Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 сентября 2008 г. по делу № А04-3062/08-100/1

(извлечение)

25 августа 2008 года объявлена резолютивная часть решения.
1 сентября 2008 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Городские коммунальные системы"
к администрации г. Зеи Амурской области
о признании недействующим нормативного правового акта
третьи лица:
1. ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания".
2. ООО "Очистные сооружения канализации 1".
3. ООО "Очистные сооружения канализации 2".
4. ООО "Водоочистная станция 1".
5. ООО "Водоочистная станция 2".
6. ООО "Водоочистная станция 3".
7. ООО "Дорожно-ремонтная служба".
8. Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Зеи

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось ООО "Городские коммунальные системы" (далее - ООО "ГКС", общество, заявитель) с заявлением к администрации г. Зея Амурской области (далее - администрация) о признании постановления главы города Зеи от 6 февраля 2008 г. № 150 не соответствующим пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и признании постановления главы города Зеи от 6 февраля 2008 г. № 150 недействующими полностью с момента его издания.
В предварительное судебное заседание заявитель не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в предварительном судебном заседании без участия его представителя. ООО "ГКС" направило в суд заявление от 27 июня 2008 г. об изменении предмета исковых требований, в соответствии с которым общество просит суд:
1. Признать постановление главы города Зеи от 6 февраля 2008 г. № 150 в части пунктов 1, 2, 3, 4 не соответствующим пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 24 Устава города Зея Амурской области.
2. Признать постановление главы города Зеи от 6 февраля 2008 г. № 150 в части пунктов 1, 2, 3, 4 недействующим с момента его издания.
3. Прекратить производство по делу в части признания недействующим постановления главы города Зеи от 6 февраля 2008 г. № 150 в части примечания к пунктам 5.2, 6.2 приложения.
На основании ст. 49 АПК РФ уточненные требования заявителя в части признания постановления главы города Зеи от 6 февраля 2008 г. № 150 в части пунктов 1, 2, 3, 4 не соответствующим пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 24 Устава города Зея Амурской области; и признания постановления главы города Зеи от 6 февраля 2008 г. № 150 в части пунктов 1, 2, 3, 4 недействующим с момента его издания приняты к рассмотрению.
Требование о прекращении производства по делу в части признания недействующим постановления главы города Зеи от 6 февраля 2008 г. № 150 в части примечания к пунктам 5.2, 6.2 приложения судом к рассмотрению не принимается, поскольку оно заявлено в нарушение правил ст. 49 АПК РФ, согласно которым истец вправе при рассмотрении дела в Арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, а также вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично (ч. 1, ч. 2 ст. 49 АПК РФ).
Определением от 4 августа 2008 г. суд по собственной инициативе в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (г. Благовещенск, ул. Шевченко, 28; г. Зея, пер. Боровинского, 10).
2. ООО "Очистные сооружения канализации 1" (г. Зея, ул. Магистральная, 15).
3. ООО "Очистные сооружения канализации 2" (г. Зея, ул. