Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2009 г. по делу № А-15/38-2009

(извлечение)

22 декабря 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
25 декабря 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения администрацией рабочего поселка (поселок городского типа) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

в порядке осуществления государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства и в соответствии с письмом ФАС России от 19 марта 2008 г. № АГ/5737, Амурским УФАС России ежеквартально проводится мониторинг сведений, поступающих из муниципальных образований Амурской области с населением свыше 10 тысяч человек о проведенных конкурсах по управлению многоквартирными домами, и на их основе выявляются нарушения антимонопольного законодательства.
Так, согласно сведений, представленных администрацией рабочего поселка (пгт) за 2 квартал 2009 года письмом, в пгт многоквартирных дома, собственники помещений которых самостоятельно не определили способ управления домами.
На основании информации, представленной администрацией рабочего поселка (пгт) письмом по запросу Амурского УФАС России от 11 сентября 2009 г. № 02-4291, в настоящее время, многоквартирные жилые дома, собственники помещений которых сами не определили способ управления домами, находятся на техническом обслуживании обществ с ограниченной ответственностью (далее - Общество), муниципальных унитарных предприятий (далее - МУП).
Согласно письменным пояснениям главы администрации рабочего поселка (пгт), представленным в Амурское УФАС России, открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования рабочего поселка (пгт), не проводились, поскольку конкурсная документация не была подготовлена в полном объеме обслуживающими организациями и конкурс планируется провести в срок не позднее 31 декабря 2009 года.
Главой рабочего поселка (пгт) на определение Амурского УФАС России о назначении дела письмом было представлено, в том числе, постановление главы рабочего поселка (поселок городского типа) о передаче в Общество на техническое обслуживание и содержание многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...>.
В результате анализа постановления главы рабочего поселка (поселок городского типа) были выявлены признаки нарушения администрацией рабочего поселка (поселок городского типа) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с изложенным Амурским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения администрации рабочего поселка (поселок городского типа) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением комиссии Амурского УФАС от 12 октября 2009 года дело назначено к рассмотрению на 3 ноября 2009 года. Определением комиссии Амурского УФАС от 3 ноября 2009 года об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью истребования дополнительных документов (информации) у участников дела, дело было отложено и назначено к рассмотрению на 24 ноября 2009 года. Посредством факсимильной связи 24 ноября 2009 года в 09.25 администрация рабочего поселка (пгт) направила часть документов (информации) и просила письмом рассмотреть дело, назначенное на 24 ноября 2009 года в отсутствие ее представителя. К заседанию комиссии Амурского УФАС России 24 ноября 2009 года отсутствовали сведения о надлежащем уведомлении о дате и времени рассмотрения настоящего дела двух заинтересованных лиц - МУП ЖКХ и Общества. Определением комиссии Амурского УФАС от 24 ноября 2009 года об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью уведомления участников дела, дело было отложено и назначено к рассмотрению на 22 декабря 2009 года.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ подписан 06.10.2003, а не 06.12.2003.

Как видно из постановления главы рабочего поселка (поселок городского типа), решено на основании статьи 14 Федерального закона от 6 декабря 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" передать на техническое обслуживание с 1 сентября 2009 года по акту приема-передачи муниципальное движимое и недвижимое имущество балансовой стоимостью согласно приложения (в том числе, жилых домов); контроль за постановлением глава рабочего поселка (поселок городского типа) оставил за собой.
Амурским УФАС России при анализе истребованных запросами и представленных документов усматривается, что способ управления не выбран в 123 (сто двадцати трех) многоквартирных домах рабочего поселка (пгт), расположенных по адресу: <...>. Администрация рабочего поселка (пгт) открытый конкурс по управлению указанными домами не проводила.
3 ноября 2009 года в заседании комиссии ведущий специалист по юридическим вопросам администрации рабочего поселка (пгт), действующий на основании доверенности, пояснил, что до настоящего времени открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами не объявлен, конкурсная документация не подготовлена в виду сложных требований, предъявляемых действующим законодательством к процедуре проведения конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
Рассмотрев материалы дела, комиссия Амурского УФАС России установила следующее.
Администрацией рабочего поселка (пгт) в качестве доказательств, подтверждающих отсутствие необходимости выбирать собственниками помещений какой-либо способ управления такими домами представлены реестры всех многоквартирных домов рабочего поселка (пгт) и постановления главы рабочего поселка (пгт) о передаче многоквартирных домов на техническое обслуживание третьим лицам. Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о выборе способа управления такими домами, свидетельства о регистрации в установленном законодательством РФ порядке товариществ собственников жилья (ТСЖ), договоры на управление многоквартирными домами администрацией рабочего поселка (пгт) не представлены.
Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество) на определение о назначении дела представила письменные пояснения и указала, что основным видом деятельности Общества является управление эксплуатацией жилого фонда (код ОКВЭД 70.32.1.); на техническое обслуживание в Общество согласно постановления главы администрации пгт были переданы многоквартирные жилые дома и в качестве доказательств, подтверждающих отсутствие необходимости выбирать собственниками помещений какой-либо способ управления представила протокол собрания жильцов в микрорайоне от 15 декабря 2006 года. При этом протокол собрания жильцов в микрорайоне от 15 декабря 2006 года не содержит всех необходимых условий и требований, предъявляемых к такому документу законодательством Российской Федерации, в том числе не содержит указания на номер дома (-ов) и улицу по которому (-ым) проводилось голосование, ввиду чего нельзя признать обоснованными доводы заинтересованного лица о надлежащем исполнении требований Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) в части выбора собственниками помещений способа управления такими домами.
Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество) на определение о назначении дела представил письменные пояснения указал, что Общество может осуществлять свою деятельность в качестве управляющей организации по управлению многоквартирными жилыми домами на основании подпункта 2 пункта 2 устава; на техническое обслуживание в Общество согласно постановления главы администрации были переданы многоквартирные жилые дома.
Директор муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) на определение о назначении дела представил письменные пояснения и указал, что МУП может осуществлять свою деятельность в качестве управляющей организации по управлению многоквартирными жилыми домами на основании устава и представил постановление главы администрации согласно которого на техническое обслуживание в МУП были переданы многоквартирные жилые дома.
От других заинтересованных лиц каких-либо документов и пояснений не поступило.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу управления многоквартирными домами регулирует жилищное законодательство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном жилом доме обязаны выбрать один из способов управления домом. Способ управления домом выбирается на общем собрании собственников и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (пункт 3 статьи 161 ЖК РФ). Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений (пункт 1 статьи 46 ЖК РФ).
При выборе способа управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ передается техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением домом.
В соответствии с положениями части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 251-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в статью 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", орган местного самоуправления проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ).
Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.
Порядок проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами определен постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 165 ЖК РФ, в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих компаний независимо от организационно-правовых форм.
Надлежащее выполнение процедуры передачи управления многоквартирным домом выбранной управляющей организации имеет ключевое значение для формирования конкурентного рынка услуг по управлению многоквартирными домами. В обстоятельствах развития реформы ЖКХ и становления рынка управления многоквартирными жилыми домами, орган местного самоуправления, наделенный полномочиями контролировать процесс передачи многоквартирных домов управляющим компаниям и ТСЖ, препятствует осуществлению законной деятельности управляющей организации, тем самым оказывает негативное воздействие на конкуренцию на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Товаром признается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (подпункт 1 пункта 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Под услугами по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Покупателями данных услуг являются собственники и наниматели жилого помещения/квартиры.
В качестве барьеров входа на товарный рынок услуг по управлению многоквартирными домами могут быть:
ограниченность доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограниченно (существующие материально-технические ресурсы, обеспечивающие управление многоквартирными домами, закреплены за действующими хозяйствующими субъектами);
преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке перед потенциальными участниками товарного рынка.
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции указывает, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Указанные выше действия (бездействие) администрации рабочего поселка (поселок городского типа) могут ограничить конкуренцию на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, что противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, действия (бездействие) администрации рабочего поселка (поселок городского типа) по непроведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами рабочего поселка (поселок городского типа) и изданию постановления главы рабочего поселка (поселок городского типа) нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать действия (бездействие) администрации рабочего поселка (поселок городского типа) нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженные:
1.1. В непроведении в срок до 1 мая 2008 года, установленный Жилищным кодексом РФ, открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления в многоквартирных домах на территории муниципального образования рабочего поселка (поселок городского типа), в том числе в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <...>, собственниками помещений в указанных многоквартирных домах до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом и/или решение такими собственниками о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
1.2. В издании постановления главы рабочего поселка (поселок городского типа) о передаче в Общество на техническое обслуживание и содержание многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...>.
2. Выдать администрации рабочего поселка (поселок городского типа) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Амурского УФАС РФ от 22.12.2009 по делу № А-15/38-2009
<О выдаче предписания администрации рабочего поселка о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории рабочего поселка>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru