-1 в соответствии со статьей 29 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) является специализированной службой по вопросам похоронного дела, в качестве специализированной службы ИП-1 определен по результатам конкурса, проведенного администрацией пгт. Согласно части 2 статьи 25 Закона о погребении погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 25, статьей 29 Закона о погребении в договоры от 31 декабря 2008 года, 31 июля 2009 года, заключенные администрацией пгт с ИП-1, включены пункты, согласно которым на ИП-1 возложена обязанность по захоронению умерших.
Представитель Совета народных депутатов пгт пояснил, что в настоящее время действует Положение об организации похоронного дела на территории пгт, утвержденное решением Совета народных депутатов пгт. Указанное положение в части противоречит нормам действующего законодательства, вопрос о приведении Положения в соответствие действующему законодательству будет поставлен на ближайшем заседании Совета народных депутатов пгт.
Отдел по управлению имуществом пгт в письменных пояснениях указал на то, что земельный участок, используемый для кладбища на территории пгт, находится в муниципальной собственности, договоры на передачу в хозяйственное ведение либо в аренду данного земельного участка не заключались.
Рассмотрев материалы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.
ИП-1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством, выданным налоговым органом. Основным видом деятельности ИП-1 является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, что отражено в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Администрацией пгт заключены контракты от 31 декабря 2008 года и 31 июля 2009 года на содержание и обслуживание кладбищ в пгт и оказание ритуальных услуг, с ИП-1, как специализированной организацией. Срок действия контракта от 31 декабря 2008 года определен до проведения торгов и закончился 30 июля 2009 года. Администрацией пгт 31 июля 2009 года по результатам конкурса с ИП-1 заключен договор, сроком действия 1 год. Содержание указанных договоров идентично (различен только срок действия).
Предметом указанных договоров является оказание услуг в части обслуживания, содержания кладбищ и оказание ритуальных услуг. В соответствии с договором от 31 июля 2009 года ИП-1 обязуется содержать кладбища, производить захоронение умерших, вести книгу учета захоронений, осуществлять захоронения безродных, вести учет захоронений безродных.
Анализ договора, заключенного 31 июля 2009 года между администрацией пгт и ИП-1, на содержание и обслуживание кладбищ в пгт и оказание ритуальных услуг свидетельствует о том, что иные хозяйствующие субъекты, кроме ИП-1, лишены возможности оказывать услуги по погребению на территории кладбища пгт.
Данное подтверждается письмом администрации пгт от 14 декабря 2009 г., направленным на определение Амурского УФАС России о назначении дела. В соответствии с указанным письмом ИП-1 является единственным субъектом, имеющим возможность оказывать услуги по погребению, так как данный субъект договором от 31 июля 2009 года определен как специализированная организация. Согласно информации, представленной государственным бюджетным учреждением управление социальной защиты населения по городу и пгт, в 2009 году из областного бюджета только ИП-1 были произведены возмещения расходов на оказание услуг по погребению на кладбище пгт.
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Статьей 10 Закона о погребении предусмотрено, что супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Согласно статье 1 Закона о погребении погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Пунктом 2.2.2 договора на содержание и обслуживание кладбищ в пгт и оказание ритуальных услуг, заключенного между администрацией пгт и ИП-1, на ИП-1 возложена обязанность по захоронению умерших, урн с прахом или праха после кремации.
Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав стороны, приходит к выводу, что граждане пгт, реализующие волю умершего, ограничены в выборе лица, оказывающего услуги по погребению, за получением данных услуг обращаются к ИП-1; хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке ритуальных услуг, в частности ИП, лишены возможности осуществлять деятельность по организации похорон.
Доводы администрации пгт о том, что договор от 31 июля 2009 года заключен по результатам конкурса, в котором ИП имел возможность принять участие, но не подал заявку на участие в конкурсе, не принимается. По результатам конкурса предусмотрено заключение договора с победителем, что свидетельствует о том, что только один хозяйствующий субъект, а именно победитель конкурса, будет иметь право осуществлять деятельность по организации похорон на кладбище пгт.
Из анализа требований статей 10, 25 Закона о погребении, статей 1, 421 ГК РФ, следует, что граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению. Ограничения указанного круга лиц не допускается.
Деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг внесена в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. № 454-ст, и ее осуществление законодательством не ограничено, то исходя из принципов единства экономического пространства и свободы экономический деятельности, вытекающих из статьи 8 Конституции РФ, названная деятельность должна осуществляться на конкурентном рынке. Как специализированные организации, так и другие субъекты могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета.
Таким образом, в действиях администрации пгт и ИП-1, выразившихся в заключении контракта от 31 декабря 2008 года, договора от 31 июля 2009 года, которыми ограничен субъектный состав участников рынка похоронных услуг в пгт, присутствуют признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Амурского УФАС России

решила:

1. Признать действия администрации пгт и ИП-1, выразившиеся в заключении контракта от 31 декабря 2008 года, договора от 31 июля 2009 года, которыми ограничен субъектный состав участников рынка похоронных услуг в пгт, нарушением статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации пгт и ИП-1 предписание о прекращении или об изменении договора от 31 июля 2009 года, заключенного между администрацией пгт и ИП-1, в частях нарушающих антимонопольное законодательство, и о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение 3-х месяцев со дня принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Амурского УФАС РФ от 24.12.2009 по делу № А-16/55-2009
<О выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении договора на содержание и обслуживание кладбищ и оказание ритуальных услуг, ограничивающего субъектный состав участников рынка похоронных услуг>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru