Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


 
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2008 г. № БН-9

Верховный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре О.А.Н.,


приведен в соответствии с оригиналом.

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 марта 2008 года в г. Кызыле с участием представителя заявителя по доверенности О.У.М., представителя третьего лица по доверенности М.Л.О., представителей Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва по доверенности П.О.С., М.К.С. и представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности М.А.М. гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 4 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" (в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва"),

 
установил

првый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 4 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" (в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва"), указывая на то, что ч. 4 ст. 5 указанного выше закона Конституционный суд Республики Тыва может быть упразднен конституционным законом Республики Тыва.
Данное положение Конституционного закона Республики Тыва противоречит ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", согласно которой Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации Конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования Конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 10, принятой 6 мая 2001 года на референдуме республики Конституции Республики Тыва, судебную власть в республике помимо федеральных судов осуществляют суды Республики Тыва, а именно Конституционный суд Республики Тыва и мировые судьи.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации, никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия одновременно не были переданы в юрисдикцию другого суда.
В соответствии с преамбулой Конституции Республики Тыва настоящая Конституция является Основным законом Республики Тыва.
Таким образом, поскольку Конституционный суд Республики Тыва создан в соответствии с Конституцией Республики Тыва, его упразднение возможно только путем внесения поправок в Основной закон Республики Тыва - Конституцию Республики Тыва с одновременным решением вопроса о передаче отнесенных к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию другого суда.
Согласно статье 17 Конституции республики положения главы I Конституции образуют основы конституционного строя Республики Тыва и могут быть изменены только на референдуме Республики Тыва.
Аналогичные нормы содержатся в статье 142 Конституции Республики Тыва, устанавливающей, что поправки к главе I настоящей Конституции принимаются в порядке, предусмотренном статьей 141 настоящей Конституции, то есть с вынесением их на референдум Республики Тыва.
Поскольку статья 10, предусматривающая Конституционный суд республики, входит в главу I Конституции РТ Конституционный суд Республики Тыва может быть упразднен только внесением в нее поправок на референдуме Республики Тыва.
В связи с изложенным часть 4 статьи 5 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", допускающая возможность упразднения Конституционного суда РТ конституционным законом Республики Тыва, а не путем поправок в Конституцию Республики Тыва, а также без указаний на то, что его упразднение возможно только с передачей полномочий в юрисдикцию другого суда, противоречит нормам федерального законодательства.
Применение оспариваемых норм Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванная норма Конституционного закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству.
Оспариваемый Конституционный закон Республики Тыва является нормативным правовым актом органа государственной власти, право оспаривать которого предоставляется прокурору статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Первый заместитель прокурора Республики Тыва просит также обязать заинтересованное лицо после вступления в законную силу решения опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М. требования первого заместителя прокурора Республики Тыва полностью поддержала и просила признать оспариваемое положение Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" противоречащим федеральному законодательству и недействующим по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель третьего лица по доверенности М.С.О. требование поддержала, пояснив о том, что нарушены процедура и порядок принятия Конституционного закона Республики Тыва. Во-первых, за его принятие проголосовал 21 депутат, т.е. менее 2/3 от установленного числа депутатов. Во-вторых, нарушен порядок принятия закона, предусмотренный регламентом. Закон был принят сразу в трех чтениях, тогда как в соответствии с регламентом должно было приниматься первое, второе и третье чтенье. Из протокола второй сессии Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 25 декабря 2007 года видно, что данная процедура не соблюдена.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности М.А.М. возражая требованию прокурора, пояснил о том, что ч. 2 ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" носит бланкетный характер, как и ч. 4 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", поскольку указанная норма фактически воспроизводит соответствующую норму федерального законодательства, она не может быть признана противоречащей ей. Оспариваемое положение республиканского закона не упраздняет Конституционный суд, а, воспроизведя соответствующее положение федерального конституционного закона, лишь предполагает такую возможность. Часть 3 ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает возможность как создания, так и упразднения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации, а не конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации (поправками к ним). В Конституции Республики Тыва вопрос об упразднении Конституционного суда Республики Тыва не нашел своего закрепления. Часть 4 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" данный пробел восполнен.
Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по доверенности П.О.С. не признал заявленное требование, поясняя тем, что ч. 4 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" не имеет противоречий федеральному законодательству. В соответствии со ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" однозначно предусматривается порядок создания и упразднения судов. Частью 2 этой же статьи установлено, что конституционные суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, Конституционный суд РТ может быть упразднен Конституционным законом Республики Тыва. Оспариваемая норма предусматривает лишь возможность упразднения суда.
Закон был принят Законодательной палатой РТ сразу в трех чтениях. За его принятие проголосовали 22 депутата, а за принятие постановлений - 23. Голосование проходило одномоментно.
Считает, что порядок его принятия палатой не нарушен.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва по доверенности М.К.С. не признавая требование, пояснила о том, что ч. 4 ст. 5 оспариваемого Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" не противоречит ч. 2 ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", поскольку указанное положение предусматривает возможность упразднения Конституционного суда Республики Тыва.
Заслушав объяснения лиц, участвующие в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" (в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва") Конституционный суд Республики Тыва может быть упразднен конституционным законом Республики Тыва.
По мнению заявителя, оспариваемая им норма республиканского закона вошла в противоречие с федеральным законодательством, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 17 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия одновременно не были переданы в юрисдикцию другого суда. Также вопросы упразднения суда могут приниматься только путем внесения поправок в Конституцию Республики Тыва с одновременным решением вопроса о передаче отнесенных к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию другого суда, а не путем принятия конституционного закона.
Суд находит доводы заявителя несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст. 17 названного закона установлено, что никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Оспариваемое заявителем положение республиканского закона лишь предусматривает возможность упразднения Конституционного суда Республики Тыва конституционным законом Республики Тыва, а не упраздняет его.
Предусмотренное в ч. 3 ст. 17 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" положение о том, что никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда, соблюдается при решении вопроса об упразднении суда.
Частью 4 ст. 5 республиканского закона не решается вопрос об упразднении Конституционного суда Республики Тыва.
Кроме того, часть 2 ст. 17 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" не устанавливает, что вопросы создания и упразднения конституционных (уставных) судов могут регулироваться исключительно конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, ввиду чего суд приходит к выводу о том, что вопросы создания и упразднения Конституционного (уставного) суда субъекта РФ могут быть предусмотрены в законах, не являющихся основными законами.
Вместе с тем заявление заместителя прокурора Республики Тыва подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из протокола заседания второй сессии Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва за принятие закона в первом, втором чтениях и в целом проголосовало 22 депутата, за принятие соответствующих постановлений - 23.
Из постановления Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва № 570 ЗП-2 от 25 декабря 2007 года "О проекте конституционного закона Республики Тыва "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" следует, что проект принят в первом чтении, направлен субъектам права законодательной инициативы для внесения предложений и замечаний, комитету по конституционно-правовой политике и местному самоуправлению Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва следует доработать проект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на рассмотрение Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва во втором чтении.
Постановлением Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва № 572 ЗП-2 от 25 декабря 2007 года "О Конституционном законе Республики Тыва "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" указанный закон принят.
По мнению суда, на заседании сессии 25 декабря 2007 года оспариваемый закон был принят только в первом чтении, поскольку он в соответствии с постановлением № 570 ЗП-2 от 25 декабря 2007 года субъектам права законодательной инициативы для внесения предложений и замечаний не направлялся, комитетом по конституционно-правовой политике и местному самоуправлению Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва во второе чтение не вносился.
Суд считает необходимым признать недействующим с момента вступления решения в законную силу ч. 4 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва".
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Суд находит доводы представителей Конституционного суда Республики Тыва о нарушении процедуры принятия закона в связи с тем, что за принятие закона проголосовало менее 2/3 от установленного числа депутатов, несостоятельными, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 96 Конституции Республики Тыва Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва состоит из 32 депутатов. Таким образом, закон считается принятым, если за него проголосовало 17 и более депутатов.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:


приведен в соответствии с оригиналом.

 
заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 4 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" (в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва") удовлетворить.
 
Признать недействующей с момента вступления решения в законную силу ч. 4 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" (в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва").
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме через Верховный суд Республики Тыва.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 марта 2008 года.

Председательствующий
Ч.Д.А




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Тыва от 12.03.2008 № БН-9
<О признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 4 ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" (в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва")>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru