Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 августа 2009 г. по делу № А-17.1/31-2009

(извлечение)

5 августа 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
17 августа 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения Управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

в порядке осуществления государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства и в ответ на запрос Амурского УФАС России о представлении договора аренды муниципального имущества, заключенного с муниципальным унитарным предприятием города в 2008 году, был представлен договор аренды имущества, заключенный между управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города и муниципальным унитарным предприятием города (далее - МУП) без проведения торгов.
В связи с изложенным Амурским УФАС России возбуждено по признакам нарушения управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением комиссии Амурского УФАС от 15 июля 2009 года дело назначено к рассмотрению на 5 августа 2009 года.
В письменных объяснениях начальник управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города факт нарушения антимонопольного законодательства при сдаче муниципального имущества в аренду на бесконкурсной основе не признала и указала, что по ее мнению статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает необходимость заключения договоров аренды муниципального имущества по результатам торгов только в отношении объектов недвижимого имущества, а поскольку предметный состав переданного МУП имущества носит смешанный характер (движимое и недвижимое имущество), то необходимости в проведении конкурса не было.
В заседании комиссии представитель управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города пояснил, что управление по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города при заключении договора аренды имущества, заключенного между управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города и муниципальным унитарным предприятием города руководствовалось положением "О порядке сдачи в аренду муниципального имущества города, утвержденным решением городского Совета народных депутатов.
В заседании комиссии представитель муниципального унитарного предприятия города пояснила, что муниципальное унитарное предприятие города было создано постановлением главы администрации города и зарегистрировано налоговым органом. Управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города в целях эффективного и рационального использования муниципального электросетевого хозяйства было решено заключить с МУП договор аренды на указанное имущество.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, комиссия Амурского УФАС России установила следующее.
Договор аренды имущества, заключенный между управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города и муниципальным унитарным предприятием города, заключен на основании приказа управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города "О передаче муниципального имущества в аренду" без проведения торгов. Срок действия вышеуказанного договора аренды установлен с 21 ноября 2008 года по 30 октября 2009 года.
В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 27 Устава города (с изменениями и дополнениями), утвержденного решением городского Совета народных депутатов, к полномочиям городского Совета народных депутатов относится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об управлении по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города, утвержденного постановлением главы администрации города, к исполнительно-распорядительным функциям управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города относится управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности города.
В соответствии с пунктом 8.1 и 8.2 Положения об управлении по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города, утвержденного постановлением главы администрации города, к функциям и полномочиям управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города относится осуществление в установленном нормативно-правовыми актами управления и распоряжения муниципальным имуществом; предоставление (продажа, аренда) в соответствии с действующим законодательством движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, юридическим и физическим лицам.
На момент заключения управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города договора аренды имущества с муниципальным унитарным предприятием города часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливала необходимость заключения договоров аренды муниципального имущества исключительно по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Исключения из названной нормы были введены Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" от 8 ноября 2008 г. № 195-ФЗ и к ним были отнесены: 1) предоставление указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу; 2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения; 3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации; 4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 17.07.2009 № 173-ФЗ называется "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции", а не "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции".

Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" от 17 июля 2009 г. № 173-ФЗ перечень исключений из названной нормы был дополнен и к ним, в настоящий момент, отнесены: 1) предоставление указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу; 2) предоставление указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации; 3) предоставление указанных прав на это имущество государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям; 4) предоставление указанных прав на это имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья; 5) предоставление указанных прав на это имущество адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам; 6) предоставление указанных прав на это имущество образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения; 7) предоставление указанных прав на это имущество для размещения объектов почтовой связи; 8) предоставление указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; 9) предоставление указанных прав на это имущество в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции; 10) предоставление указанных прав на это имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта; 11) предоставление указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается); 12) предоставление указанных прав на это имущество взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом; 13) предоставление указанных прав на это имущество правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Договор аренды имущества и приказ управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города "О передаче муниципального имущества в аренду" ни под одно из указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции Федерального закона № 195-ФЗ от 8 ноября 2008 года и ни под одно из указанных в пунктах 1 - 13 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции Федерального закона № 173-ФЗ от 17 июля 2009 года исключении не подпадает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
С момента вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Заключение договора аренды муниципального имущества без проведения торгов приводит к недопущению конкуренции за право аренды муниципального имущества и нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закон о защите конкуренции, в том числе статья 17.1, предусматривает особый порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, а именно, по результатам торгов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ называется "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".

В целях реализации положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Исходя, в том числе из анализа, сформулированного в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" понятия "категории субъектов малого и среднего предпринимательства" комиссией установлено, что муниципальное унитарное предприятие города не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Предоставление муниципального имущества, поименованного в акте приема-передачи к договору аренды движимого и недвижимого имущества, в аренду хозяйствующему субъекту без проведения торгов следует рассматривать в качестве предоставления муниципальной помощи (в соответствии с определением пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Муниципальная помощь в соответствии с полномочиями органов местного самоуправлении может предоставляться в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции. В данном случае МУП города была оказана муниципальная помощь в целях, не предусмотренных действующим законодательством.
Согласно части 1 и 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Указанная процедура в рассматриваемом случае не производилась, согласование с антимонопольным органом не осуществлялось.
Таким образом, заключение управлением по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города договора аренды муниципального имущества без проведения торгов и без соблюдения порядка предоставления муниципальной помощи нарушает часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, часть 1 статьи 19, часть 1, 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, комиссия Амурского УФАС России пришла к выводу о том, что управление по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города обязано было провести торги на право заключения договора аренды муниципального имущества, однако не сделало этого.
До установления Правительством Российской Федерации перечня случаев заключения договоров путем проведения торгов в форме конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, собственник государственного или муниципального имущества или уполномоченный им обладатель имущественного права на указанное имущество (в нашем случае это Свободненский городской Совет народных депутатов) самостоятельно определяет форму проведения торгов (конкурс или аукцион).
Таким образом, управление по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города действием по заключению договора аренды имущества с МУП города без проведения торгов нарушило требование части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия

решила:

1. Признать действия управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города по заключению договора аренды муниципального имущества с муниципальным унитарным предприятием города нарушением части 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать управлению по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации города предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Амурского УФАС РФ от 05.08.2009 по делу № А-17.1/31-2009
<О выдаче предписания Управлению по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации муниципального образования о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении договора аренды муниципального имущества без проведения торгов>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru