Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2009 г. по делу № А04-2991/2009

(извлечение)

15 июля 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
20 июля 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании
заявление заместителя прокурора Амурской области
к Благовещенской городской Думе
о признании частично не соответствующим нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу и недействующим решения Благовещенской городской Думы
третьи лица: администрация города Благовещенска;
межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области

установил:

заместитель прокурора Амурской области обратился в Арбитражный суд с заявлением к Благовещенской городской Думе о признании недействующим приложение № 2 к решению Благовещенской городской Думы от 29 ноября 2007 г. № 35/134 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования города Благовещенска" (в редакции решения Благовещенской городской Думы от 27 ноября 2008 г. № 48/146) в части слов:
"Значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, корректируются исходя из значений, указанных в таблице, в зависимости от размера среднемесячной заработной платы, сложившейся у работников налогоплательщика за отчетный период при расчете и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также среднемесячных вознаграждений за работы и услуги по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям:

┌─────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐
│   Среднемесячная заработная плата   │ Значение коэффициента К2 │
├─────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Ниже прожиточного минимума <*>       │Увеличивается в 2 раза,   │
│за предыдущий квартал (в расчете     │но не более 1,0           │
│на трудоспособное население)         │                          │
├─────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Прожиточный минимум <*> за предыдущий│Без увеличения            │
│квартал (в расчете на трудоспособное │                          │
│население) и выше                    │                          │
└─────────────────────────────────────┴──────────────────────────┘

--------------------------------
<*> Прожиточный минимум устанавливается ежеквартально постановлением губернатора Амурской области".

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора к участию в деле привлечены - администрация города Благовещенска, межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области.
В заявлении и в судебном заседании заявитель указал, что названный нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует статьям 3, 6, 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации, так как допускает возможность изменения корректирующего коэффициента К2 ежеквартально, а не один раз в год. Кроме этого оспариваемая норма принята Думой без какого-либо экономического основания.
Благовещенская городская Дума в отзыве на заявление и в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит прямого запрета на неизменность значения коэффициента К2 в пределах от 0,005 до 1 включительно на календарный год. Довод заместителя прокурора Амурской области о том, что установление коэффициента К2 осуществлено без соответствующего экономического обоснования является несостоятельным, так как требование пункта 3 статьи 3 НК РФ относится к налогу, а не к его составляющей. Корректирующий коэффициент К2 является составляющей величиной объекта налогообложения по данному налогу.
Администрация города Благовещенска в отзыве на заявление и в судебном заседании поддержала позицию Благовещенской городской Думы.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области в отзыве на заявление и в судебном заседании пояснила, что Минфин России в своих разъяснениях по поводу правомерности практики о возможности учета уровня заработной платы, выплачиваемой работникам при утверждении значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 неоднозначны.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Благовещенской городской Думы от 29 ноября 2007 г. № 35/134 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования города Благовещенска" была введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования города Благовещенска (приложение № 1) и утверждены значения коэффициента К2, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности (приложение № 2).
Названное решение было официально опубликовано в газете "Благовещенск" № 48 (934), 30 ноября - 6 декабря 2007 г.
В данное решение было внесено изменение решением Благовещенской городской Думы от 27 ноября 2008 г. № 48/116 "О внесении изменений в решение Благовещенской городской Думы от 29 ноября 2007 г. № 35/134 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования города Благовещенска", которое было опубликовано в газете "Благовещенск" № 48 (986), 28 ноября - 4 декабря 2008 г.
Последним решением каких-либо изменений в решение от 29 ноября 2007 г. в части, которая оспаривается по настоящему делу, не вносилось.


Приложение № 2 к решению Благовещенской городской Думы от 29 ноября 2007 г. представляет собой таблицу, в которой значения корректирующего коэффициента К2 поставлены в зависимость от вида предпринимательской деятельности и места осуществления этой деятельности.
В примечании к этой таблице указано: "Значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, корректируются исходя из значений, указанных в таблице, в зависимости от размера среднемесячной заработной платы, сложившейся у работников налогоплательщика за отчетный период при расчете и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также среднемесячных вознаграждений за работы и услуги по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям:

┌─────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐
│   Среднемесячная заработная плата   │ Значение коэффициента К2 │
├─────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Ниже прожиточного минимума <*>       │Увеличивается в 2 раза,   │
│за предыдущий квартал (в расчете     │но не более 1,0           │
│на трудоспособное население)         │                          │
├─────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Прожиточный минимум <*> за предыдущий│Без увеличения            │
│квартал (в расчете на трудоспособное │                          │
│население) и выше                    │                          │
└─────────────────────────────────────┴──────────────────────────┘

--------------------------------
<*> Прожиточный минимум устанавливается ежеквартально постановлением губернатора Амурской области".

В материалах дела имеется финансово-экономическое обоснование к проекту решения Благовещенской городской Думы, подписанное начальником управления экономического развития и инвестиций, в котором указано, что предлагаемая корректировка коэффициента К2 в зависимости от размера среднемесячной заработной платы вводится с целью легализации "теневой" заработной платы.
Согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В финансово-экономическом обосновании отсутствуют сведения о наличии связи между уровнем средней заработной платы и двукратным увеличением коэффициента К2, в случае, если уровень заработной платы ниже прожиточного минимума, об исследовании этого вопроса, о проведении аналитической работы.
Из этого следует, что значение корректирующего коэффициента К2, в зависимости от уровня среднемесячной заработной платы по отношению к прожиточному минимуму установлено Благовещенской городской Думой произвольно, в нарушение пункта 3 статьи 3 НК РФ, в связи с чем суд признает доводы заместителя прокурора Амурской области в этой части обоснованными.
Довод законодательного органа о том, что норма пункта 3 статьи 3 НК РФ распространяется на налог, но не на его составляющую, каковой является коэффициент К2, судом не принимается.
В пункте 1 статьи 8 НК РФ дано понятие налога. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно пункту 6 статьи 346.29 НК РФ при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 настоящей статьи, на корректирующий коэффициент К2.
Таким образом, значение корректирующего коэффициента К2, непосредственно влияет на размер налога и установление значения этого коэффициента должно осуществляться с соблюдением правил пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 346.29 НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Если нормативный правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента К2 не приняты до начала следующего календарного года и (или) не вступили в силу в установленном настоящим кодексом порядке с начала следующего календарного года, то в следующем календарном году продолжают действовать значения корректирующего коэффициента К2, действовавшие в предыдущем календарном году.
Согласно статье 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Таким образом, постановка в зависимость значения корректирующего коэффициента К2 от величины прожиточного минимума, изменяющегося ежеквартально, тем самым означает, что и размер налога будет меняться ежеквартально, то есть данная норма оспариваемого решения не соответствует пункту 7 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ, имеющему большую юридическую силу и подлежит признанию недействующей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 180, 195 АПК РФ, суд

решил:

заявленные требования удовлетворить полностью.
Приложение № 2 к решению Благовещенской городской Думы от 29 ноября 2007 г. № 35/134 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования города Благовещенска" (в редакции решения Благовещенской городской Думы от 27 ноября 2008 г. № 48/146) в части слов:
"Значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, корректируются исходя из значений, указанных в таблице, в зависимости от размера среднемесячной заработной платы, сложившейся у работников налогоплательщика за отчетный период при расчете и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также среднемесячных вознаграждений за работы и услуги по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям:

┌─────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐
│   Среднемесячная заработная плата   │ Значение коэффициента К2 │
├─────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Ниже прожиточного минимума <*>       │Увеличивается в 2 раза,   │
│за предыдущий квартал (в расчете     │но не более 1,0           │
│на трудоспособное население)         │                          │
├─────────────────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Прожиточный минимум <*> за предыдущий│Без увеличения            │
│квартал (в расчете на трудоспособное │                          │
│население) и выше                    │                          │
└─────────────────────────────────────┴──────────────────────────┘

--------------------------------
<*> Прожиточный минимум устанавливается ежеквартально постановлением губернатора Амурской области" признать недействующим, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 20.07.2009 № А04-2991/2009
<О признании частично недействующим приложения № 2 к решению Благовещенской городской Думы от 29.11.2007 № 35/134 "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования города Благовещенска" (ред. от 27.11.2008)>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru