21 декабря 2010 года | N 81-оз |
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О МОНИТОРИНГЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
(Принят Законодательным собранием Ленинградской области
8 декабря 2010 года)
Настоящий областной закон устанавливает правовые основы мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Ленинградской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления режима законности и правопорядка, определения эффективности действия нормативных правовых актов Ленинградской области.
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий областной закон регулирует отношения по организации и проведению мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Ленинградской области.
2. Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов Ленинградской области (далее - мониторинг) представляет собой непрерывное систематическое наблюдение, обработку, анализ и оценку данных о реализации действующих нормативных правовых актов Ленинградской области.
Статья 2. Цели проведения мониторинга
1. Мониторинг проводится в целях:
совершенствования содержания нормативных правовых актов Ленинградской области;
совершенствования процесса нормотворчества;
обеспечения реализации нормативных правовых актов Ленинградской области, выявления невостребованных или неприменимых на практике положений нормативных правовых актов;
выявления в нормативных правовых актах Ленинградской области коррупциогенных факторов и их последующего устранения;
изучения мнения органов государственной власти, граждан и организаций по вопросам актуальности, реализации и применения нормативных правовых актов Ленинградской области;
анализа и оценки нормотворческой деятельности органов государственной власти Ленинградской области;
анализа и оценки соответствия практики реализации нормативных правовых актов Ленинградской области планируемому результату правового регулирования;
совершенствования нормативных правовых актов Ленинградской области и(или) деятельности органов государственной власти Ленинградской области;
приведения нормативных правовых актов Ленинградской области в соответствие с действующим законодательством;
создания условий для получения, обобщения и анализа информации об исполнении нормативных правовых актов Ленинградской области.
2. В ходе мониторинга нормативных правовых актов Ленинградской области осуществляется оценка эффективности их реализации как показателя достижения социально значимого результата в соответствующей сфере общественных отношений.
Статья 3. Задачи мониторинга
Проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:
предоставление объективной информации о тенденциях и потребностях правового регулирования определенных общественных отношений;
обеспечение взаимодействия между органами государственной власти Ленинградской области и другими правоприменительными органами;
оценка эффективности действия нормативного правового акта;
выявление противоречий, пробелов, дублирования в правовом регулировании;
выработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Ленинградской области и(или) деятельности органов государственной власти Ленинградской области;
определение степени урегулированности вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности.
Статья 4. Субъекты проведения мониторинга
1. Законодательное собрание Ленинградской области осуществляет мониторинг областных законов при контроле за соблюдением и исполнением областных законов в порядке, установленном Регламентом
Законодательного собрания Ленинградской области.
2. Правительство Ленинградской области осуществляет координацию, планирование и контроль проведения мониторинга органами исполнительной власти Ленинградской области.
3. Мониторинг нормативного правового акта органа исполнительной власти Ленинградской области осуществляется органом, принявшим соответствующий нормативный правовой акт.
4. В Администрации Ленинградской области мониторинг областных законов, постановлений Губернатора Ленинградской области и Правительства Ленинградской области проводится уполномоченным Правительством Ленинградской области органом исполнительной власти Ленинградской области и(или) государственным учреждением Ленинградской области.
5. Орган исполнительной власти Ленинградской области, разработавший проект областного закона в установленных сферах деятельности, проводит мониторинг правоприменения принятого областного закона.
6. Систематизацию, анализ и оценку информации, получаемой органами исполнительной власти Ленинградской области в процессе проведения мониторинга, осуществляет уполномоченный Правительством Ленинградской области орган исполнительной власти Ленинградской области и(или) государственное учреждение Ленинградской области.
7. Органы государственной власти Ленинградской области вправе за счет средств Ленинградской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ленинградской области привлекать независимых экспертов, научные учреждения, высшие учебные заведения, иные организации для проведения мониторинга на основе договора и задания.
Статья 5. Стадии мониторинга
Мониторинг включает следующие стадии:
наблюдение за реализацией нормативного правового акта Ленинградской области;
анализ данных наблюдения за реализацией нормативного правового акта Ленинградской области;
оценка эффективности реализации нормативного правового акта Ленинградской области и выработка мер по ее повышению.
Статья 6. Наблюдение за реализацией нормативного правового акта Ленинградской области
1. В ходе наблюдения за реализацией нормативного правового акта Ленинградской области проводящий мониторинг орган исполнительной власти Ленинградской области осуществляет сбор, обработку и систематизацию:
информации о внесенных и планируемых изменениях федерального законодательства;
информации об обращениях Законодательного собрания Ленинградской области с предложением о внесении изменений и(или) дополнений в правовые акты либо об их отмене;
информации о постановлениях или определениях Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности правовых актов;
информации о решениях судов общей юрисдикции по делам об оспаривании нормативных правовых актов;
информации о решениях арбитражных судов об оспаривании нормативных правовых актов;
информации об иных судебных актах в отношении нормативных правовых актов;
информации о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении нормативных правовых актов (протесты и представления, требования об изменении нормативного правового акта, заявления в суд);
информации о предписаниях Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов, адресованных органам исполнительной власти Ленинградской области, об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих федеральному законодательству;
информации о заключениях (письмах) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Правового управления аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о соответствии областных законов Федеральному закону
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
информации об указах Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативных правовых актов;
информации об указах Президента Российской Федерации о предупреждении Законодательного собрания Ленинградской области, Губернатора Ленинградской области;
информации о распоряжениях Министерства юстиции Российской Федерации о регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти Ленинградской области, в случае принятия решения о регистрации соглашений;
рекомендаций депутатских слушаний;
информации об экспертных заключениях Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации;
информации о письмах, ответах, иной информации органов прокуратуры, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов;
данных социологических исследований, в том числе опросов общественного мнения по поводу содержания и действия нормативных правовых актов;
результатов научных исследований в различных отраслях права;
информации о практике реализации нормативных правовых актов Ленинградской области органами местного самоуправления;
информации о нормативных правовых актах, принятых на основе анализируемого нормативного правового акта;
информации об обращениях граждан и юридических лиц.
2. Мониторинг изменений отраслевого федерального законодательства, проводимый в Администрации Ленинградской области, осуществляется в порядке, установленном Губернатором Ленинградской области.
Статья 7. Анализ данных наблюдения за реализацией нормативного правового акта Ленинградской области
1. В ходе анализа данных наблюдения за реализацией нормативного правового акта Ленинградской области могут исследоваться следующие показатели реализации нормативного правового акта Ленинградской области:
1) социально-психологические:
информированность субъектов регулируемых общественных отношений о действии и содержании нормативного правового акта Ленинградской области;
оценка объективной необходимости и социальной значимости правового регулирования общественных отношений;
влияние мотивации субъектов правоотношений на эффективность реализации нормативного правового акта Ленинградской области;
2) правовые:
соответствие нормативного правового акта Ленинградской области Конституции
Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу
Ленинградской области, областным законам и иным нормативным правовым актам Ленинградской области;
изменения, вносимые в нормативный правовой акт Ленинградской области, и их причины;
наличие правовых актов, необходимых для реализации исследуемого нормативного правового акта Ленинградской области, согласованность принятых в его исполнение нормативных правовых актов Ленинградской области;
соответствие правоприменительной практики требованиям нормативного правового акта Ленинградской области, соблюдение установленных юридических процедур;
наличие недостатков правового регулирования (юридические коллизии, дублирование правового регулирования общественных отношений, пробелы, наличие недействующих норм);
наличие (отсутствие) коррупциогенных факторов;
3) организационно-управленческие:
наличие методических рекомендаций и разъяснений по вопросам реализации нормативного правового акта Ленинградской области;
наличие материальной основы для реализации нормативного правового акта Ленинградской области (в том числе предусмотренный областным законом о бюджете Ленинградской области на соответствующий год объем финансирования).
2. Перечень показателей, подлежащих исследованию, определяется Законодательным собранием Ленинградской области и Правительством Ленинградской области и(или) органами исполнительной власти Ленинградской области, указанными в статье 4
настоящего областного закона.
Статья 8. Оценка эффективности реализации нормативного правового акта Ленинградской области
Основными критериями оценки эффективности реализации нормативного правового акта Ленинградской области являются:
соответствие нормативного правового акта действующему законодательству;
актуальность нормативного правового акта;
финансовая, организационная, кадровая обеспеченность реализации нормативного правового акта;
результативность принятия нормативного правового акта (социально-экономический эффект, изменения в регулируемых общественных отношениях, достижение нормативно установленных целей).
Статья 9. Результаты мониторинга
1. По результатам оценки эффективности реализации нормативных правовых актов Ленинградской области органами исполнительной власти Ленинградской области, указанными в статье 4
настоящего областного закона, готовятся информационно-аналитические материалы о состоянии законодательства Ленинградской области, необходимости принятия новых нормативных правовых актов, внесения изменений в нормативные правовые акты или(и) признания их утратившими силу.
2. Информационно-аналитические материалы о состоянии законодательства Ленинградской области используются при подготовке ежегодного послания Губернатора Ленинградской области к Законодательному собранию Ленинградской области о положении дел в Ленинградской области.
3. Законодательное собрание Ленинградской области ежегодно подготавливает доклад о состоянии законодательства Ленинградской области. Сроки и порядок подготовки доклада о состоянии законодательства Ленинградской области определяются Регламентом
Законодательного собрания Ленинградской области.
4. Результаты мониторинга учитываются при планировании законопроектной деятельности, разработке проектов областных законов и иных нормативных правовых актов Ленинградской области.
5. Результаты мониторинга размещаются органами государственной власти Ленинградской области, указанными в статье 4
настоящего областного закона, на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Поступившая информация по результатам мониторинга рассматривается и учитывается органами государственной власти Ленинградской области в их деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов Ленинградской области.
Статья 10. Вступление в силу настоящего областного закона
Настоящий областной закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
21 декабря 2010 года
№ 81-оз