Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


 
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2008 г. № БН-8

Верховный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре О.А.Н.

с участием прокурора С.И.Р., заявителя Н.Ю.Я., представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по доверенности П.О.С., представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва по доверенности М.К.С. и представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности М.А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 28 мая 2008 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению Н.Ю.Я. о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 14-1 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва",

установил:

Н.Ю.Я. обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 14-1 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республике Тыва".
В обоснование своих требований заявитель указал следующее.
Статьей 14-1 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республике Тыва" предусмотрено, что заработная плата судьи Конституционного суда Республики Тыва состоит из должностного оклада, доплаты за квалификационный класс (от 15 до 30 процентов к должностному окладу), доплаты за выслугу лет (от 16,7 до 50 процентов к должностному окладу), пятидесятипроцентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, надбавок за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы (до 50 процентов к должностному окладу), надбавок за ученую степень (кандидата юридических наук - 5 процентов, доктора юридических наук - 10 процентов должностного оклада), почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" (10 процентов должностного оклада), денежного поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.
Должностной оклад Председателя Конституционного суда Республики Тыва устанавливается в размере 57 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. Должностной оклад заместителя Председателя Конституционного суда Республики Тыва устанавливается в размере 55 процентов, секретаря - 53 процентов, судьи Конституционного суда Республики Тыва - 51 процента от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 14 оспариваемого закона материальные гарантии независимости судьи Конституционного суда Республики Тыва, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей федеральных судов общей юрисдикции. В случаях если другими правовыми актами для судей Конституционного суда Республики Тыва предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.
До 18 января 2008 года заработная плата судей Конституционного суда Республики Тыва регулировалась ст. 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года № 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва". Размеры должностных окладов Председателя Конституционного суда Республики Тыва, судьи - секретаря, судьи Конституционного суда Республики Тыва установлены в приложении № 1 указанного Закона.

приведен в соответствии с оригиналом.

Согласно данному закону в состав денежного содержания включаются: должностной оклад, оклад за классный чин (уровень действительного государственного советника Республики Тыва 1 класса), ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 30 процентов), ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (в размере до 200 процентов), ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 20 - 20 процентов), премия за выполнение особо важных и сложных заданий, а также районный коэффициент и северная надбавка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

приведен в соответствии с оригиналом.

Кроме того, п. 3 ст. 1 оспариваемого Закона предусмотрена дополнительная выплата - ежемесячное денежное поощрение в размере одного месячного денежного вознаграждения.
В связи с принятием оспариваемой статьи 14-1 уровень заработной платы судей Конституционного суда Республики Тыва снизился, что является нарушением федерального законодательства.
Согласно части 2 статьи 17 ФКЗ "О судебной системе" финансирование Конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, согласно статье 12 указанного ФЗК и статье 2 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.
Одним из основных принципов в деятельности судей является принцип независимости, закрепленный в статье 120 Конституции Российской Федерации, который позволяет им беспристрастно вершить правосудие. Статьей 5 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьей 9 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" установлен перечень гарантий, которые являются базовыми для всех судей в Российской Федерации, данное проистекает из единства статуса (правового положения) всех судей в Российской Федерации. Частью 4 статьи 9 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Аналогичные нормы содержатся в части 4 статьи 5 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Кроме того, в главе II ФКЗ, определяющей основы статуса судей в Российской Федерации, частью 3 статьи 11 установлено, что заработная плата (денежное содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.
Данный вывод подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 г. № 5-П, из которых следует, что:
1) Статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашается несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривается их надлежащее материальное содержание (статьи 119, 120, 121, 122 и 124 Конституции Российской Федерации). Конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации). Тем самым статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому. Это вытекает из требований статьи 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации о недопустимости отмены или умаления провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод и прямо закреплено в Федеральном Конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" (часть 4 статьи 5 во взаимосвязи со статьей 11), что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального обеспечения.
2) Конституционный статус судьи служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности. Из этого исходит и Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", положения которого во взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе их последующей конкретизации и развития ограничение законодательных гарантий статуса судьи или снижение их уровня.
Кроме всего вышеуказанного снижение достигнутого уровня создает такой прецедент, когда заработная плата (денежное содержание) судей по различным мотивам может снижаться или увеличиваться без каких-либо ограничений законодателем субъекта РФ, это не исключает возможности дальнейшего снижения или увеличения заработной платы в зависимости от результата рассматриваемых судом дел. Особенно это актуально для конституционных (уставных) судов, которые в силу своих полномочий дисквалифицируют нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов, а также решают споры о компетенции этих субъектов.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъясняется, что оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Исходя из изложенного Н.Ю.Я. просит признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей статью 14-1 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" со дня его вступления в силу, как умаляющие его гарантии независимости как судьи Конституционного суда Республики Тыва.
В судебном заседании Н.Ю.Я. заявленные требования поддержал полностью и пояснил, что после дополнения статьи 14, оспариваемой статьей 14-1, заработная плата судьи Конституционного суда Республики Тыва снизилась на 50 процентов и составляет в среднем 59000 руб., что является нарушением принципа независимости судей.
Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва П.О.С. с заявлением Н.Ю.Я. согласилась по изложенным в нем основаниям. Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва М.К.С. требования Норбу Ю.Я. не признала и пояснила о том, что статьей 14-1 КЗ "О Конституционном суде Республики Тыва" денежное содержание судей Конституционного суда Республики Тыва приведено в соответствие с федеральным законодательством.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва М.А.М. возражая на заявленные требования Н.Ю.Я., пояснил о том, что решением Конституционного суда Республики Тыва от 28 июля 2003 г. № 2-р были установлены размеры должностных окладов судей Конституционного суда Республики Тыва, соразмерные должностным окладам Председателя, заместителя Председателя и судьи Верховного суда Республики Тыва.
В соответствии с частью 2 статьи 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" размеры заработной платы судей Конституционного суда Республики Тыва должны быть установлены законом Республики Тыва или в соответствии с законом Республики Тыва. Так, размеры должностных окладов судей Конституционного суда Республики Татарстан установлены Законом Республики Татарстан от 6 июля 2000 г. № УП-493; должностные оклады судей Конституционного суда Республики Коми - Законом Республики Коми от 22 декабря 1994 г. № 14-РЗ. Регулирование Конституционным судом Республики Тыва вопроса о размерах должностных окладов судей Конституционного суда Республики Тыва является недопустимым и противоречащим закону. Конституционный суд Республики Тыва, обладая правом законодательной инициативы в соответствии с частью 1 статьи 108 Конституции Республики Тыва, мог разработать проект закона Республики Тыва, устанавливающий размеры должностных окладов судей, и обратиться с соответствующей законодательной инициативой, что не было осуществлено, тем самым Конституционный суд Республики Тыва не воспользовался соответствующим полномочием.
Установленные размеры должностных окладов судей Конституционного суда Республики Тыва основаны на неправомерно принятом Конституционным судом Республики Тыва решении от 28 июля 2003 г. № 2-р. Материальные гарантии деятельности судей, достигнутые неправомерно принятым решением, также не могут считаться обоснованными и законными. Согласно пункту 1 статьи 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определяемому Федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и не могут быть менее пятидесяти процентов их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее восьмидесяти процентов должностного оклада председателя соответствующего суда.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 марта 2003 г. № 103-О субъекты Российской Федерации с учетом Федерального регулирования самостоятельно определяют порядок организации и деятельности этих судов. Согласно части 2 статьи 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 14.1 оспариваемого Закона должностной оклад председателя Конституционного суда Республики Тыва установлен в размере 57% от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, должностной оклад председателя Конституционного суда Республики Тыва соответствует требованиям части 1 статьи 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и не противоречит ее части 4 статьи 9.
Частью 1 статьи 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что должностной оклад судьи не может быть менее 80% должностного оклада председателя соответствующего суда. Исходя из названной нормы оклад судей Конституционного суда Республики Тыва не может быть менее 80% от оклада председателя Конституционного суда Республики Тыва.
Таким образом, должностные оклады судей Конституционного суда Республики Тыва соответствуют требованиям части 1 статьи 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и не противоречат ее части 4 статьи 9.
Надбавки, предусмотренные статьей 14.1 оспариваемого Закона, соответствуют видам и размерам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о статусе судей Российской Федерации.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, заключение прокурора С.И.Р., полагавшей, что заявление удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Заявитель Н.Ю.Я. является судьей Конституционного суда Республики Тыва.
Конституционным законом Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный закон Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" дополнен статьей 14-1, которая определяет, что заработная плата судьи Конституционного суда Республики Тыва состоит из должностного оклада, доплаты за квалификационный класс (от 15 до 30 процентов к должностному окладу), доплаты за выслугу лет (от 16,7 до 50 процентов к должностному окладу), пятидесятипроцентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, надбавок за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы (до 50 процентов к должностному окладу), надбавок за ученую степень (кандидата юридических наук - 5 процентов, доктора юридических наук - 10 процентов должностного оклада), почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" (10 процентов должностного оклада), денежного поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.
Должностной оклад Председателя Конституционного суда Республики Тыва устанавливается в размере 57 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. Должностной оклад заместителя Председателя Конституционного суда Республики Тыва устанавливается в размере 55 процентов, секретаря - 53 процентов, судьи Конституционного суда Республики Тыва - 51 процента от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а в силу ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1 "О судебной системе Российской Федерации" и частью 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 ст. 5 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 указанного закона судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Заработная плата (денежное содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.
Согласно ч. 2 ст. 14 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 г. № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" материальные гарантии независимости судьи Конституционного суда Республики Тыва, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска и т.д., устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей федеральных судов общей юрисдикции. В случаях если другими правовыми актами для судей Конституционного суда Республики Тыва предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.
Судом установлено, что до принятия оспариваемой заявителем нормы заработная плата судей Конституционного суда Республики Тыва начислялась в порядке, предусмотренном Законом Республики Тыва "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" от 6 июля 2006 года № 1889 ВХ-1.
В приложении 1 к указанному выше закону должностной оклад судьи Конституционного суда РТ установлен в 13292,6 рублей.
Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 26 января 2007 года № 27 "О повышении размеров окладов месячного денежного содержания лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" с 1 января 2007 года повышены размеры месячных окладов в 1,1 раза лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва и должности государственных служащих Республики Тыва.
Аналогичным Указом от 3 декабря 2007 года № 219 повышены с 1 декабря 2007 года в 1,15 раз размеры месячных окладов лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва и должности государственных служащих Республики Тыва.
Согласно письму Председателя Конституционного суда Республики Тыва до 10 января 2008 года расчет заработной платы Н.Ю.Я. производился в соответствии с Законом Республики Тыва от 1 июля 2006 года № 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва", а с 10 января 2008 года исчисляется в соответствии со ст. 14-1 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва".
Из расчета заработной платы заявителя видно, что его должностной оклад в декабре 2007 года составил 16815 рублей 18 копеек, а заработная плата - 108076 рублей 86 копеек.
В связи с применением оспариваемой нормы должностной оклад в январе 2008 года составляет 13567 рублей 20 копеек, а заработная плата - 55880 рублей 50 копеек.
Таким образом, должностной оклад судьи Конституционного суда Республики Тыва уменьшился на 19,3 процента, а заработная плата - на 48,3 процента.
Из этого следует, что ст. 14-1 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" вошла в противоречие с ч. 3 ст. 11 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", предусматривающей, что заработная плата (денежное содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.
Положения оспариваемой заявителем нормы нарушают принцип независимости судей.
По приведенным выше мотивам заявление Н.Ю.Я. подлежит удовлетворению.
Следует признать статью 14-1 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

 
решил

заявление Н.Ю.Я. о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 14-1 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" удовлетворить.
 
Признать недействующей с момента вступления решения в законную силу ст. 14-1 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
На решение могут быть поданы кассационные жалоба или представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через Верховный суд Республики Тыва. Решение в окончательной форме вынесено 3 июня 2008 года.

Председательствующий
Ч.Д.А.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Тыва от 28.05.2008 № БН-8
"О признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 14-1 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru