Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2009 г. по делу № А04-458/2009

(извлечение)

21 апреля 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
28 апреля 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление заместителя прокурора Амурской области
к главе администрации города Свободного, администрации г. Свободного
о признании недействующим нормативного правового акта
третьи лица:
Управление Ростехнадзора по Амурской области,
МУП "Спецавтохозяйство" г. Свободного

установил:

заместитель прокурора Амурской области (далее по тексту - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействующим постановления исполняющего обязанности главы города Свободного (далее - ответчик, глава г. Свободного) от 31 июля 2008 года № 861 "Об утверждении норм накопления бытовых отходов, образующихся в жилом фонде города, от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, прочих предприятий и организаций".
Требования обоснованы тем, что прокуратурой г. Свободного проведена проверка соблюдения законодательства о регулировании и утверждении тарифов на услуги ЖКХ г. Свободного. В ходе проверки было установлено, что постановлением главы г. Свободного от 31 июля 2008 года № 861 утверждены нормы накопления бытовых отходов, образующихся в жилом фонде города, от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, прочих предприятий и организаций. Оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству, поскольку установление норм накопления бытовых отходов, образующихся в жилом фонде г. Свободного от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, прочих предприятий и организаций, не входит в полномочия главы муниципального образования.
В качестве второго ответчика для участия в деле привлечена администрация г. Свободного.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Управление Ростехнадзора по Амурской области и МУП "Спецавтохозяйство" г. Свободного.
Заявитель в предварительном судебном заседании уточнил требования, просил признать недействующим пункт 2 постановления от 31 июля 2008 года № 861 "Об утверждении норм накопления бытовых отходов, образующихся в жилом фонде города, от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, прочих предприятий и организаций" и пункт 2 приложения № 1 к данному постановлению.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
В судебном заседании представитель заявителя на уточненных требованиях настаивал по основаниям, отраженным в заявлении и пояснениях. Считает, что установление норм накопления твердых бытовых отходов, образующихся от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, прочих предприятий и организаций, не входит в полномочия главы муниципального образования. Исполняющий обязанности главы г. Свободного превысил свои полномочия и нарушил действующее федеральное законодательство в части организации работы с бытовыми отходами, поскольку разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение входит в компетенцию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Оспариваемым нормативным правовым актом устанавливаются среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов предпринимательской деятельности без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции. Считает, что оспариваемым постановлением нарушаются права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на самостоятельную разработку проектов по накоплению бытовых отходов и свободу договора со специализированными организациями на их вывозку, а также получение лимитов на их размещение в соответствии с наличием фактического мусора. В адрес главы муниципального образования г. Свободный прокурором г. Свободного выносился протест 15 декабря 2008 года № 4739, в удовлетворении протеста отказано. Решением Свободненского городского суда от 27 февраля 2009 года постановление от 31 июля 2008 года № 861 "Об утверждении норм накопления бытовых отходов, образующихся в жилом фонде города, от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, прочих предприятий и организаций" в части утверждения норм накопления бытовых отходов, образующихся в жилом фонде, признано недействующим с момента принятия. Считает постановление в оспариваемой части не соответствующим действующему законодательству и подлежащим отмене.
Представитель главы г. Свободного в судебное заседание не явился, отзыва не представил, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом.
Представитель администрации г. Свободного требования заявителя не признал в полном объеме по доводам, отраженным в отзыве. Считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Указал, что оспариваемое постановление опубликовано в газете "Зейские огни" от 29 августа 2008 года. К вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. СанПиН 42-1289-4690-88 от 5 августа 1988 года установлено, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских советов народных депутатов, планово-регулярная или заявочная система очистки осуществляется предприятием системы Минжилкомхоза, очистка производится по договорам-графикам. Согласно справочнику от 1990 "Санитарная очистка и уборка населенных мест" установлено, что нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения горисполкома. Считает, что администрация г. Свободного приняла оспариваемое постановление, подписанное исполняющим обязанности главы администрации города Р., на основании решения Свободненского городского Совета народных депутатов от 30 июня 2008 года № 78 в пределах своих полномочий. Вопрос об утверждении норм накопления бытовых отходов рассматривался администрацией города совместно с отделом по ЖКХ и благоустройству. Постановление № 861 было принято с учетом заключения отдела экономического развития и поддержки предпринимательства администрации города от 28 июля 2008 года. На вопрос суда пояснил, что постановлением от 19 марта 2009 года № 363 оспариваемое постановление признано утратившим силу, однако информацией о публикации постановления в средствах массовой информации не располагает.
