Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2010 г. по делу № А79-4246/2010

Резолютивная часть решения оглашена 05.08.2010.
Полный текст решения изготовлен 09.08.2010.

Арбитражный суд Чувашской Республики под председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Чебоксарского городского Собрания депутатов (г. Чебоксары, ул. К.Маркса, дом 36) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (г. Чебоксары, Московский пр., дом 2) о признании недействительными решения и предписания Управления ФАС по Чувашской Республике от 19.04.2010 № 18-АМЗ-2010,
при участии: представителя заявителя - начальника отдела Н., по доверенности от 24.03.2009 № 01-162, представителя Управления ФАС по ЧР - заместителя начальника отдела Ю., по доверенности от 21.04.2010 № 06-04/1782,

установил:

Чебоксарское городское Собрание депутатов (далее - Городское собрание) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о признании недействительными вышеуказанных решения и предписания от 19.04.2010.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемыми решением и предписанием Управления ФАС по Чувашской Республике городское Собрание депутатов признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 и статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции". Заявителю предложено привести Положение о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары Чувашской Республики в соответствие с Правилами, утвержденными приказом ФАС Российской Федерации от 10.02.2010 № 67.
Вместе с тем действующее законодательство не предусматривает заключение договора аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности по цене, равной величине рыночной стоимости права аренды. Начальная (минимальная) цена контракта (цена лота), шаг аукциона устанавливается собственником имущества или уполномоченным им обладателем имущественного права самостоятельно, так как Федеральными законами "О концессионных соглашениях" и "О приватизации государственного и муниципального имущества" не урегулирован порядок определения минимальной цены.
В этой связи определение цены права аренды муниципального имущества в соответствии с упомянутым Положением о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности города Чебоксары не противоречит законодательству.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Чебоксарского городского Собрания депутатов № 550 издано 04.02.1999, а не 04.02.1998.

Полагает, что Управлением ФАС по Чувашской Республике не установлены обстоятельства, подтверждающие факт ограничения конкуренции решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 04.02.1998 № 550 (с последующими изменениями и дополнениями), утвердившим Положение о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары, а также не доказана возможность наступления каких-либо негативных последствий для иных лиц.
В заседании суда представитель заявителя поддержала требование о признании недействительными решения и предписания Управления ФАС по Чувашской Республике от 19.04.2010 и привела изложенные в заявлении доводы. С учетом имеющейся судебной практики полагает, что размер платы за аренду муниципального имущества не может определяться только по результатам независимой оценки. Просила учесть, что при предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством предусмотрено приобретение права аренды земельных участков. Следовательно, применив аналогию закона, можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае приобретение права аренды муниципального имущества также возможно.
Ответчик отзывом на иск и его представитель в заседании суда требование заявителя не признает. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством начальная (минимальная) цена лота (шага аукциона) определяется по результатам оценки муниципального имущества, подлежащего сдаче в аренду.
Однако в соответствии с Положением о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары Чувашской Республики оценка имущества, передаваемого в аренду, не проводится, размер цены права аренды, как и арендной платы, определяются самостоятельно. Это противоречит также Правилам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имущества, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67. К тому же гражданским законодательством не предусмотрено заключение договора купли-продажи права.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 26.01.2010 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) поступило обращение субарендаторов магазинов "Звездный" и "Сделай сам" по поводу взимания Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом (далее - Комитет) платы за услуги по проведению торгов по продаже права субаренды нежилых помещений г. Чебоксары.
Приказом руководителя Управления от 26.02.2010 № 48 в отношении представительного органа местного самоуправления г. Чебоксары - Чебоксарского городского Собрания депутатов возбуждено дело № 18-АМЗ-2010 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
По итогам рассмотрения дела установлено, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 04.02.1999 № 550 утверждено Положение о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары Чувашской Республики (далее - Положение). Административный орган считает, что данное Положение противоречит требованиям гражданского и антимонопольного законодательства, в частности: аукцион проводится не на право заключения договора аренды нежилых помещений, а на покупку права аренды имущества, устанавливая при этом стоимость этого права самостоятельно по собственной формуле расчета, утвержденной Комитетом; рыночная стоимость арендной платы собственником муниципального имущества не определяется в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а устанавливается заявителем самостоятельно.
Решением Комиссии Управления от 19.04.2010 по делу № 18-АМЗ-2010 Чебоксарское городское Собрание депутатов признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании указанного решения Управлением вынесено предписание от 19.04.2010 № 06-04/1742 по вышеуказанному делу о приведении Положения в соответствие с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 в срок до 19.05.2010.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием антимонопольного органа Городское собрание обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на орган, который принял акт, решение.
Согласно статье 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" до установления порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества, аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленным Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" начальная цена приватизируемого муниципального имущества устанавливается на основании отчета об оценке муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статья 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) устанавливает обязательность проведения оценки объектов оценки в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки в целях передачи в аренду муниципального имущества.
Из приведенных норм следует, что начальная (минимальная) цена лота, "шага аукциона" определяется по результатам оценки муниципального имущества, а цена договора аренды, то есть арендная плата по договору аренды, определяется на аукционе путем увеличения начальной (минимальной) цены лота.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 04.02.1999 № 550 утверждено Положение о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения арендодателем муниципальных нежилых помещений выступает исключительно Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом.
Согласно пункту 1.7 Положения сдача в аренду нежилых помещений осуществляется по результатам проведения торгов (аукциона или конкурса), целевым назначением, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и на основании вступившего в законную силу решения суда.
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды и субаренды устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Критерием определения победителя аукциона является максимальная цена права аренды (субаренды).
В силу пункта 1.13 Положения нежилые помещения предоставляются в аренду при условии приобретения потенциальными арендаторами права аренды, за исключением случаев предоставления в аренду нежилых помещений органам государственной власти и управления, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Государственного Совета Чувашской Республики.
Размер цены права аренды (в случае проведения торгов - начальной цены продажи права аренды) нежилых помещений определяется в соответствии с "Положением об организации работы по определению цены и продажи права аренды нежилого помещения", утверждаемым Комитетом.
Таким образом, Положение не предусматривает оценку имущества передаваемого по договору аренды, размер цены права аренды как и арендной платы определяется Комитетом самостоятельно, аукцион на право заключения договора аренды помещения не проводится.
Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), устанавливается требование передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества по результатам проведения торгов.
Данная норма направлена на обеспечение равного (конкурентного) доступа к государственному и муниципальному имуществу всем заинтересованным лицам.
Кроме того, приказом ФАС РФ от 10 февраля 2010 г. № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - приказ № 67), вступившего в силу 07.03.2010, установлен единый порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества.
Названным приказом № 67 предусмотрен определенный порядок проведения процедур для определения начальной цены арендной платы, который устанавливает открытость определения стоимости арендной платы, что соответствует принципам доступности, эффективности, публичности процедур предоставления муниципального имущества.
При изложенных обстоятельствах, суд находит, что административный орган пришел к верному заключению о том, что установление на территории города Чебоксары порядка предоставления в аренду (субаренды) муниципального имущества в нарушение гражданского и антимонопольного законодательства приводит к навязыванию хозяйствующим субъектам невыгодных условий заключения договоров аренды, выраженных в необоснованном взимании платы за право аренды (субаренды) помимо арендной платы.
Не может быть принят во внимание довод заявителя о том, что действующим законодательством предусмотрено приобретение права аренды земельных участков и, применив аналогию закона, можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае приобретение права аренды муниципального имущества также возможно. Действительно, в настоящее время действуют Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. № 808, предусматривающий приобретение права аренды земельных участков. Однако данный Порядок регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, приказом № 67 и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), не предусмотрен такой вид договора как договор купли-продажи права аренды муниципального имущества.
В силу статьи 92 приказа № 67 заключение договора по результатам проведения конкурса осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами.
Согласно статье 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 124 ГК РФ к субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 этой же статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Правоотношения, возникающие между муниципальным образованием и хозяйствующим субъектом в результате проведения торгов, связанного с передачей последнему в аренду муниципального имущества, не могут являться в чистом виде гражданско-правовыми, поскольку предметом заключаемого по результатам такого торга договора является муниципальное имущество, представляющее собой общий, совокупный (публичный) общегосударственный интерес, а не частный интерес индивидуального собственника. Поэтому договор, заключаемый между муниципальным образованием и арендатором объекта муниципальной собственности, является публично-правовым и к нему нельзя применить положения статьи 421 ГК РФ о свободе заключения договоров.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Чебоксарского городского Собрания депутатов № 550 издано 04.02.1999, а не 04.02.1998.

Таким образом, Положение о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности г. Чебоксары, утвержденное решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 04.02.1998 № 550, противоречит действующему законодательству и не может быть применено при проведении торгов на право заключения договоров аренды нежилых помещений, как ущемляющее права и законные интересы хозяйствующих субъектов.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Принимая во внимание, что согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и Управление освобождены от уплаты госпошлины, вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Чебоксарскому городскому Собранию депутатов г. Чебоксары Чувашской Республики отказать в удовлетворении заявления к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о признании недействительными решения и предписания от 19.04.2010 № 18-АМЗ-2010.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение одного месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.08.2010 по делу № А79-4246/2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике о признании нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 и статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru