ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2010 г. № 2635
ОБ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
"УРАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ - УРАЛ ПОЛЯРНЫЙ"
Рассмотрев информацию о реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", представленную в областную Думу первым заместителем генерального директора ОАО "Корпорация "Урал Промышленный - Урал Полярный" Р.А.Саитовым (письмо от 17.11.2010 № 01-09/0982/2010), решение комитета областной Думы по экономической политике и природопользованию, в целях реализации раздела 2
Стратегии деятельности Тюменской областной Думы четвертого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28
, статьями 31
и 33
Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
Информацию
о реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" принять к сведению (прилагается).
Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ
Приложение
к постановлению областной Думы
от 16.12.2010 № 2635
ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "УРАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ - УРАЛ ПОЛЯРНЫЙ"
(представлена в областную Думу
первым заместителем генерального директора
ОАО "Корпорация "Урал Промышленный - Урал Полярный"
Р.А.Саитовым 17.11.2010)
Разработка проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" началась в мае 2005 года. В декабре 2006 года партия "Единая Россия" на своем съезде объявила о патронировании проекта. В декабре 2008 года на окружном совещании под председательством Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева вновь была отмечена его перспективность и актуальность для экономики страны и территорий нашего округа.
Главная задача проекта - завершение формирования транспортной и энергетической инфраструктуры федерального округа для модернизации и диверсификации сырьевых экономик севера УрФО, вовлечения в хозяйственный оборот сырьевого потенциала Ямала и Югры, содействия модернизации экономик территорий Уральского федерального округа (Свердловская, Челябинская области).
В настоящее время проект "Урал Промышленный - Урал Полярный" включен в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.
Все железнодорожные линии, составившие основу проекта, включены в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 г.
Большинство объектов энергетической инфраструктуры вошли в Генеральную схему размещения энергетических объектов до 2020 г.
Минприроды России утвердило Комплексный план по развитию минерально-сырьевой базы "Урал Промышленный - Урал Полярный" на 2010 - 2015 гг.
Проект "Урал Промышленный - Урал Полярный" включает в себя следующие направления реализации:
- транспортный блок;
- энергетический блок;
- блок геологоразведки и недропользования.
В декабре прошлого года корпорация получила еще одну функцию - инвестиционного агентства по развитию территорий.
Общий объем привлекаемых на принципах частно-государственного партнерства инвестиций в проект превышает 800 млрд. руб.
В рамках транспортной составляющей проекта в перспективе предусматривается строительство более чем 1200 км железных и почти 800 км автомобильных дорог, а также двух уникальных мостовых переходов через реки Обь и Надым. Данная инфраструктура будет развиваться на территории Ямало-Ненецкого, а впоследствии - Ханты-Мансийского автономных округов, Тюменской и Свердловской областей. После определения подрядчиков в марте была начата подготовка к возведению в Ямало-Ненецком автономном округе дороги Салехард - Надым по двухлучевой схеме, одновременно со стороны Салехарда и со стороны Надыма.
Однако к настоящему времени концепция возведения железнодорожной магистрали по территории ЯНАО существенно видоизменена. На совещании под председательством Министра транспорта России И.Левитина и полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе Н.Винниченко 28 октября с.г. принято решение о формировании стратегического северного широтного хода, включающего достройку станции Обская (финансирование - Газпром), строительство участка от левого подхода к мостовому переходу до станции Обская (Росжелдор, ФЦП), строительство моста через р. Обь (Росжелдор, ФЦП), строительство участка от станции Салехард до правого подхода к мостовому переходу через р. Обь (администрация ЯНАО, бюджет), строительство новой ж/д линии Салехард - Надым (корпорация), строительство моста через р. Надым (Ямало-Ненецкий автономный округ), достройку ж/д участков Пангоды - Надым (Газпром), Пангоды - Новый Уренгой (РЖД), Новый Уренгой - Коротчаево (РЖД).
Соответствующие работы начнутся в 2011 году. Их планируется выполнить до 31 декабря 2014 года. Координатором выступает Федеральное агентство по железнодорожному транспорту.
Необходимые переговоры с участниками проекта возведения северного широтного хода проведены и зафиксированы протокольно. В настоящее время осуществляется согласование соответствующего инвестиционного соглашения.
При этом уже подтверждена рентабельность возводимого нового транспортного коридора. Уже заключены трехсторонние соглашения между корпорацией, ОАО "РЖД" и грузоотправителем:
- № ТВХ-0461/10 от 23.06.2010 с ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (перевозка стабильного газового конденсата и ШФЛУ);
- № СХ 8044 от 24.06.2010 с ОАО "Сибур Холдинг" (перевозка жидких углеводородов);
- № 660 от 05.07.2010 с ООО "Новоуренгойский газохимический комплекс" (перевозка ШФЛУ, полиэтилена);
- № 658 от 05.07.2010 с ОАО "НОВАТЭК" (перевозка стабильного газового конденсата, сжиженных углеводородных газов);
- № 661 от 05.07.2010 с ОАО "ЛУКОЙЛ" (перевозка стабильного газового конденсата, сырой нефти);
- № 657 от 05.07.2010 с ОАО "Арктическая газовая компания" (перевозка жидких углеводородов).
Кроме того, компания "Газпромнефть-Ямал" предложила включить в состав проекта строительство железной дороги Паюта - Новый Порт, примыкающей к железной дороге Обская - Бованенково, проходящей по территории полуострова Ямал. Это обеспечивает выход на Новопортовское газоконденсатное месторождение и дополнительно увеличит объем перевозок на 3,5 млн. т.
Реализация транспортной составляющей проекта не ограничивается строительством железных и автомобильных дорог. Еще одно направление - ключевое - возведение трубопроводного транспорта. С ОАО "Транснефть" 12 марта заключено соглашение, предусматривающее создание инфраструктуры, обеспечивающей функционирование трубопроводной системы "Пурпе - Самотлор". В рамках этого соглашения в срок до ноября 2011 года корпорацией "Урал Промышленный - Урал Полярный" будет построено пожарное депо на 6 пожарных машин (Нижневартовский район); жилье для эксплуатационного персонала трубопровода на 285 чел. в городах Ноябрьске, Нижневартовске, Губкинском. Кроме того, будет построено 2 линии электропередачи и 2 электроподстанции. Соответствующие работы начаты.
Формирование всей совокупности транспортной инфраструктуры станет ключевым фактором диверсификации экономики северных территорий Уральского федерального округа, вкладом в дальнейшее освоение северных территорий Ямала и Красноярского края.
Реализация проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" позволит значительно укрепить энергетическую безопасность России, будет способствовать развитию инфраструктуры отрасли, обеспечив строительство 8 объектов генерации мощностью около 6000 мегаватт на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
В апреле начата эксплуатация первого энергообъекта корпорации - электростанции мощностью 12 мегаватт в поселке Харп (Ямало-Ненецкий автономный округ). В настоящее время в этом же регионе начинается строительство газотурбинной электростанции "Полярная".
Базой для дальнейшей модернизации экономики Уральского федерального округа должна стать новая энергетическая политика. ОАО "Корпорация "Урал Промышленный - Урал Полярный" взяла на себя функции координатора работы по оптимизации энергосберегающей деятельности в Уральском федеральном округе. Заключен договор с русско-немецким концерном "Рудеа" по разработке программы энергосбережения в рамках исполнения Федерального закона "Об энергоэффективности", наблюдательный совет возглавляют министры энергетики России и Германии. В 2010 году эта работа будет завершена.
Корпорацией проводится работа и в сфере недропользования и геологоразведки. Корпорация "Урал Промышленный - Урал Полярный" совместно со своими дочерними предприятиями является держателем девяти лицензий на геологическое изучение и добычу различных видов полезных ископаемых. Из общего числа объектов по восьми требуется геологическое изучение различных стадий: от поисковых работ до разведки и переоценки. Один объект - Подгорненское месторождение строительного камня - готов к эксплуатации. По всем объектам завершены проектные работы в соответствии со стадийностью работ, получены заключения государственной экспертизы.
В процессе реализации задач недропользования корпорацией был разработан Проект создания Северо-Сосьвинского энергокомплекса - уникальный инновационный проект в области глубокой переработки твердого топлива. В настоящее время ведутся переговоры с консорциумом компаний "АльянсГрупп", "Атомэнергомаш", "Ворли Парсонс групп" о сотрудничестве в организации и реализации проекта создания Северо-Сосьвинского энергокомплекса мощностью не менее 1200 МВт.
Вместе с тем геолого-разведочные работы на лицензионных участках корпорации выполнены не в полной мере, что не позволяет подтвердить прогнозные данные и приступить к эксплуатации месторождений. Причинами этого стал уход инвесторов в условиях мирового экономического кризиса и недостаточность средств, выделяемых федеральным бюджетом. Кроме того, бизнес-модель эксплуатации месторождений корпорации предусматривает строительство железной дороги Обская (ЯНАО) - Полуночная (Свердловская область), которое перенесено на более поздний срок (также по причине мирового финансового кризиса).
Осуществление комплексного инфраструктурного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" обеспечивает развитие промышленного комплекса региона. В частности, одной из наиболее перспективных представляется разработка хромитовых месторождений с последующим созданием производства ферросплавов. Корпорацией заключено и реализуется соглашение с Челябинским электрометаллургическим комбинатом, предусматривающее совместное инвестирование. Его планируемый объем - 1,5 млрд. рублей.
Особое направление работы - деятельность многофункционального сервисного центра предприятий Челябинской области (МСЦ), созданного в 2009 году. Центр объединяет ведущие машиностроительные предприятия региона (более 20 предприятий, включая Челябинский тракторный завод) в сфере проектирования, производства, поставки и обеспечения сервисным обслуживанием широкого спектра дорожно-строительной, грузоподъемной и специальной техники. В настоящее время корпорация совместно с МСЦ формирует соответствующий перечень потребностей в данной сфере. По предварительной оценке, речь идет о поставках строительным подрядчикам около 2,5 тыс. единиц техники, а также организации центров сервисного обслуживания в крупных населенных пунктах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Говоря в целом, нужно отметить, что мультипликативный эффект реализации проекта предполагает выполнение предприятиями Свердловской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей промышленного заказа по обеспечению строительства транспортных, энергетических и горнодобывающих объектов с увеличением количества рабочих мест до 70 тысяч. Предварительная оценка суммы заказа составляет 200 млрд. рублей.
По оценке экспертов, вклад проекта в общий валовой внутренний продукт России составит более половины процента - 0,558%.
Совокупность направлений реализации комплексного инвестиционного проекта позволяет корпорации "Урал Промышленный - Урал Полярный" реализовать функции агентства по развитию территорий. Уже сейчас проведена работа по обобщению опыта инвестиционной деятельности регионов Уральского федерального округа. Все необходимые условия для работы инвесторов в регионах Уральского федерального округа имеются. Корпорация готова выступить консультантом для любого инвестора, намеренного работать на Урале и в Западной Сибири.
Проект "Урал Промышленный - Урал Полярный" вызвал значительный интерес российского бизнеса. Сегодня партнерами корпорации являются практически все крупнейшие компании страны. Среди них - Газпром, РЖД, НоваТЭК, Внешэкономбанк, ТНК-ВР, Лукойл, Сибур, Роснефть.
Интерес к проекту проявляют и инвесторы из Великобритании, Бельгии, Испании, Чехии, Венгрии, Катара, КНР, Японии. Так, 8 сентября 2010 года представители крупнейшей экспортно-страховой компании Чехии EGAP и Чешского экспортного банка заявили о готовности принять участие в реализации комплексного инвестиционного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" и выделить около 1,4 - 2 млрд. евро. В этих целях под патронажем EGAP чешская сторона готова создать консорциум нескольких европейских банков для привлечения в проект денежных средств не только для строительства железной дороги, но и развития единой энергетической системы региона. Проект поддержан на сентябрьском заседании совместной российско-чешской экономической комиссии, возглавляемой с российской стороны заместителем Председателя Правительства России И.Шуваловым.