Представитель третьего лица - Управления Ростехнадзора по Амурской области в судебном заседании поддержал позицию заявителя по основаниям, изложенным в отзыве. Указал, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Управление Ростехнадзора по Амурской области осуществляет функции по установлению нормативов отходов и лимиты на их размещение индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Амурской области. Считает, что оспариваемое постановление противоречит требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами. Вопросы нормирования в области обращения с отходами не относится к компетенции органов местного самоуправления.
Представитель третьего лица - МУП "Спецавтохозяйство" г. Свободного в судебном заседании поддержал позицию ответчика по основаниям, изложенным в отзыве. Указал, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий и строений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом РФ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом РФ "Об отходах производства и потребления" проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывают индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Согласно пункту 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов накопления на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 года № 461, индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и представлять их на утверждение в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Однако, у значительной части индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на территории муниципального образования "город Свободный", не были разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов. При заключении договоров с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не имеющими проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, МУП "Спецавтохозяйство" г. Свободного руководствуется установленными нормами, но с учетом особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции. Основная часть договоров на вывоз и утилизацию отходов заключена на то количество отходов, которое необходимо для своевременного их удаления с территорий потребителя по соглашению сторон, согласно пункту 3.8 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки, обеспечения чистоты и порядка в г. Свободном, утвержденных решением городского Совета народных депутатов от 5 июля 2001 года № 42, за исключением тех организаций, где периодичность вывоза ТБО установлена правилами (детские сады, больницы и пр.). Нарушение прав предпринимателей и юридических лиц отсутствует. Просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Администрация г. Свободного зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022800760795, ИНН 2807001888. Деятельность осуществляет в соответствии с Уставом, принятым Свободненским городским советом народных депутатов 24 октября 2002 года № 236, зарегистрированным постановлением областного Совета народных депутатов от 1 ноября 2002 года № 20/67 регистрационный номер 2.
В соответствии со статьей 12 Устава структуру органов местного самоуправления составляют: Свободненский городской Совет народных депутатов, глава муниципального образования "город Свободный", администрация муниципального образования "город Свободный", ревизионная комиссия муниципального образования "город Свободный".
Глава города Свободного является высшим должностным лицом города, представляет интересы населения города, возглавляет администрацию города и руководит ею на принципах единоначалия.
Постановлением главы муниципального образования "город Свободный" от 30 апреля 2008 года № 435 распределены обязанности между первыми заместителями и заместителями главы администрации города Свободный. Согласно приложению № 1 к указанному постановлению первый заместитель главы администрации города по обеспечению развития местного самоуправления, в том числе, в отсутствие главы муниципального образования исполняет по должности обязанности главы муниципального образования как исполняющий обязанности главы администрации города.
Решением Свободненского городского Совета народных депутатов Амурской области от 30 июня 2008 года № 78 Р. на период временного отстранения К. от должности главы муниципального образования "город Свободный" наделен правом временно исполнять полномочия главы муниципального образования "город Свободный".
Прокуратурой г. Свободного проведена проверка соблюдения законодательства о регулировании и утверждении тарифов на услуги ЖКХ г. Свободного. В ходе проверки было установлено, что исполняющим обязанности главы г. Свободного Р. вынесено постановление от 31 июля 2008 года № 861 "Об утверждении норм накопления бытовых отходов, образующихся в жилом фонде города, от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, прочих предприятий и организаций". Согласно пункту 2 настоящего постановления МУП "Спецавтохозяйство" г. Свободного, предприятиям и организациям города, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, при заключении договоров на вывоз бытовых отходов, их размещение на городской свалке с 1 октября 2008 года следует руководствоваться нормами накопления. Пунктом 2 приложения № 1 к постановлению № 861 с 1 октября 2008 года утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, прочих предприятий и организаций. Постановление опубликовано в газете "Зейские огни" от 29 августа 2008 года за № 105-106.
Прокурором г. Свободного 15 декабря 2008 года за № 4739-08 в адрес администрации г. Свободного направлен протест с требованием об отмене постановления от 31 июля 2008 года № 861 "Об утверждении норм накопления бытовых отходов, образующихся в жилом фонде города, от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, прочих предприятий и организаций" как незаконного.
В ответ на протест прокурора 24 декабря 2008 года за № 1780 первый заместитель главы администрации г. Свободного Т. направил сообщение о том, что постановление № 861 принято администрацией в пределах своих полномочий, в соответствии со статьей 32 Устава г. Свободного.
Не согласившись с пунктом 2 постановления от 31 июля 2008 года № 861 и пунктом 2 приложения № 1 к постановлению, в части утверждения норм накопления твердых бытовых отходов от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, прочих предприятий и организаций, заместитель прокурора Амурской области обратился в Арбитражный суд.
Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о состоятельности заявленных требований в связи со следующим.
Согласно статье 78 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе, установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 19 Федерального закона № 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 года № 461 утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила). Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (пункт 2 Правил).
Согласно пункту 4 Правил, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Пунктом 10 Правил установлено, что территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящих Правил заявления и документов, принимают решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае принятия решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В силу пункта 5.3.4 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
По разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 года № 703 утверждены Методические указания.
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому атомному надзору и осуществляет функции по установлению нормативов отходов и лимитов на их размещение индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Амурской области. Полномочия Управления определены Положением об Управлении, утвержденным приказом Ростехнадзора от 22 ноября 2004 года № 251.
Таким образом, указав о необходимости МУП "Спецавтохозяйство" г. Свободного, предприятиям и организациям города, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, при заключении договоров на вывоз бытовых отходов, их размещение на городской свалке с 1 октября 2008 года руководствоваться нормами накопления (пункт 2 постановления № 861), исполняющий обязанности главы города превысил свои полномочия, нарушил положения федерального законодательства в части организации работы с бытовыми отходами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Представленные проекты утверждаются уполномоченными территориальными органами, коим на территории Амурской области является Управление Ростехнадзора по Амурской области.
Судом признана несостоятельной ссылка администрации г. Свободного на СанПиН 42-1289-4690-88 от 5 августа 1988 года, поскольку в данном случае подлежит применению нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 13 АПК РФ Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемое постановление не соответствует федеральному законодательству, доводы заявителя в данной части являются обоснованными.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что оспариваемым постановлением нарушаются права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на самостоятельную разработку проектов по накоплению бытовых отходов и свободу договора со специализированными организациями на их вывозку, а также получение лимитов на их размещение в соответствии с наличием фактического мусора.
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ, при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 2000 рублей.
В силу пункта 1 статьи 333.37 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ заявитель и ответчик освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 195 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, суд

решил:

признать недействующим пункт 2 постановления исполняющего обязанности главы города Свободного от 31 июля 2008 года № 861 "Об утверждении норм накопления бытовых отходов, образующихся в жилом фонде города, от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, прочих предприятий и организаций", не соответствующим предписаниям Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 года № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 28.04.2009 № А04-458/2009
<О признании недействующим пункта 2 постановления администрации города Свободного от 31.07.2008 № 861 "Об утверждении норм накопления бытовых отходов, образующихся в жилом фонде города, от объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, прочих предприятий и организаций">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru