КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ОТЧЕТ
от 18 ноября 2010 года
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
"ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС"
В соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы и на основании удостоверения на право проведения проверки от 26.10.2010, выданного председателем контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы Постельгой Э.А., специалистами отдела контрольно-счетной палаты: консультантом Юровой Е.Л. (руководитель) и консультантом Горбуновым В.В. с 28.10.2010 по 18.11.2010 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Физкультурно-спортивный комплекс".
Период проверки: 2009 год - 9 месяцев 2010 года.
Цель проверки: результаты финансово-хозяйственной деятельности МУП "Физкультурно-спортивный комплекс" (далее - Предприятие).
Проверка проведена с ведома генерального директора МУП "Физкультурно-спортивный комплекс" Вулаха М.Г. и главного бухгалтера Емельяновой Т.А.
При проверке использовались: учредительные документы, приказы, финансовые и статистические отчеты, регистры бухгалтерского учета, договоры и контракты, нормативные и правовые документы.
Лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятельность МУП "Физкультурно-спортивный комплекс" в проверяемом периоде, являлись:
Вулах М.Г. - с 20.06.2008 по настоящее время, назначенный на должность генерального директора распоряжением администрации г. Саратов от 20.06.2008 № 280-лс.
Емельянова Т.А. - с 22.09.2006 по настоящее время, назначенная на должность главного бухгалтера приказом по Предприятию от 27.09.2006 № 327.
Предприятие было создано в соответствии с постановлением администрации г. Саратова от 12.02.1998 № 80. Согласно постановлению мэра г. Саратова от 22.03.2001 № 213 муниципальное унитарной предприятие "Бассейн "Саратов" переименовано в муниципальное унитарное предприятие "Физкультурно-спортивный комплекс" и является его правопреемником по всем обязательствам.
Согласно Уставу МУП "Физкультурно-спортивный комплекс" является юридическим лицом, создано без ограничения срока, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Анализ учредительных документов, локальных документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность МУП "Физкультурно-спортивный комплекс", тарифной политики предприятия. Соответствие фактической деятельности МУП "Физкультурно-спортивный комплекс" целям, предметам и видам деятельности, закрепленным в Уставе предприятия.
Правовое положение МУП "Физкультурно-спортивный комплекс" определяется действующим законодательством и Уставом. В соответствии с Уставом Предприятие создано для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, извлечения прибыли.
Предметом деятельности Предприятия является осуществление деятельности в целях решения социальных задач.
К основным видам Уставом были отнесены:
- спортивно-массовая и оздоровительная работа с населением и организациями;
- учебно-тренировочные занятия с членами спортивных организаций, работниками организаций и населения г. Саратова;
- спортивные мероприятия;
- культурно- и спортивно-зрелищные мероприятия;
- организация спортивных клубных команд и проведение с ними учебно-тренировочных занятий для подготовки к участию в спортивных соревнованиях.
Уставом предусмотрено, что помимо основных видов деятельности Предприятие вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность разрешенную собственником, в том числе:
- рекламная деятельность;
- организация и осуществление бытового и культурного обслуживания населения;
- прочие виды услуг для населения и организаций г. Саратова, связанных с основной деятельностью;
- организация общественного питания, открытие ресторанов, столовых, бистро, кафе и других аналогичных предприятий;
- техническое обслуживание и ремонт имущества, находящегося в распоряжении Предприятия и т.д.
Фактически в проверяемом периоде МУП "Физкультурно-спортивный комплекс" осуществлял все виды деятельности, закрепленные в Уставе Предприятия в качестве основных видов.
В состав структурных подразделений Предприятия входят:
- плавательный бассейн "Саратов";
- дворец спорта;
- гостиница "Спорт";
- шахматный клуб;
- шахматный павильон Липки. Отдельными видами деятельности, перечень
которых определяется действующим законодательством, Предприятие может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). МУП "Физкультурно-спортивный комплекс" предъявлены к проверке:
- лицензия № ЛО-64-01-000409 от 22.04.2009 на осуществление медицинской деятельности (по медицинскому массажу, сестринскому делу) со сроком действия с 22.04.2009 по 22.04.2014;
- лицензия № ВП-51-001341 (К) от 16.12.2008 на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов со сроком действия с 16.12.2008 по 16.12.2014;
сертификат соответствия № РОССRU.АЮ17.М08574 требованиям нормативных документов на оказание услуг гостиниц (в том числе квартирного типа) со сроком действия с 01.10.2008 по 30.09.2011.
Тарифы на услуги Предприятия утверждены постановлением главы администрации г. Саратова от 31 декабря 2008 г. № 1490 "Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые МУП "Физкультурно-спортивный комплекс".
Проверкой соблюдения порядка применения утвержденных тарифов при заключении Предприятием договоров с коммерческими структурами и бюджетными учреждениями нарушений не установлено.
В 2010 году на Предприятии, по договору от 10.02.2010 с ООО "Интерком-Аудит Саратов" проведена аудиторская проверка достоверности бухгалтерского баланса МУП "Физкультурно-спортивный комплекс" по состоянию на 31.12.2009.
Таким образом, отражение в бухгалтерском учете Предприятия задолженности, не подтвержденной актами сверки взаимных расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, свидетельствует о недостоверности данных представленных в статистической и бухгалтерской отчетности.
Ведение забалансового учета, в том числе учет
муниципального имущества, переданного предприятию
в безвозмездное пользование
Выборочной проверкой ведения на Предприятии забалансового учета установлено.
В нарушение Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, арендованные основные средства не учитываются на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" в оценке, указанной в договоре на аренду. Например, земельный участок площадью 42405 кв. м, арендованный Предприятием по договору от 13.06.2002 № 1115.
Полнота и достоверность отчетности
В нарушение Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (п. 30), ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (пп. 5, 40, 41), в составе годовой бухгалтерской отчетности Предприятия отсутствовало аудиторское заключения.
Аудиторское заключение на годовую отчетность МУЛ "Физкультурно-спортивный комплекс" было подготовлено ООО "Интерком-Аудит" по договору от 10.02.2010 уже после окончания сроков сдачи годовой бухгалтерской отчетности - 07.04.2010 Дополнения к годовой отчетности в контролирующие органы Предприятием предоставлено 16.04.2010 (письмо № 101 от 16.04.2010).
В нарушение п. 32 ПБУ 6/01 в бухгалтерской отчетности не раскрыта информация об изменении стоимости объектов основных средств в результате достройки, реконструкции или модернизации объектов, а также информация об объектах, предоставленных и полученных по договорам аренды.
Например, в данных бухгалтерской отчетности не отражена информация о ремонте сбросной канализации с ванны бассейна "Саратов", проведенном по договору подряда от 12.02.2009 № 77 с ООО "Волгатехстрой" на сумму 996,1 тыс. рублей, фактически являющемся реконструкцией объекта основного средства.
В ходе проверки установлено:
1. В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ Предприятием в установленном порядке не зарегистрировано право хозяйственного ведения на объект недвижимости - гараж (одноэтажное здание литер Г) по адресу ул. Чернышевского Н.Г. 63.
2. На момент проверки в балансе Предприятия не отражены объекты основных средств, входящие в комплекс недвижимости, расположенной по адресу г. Саратов, ул. Радищева А.Н., сквер Липки и используемые им в своей деятельности:
- навес площадью 54,7 кв. м (литер Н);
- площадка общей Площадью 150,7 кв. м (литер I).
Данное нарушение ведет к занижению налога на имущество и недопоступлению средств в доход бюджета.
3. По земельному участку площадью 42405 кв. м, расположенному по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского Н.Г. 63 и переданному в аренду МУП "Физкультурно-спортивный комплекс" и ОГУП "Саратовский губернский спортивно-оздоровительный центр" отсутствуют границы размежевания, определяющие части участков, переданные в аренду вышеназванным организациям.
4. Предприятием не оформлены права на земельные участки расположенные под объектами недвижимости по адресам: г. Саратов, ул. Радищева А.Н., сквер Липки и г. Саратов, и ул. Им. Рахова В.Г., д. 91/101, что ведет к уменьшению доходов городского бюджета по арендной плате за землю.
5. В нарушение п. 4 ПБУ 6/01 Предприятием к учету в качестве основных средств приняты активы в количестве 41 объекта на общую сумму 621,4 тыс. рублей, которые должны быть отнесены на материальные запасы.
6. В нарушение п. 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н, на Предприятии инвентарные номера присвоены не каждому инвентарному объекту основных средств, а группе объектов, что не обеспечивает контроль за сохранностью муниципального имущества.
7. В нарушение п. 14 и 20 ПБУ 6/01 в регистрах бухгалтерского учета не отражены изменения в сроке использования и в стоимости объектов основных средств в результате их реконструкции.
8. За счет чистой прибыли в 2009 году Предприятие для плавательного бассейна и дворца спорта планировало приобрести оборудование на общую сумму 602,0 тыс. рублей. Фактически было приобретено:
- оборудование на 28,0 тыс. рублей;
- автомобиль на 515,0 тыс. рублей.
9. В нарушение ст. 57 Трудового кодекса РФ и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятого постановлением Госстандарта РФ 26.12.1994 № 367, установлены факты включения в штатное расписание должностей, не предусмотренных общероссийским классификатором.
10. В нарушение статьи 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ и статьи 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 № 5487-1 с последующими изменениями, в проверяемом периоде в штатное расписание включена должность врача, осуществляющего деятельность, не предусмотренную видами деятельности, указанными в Лицензии на осуществление медицинской деятельности (по медицинскому массажу, сестринскому делу).
11. В нарушение норм трудового законодательства в проверяемом периоде премирование генерального директора осуществлялось при отсутствии соответствующих локальных правовых актов работодателя (приказов, распоряжений), то есть только на основании приказов по Предприятию, подписанных генеральным директором. Всего за 2009 - 2010 год необоснованно начислено заработной платы (премии) с учетом начислений на оплату труда 801,1 тыс. рублей (в 2009 году - 432,2 тыс. рублей, в 2010 году - 370,9 тыс. рублей).
12. Задолженность Предприятия по арендной плате за земельный участок, расположенный по адресу: ул. Чернышевского, 63, по состоянию на 01.10.2010 составляет 700,6 тыс. рублей. В ходе проверки задолженность перед городским бюджетом за аренду земельного участка погашена в полном объеме.
13. В нарушение Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, арендованные основные средства не учитываются на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" в оценке, указанной в договоре на аренду. Например, земельный участок площадью 42405 кв. м, арендованный Предприятием по договору от 13.06.2002 № 1115.
14. Предприятием при определении стоимости договоров подряда на проведение текущего и капитального ремонта, заключенных на общую сумму 2352,7 тыс. рублей, допускалось применение регионального индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ. Оценить финансовый ущерб нанесенный Предприятию из-за экономически неоправданного применения данного индекса в части завышения стоимости договоров не представляется возможным, так как Предприятием не предоставлено подтверждение индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рассчитанных для конкретных подрядных организаций.
Указанные и другие нарушения, установленные в ходе проверки, имеют стоимостную оценку в общей сумме 37535,4 тыс. рублей, в том числе:
- искажение бухгалтерской отчетности за 2009 год составило 2920,6 тыс. рублей или 12 % от валюты баланса, за 9 месяцев 2010 года - 2311,3 тыс. рублей или 9,6 % от валюты баланса;
- искажение себестоимости и, как следствие, занижение прибыли Предприятия до налогообложения составило 1365,0 тыс. рублей;
- нарушение Порядка ведения кассовых операций составило 29777,0 тыс. рублей (за 2009 г. - 18362,3 тыс. рублей, за 2010 г. - 11414,7 тыс. рублей);
- необоснованное списание расходов на ГСМ составило 93,0 тыс. рублей (2009 год - 40,2 тыс. рублей, 2010 год - 52,8 тыс. рублей);
- недостоверность сведений о составе и стоимости муниципального имущества 1068,5 тыс. рублей.
Председатель
контрольно-счетной палаты
Э.А.ПОСТЕЛЬГА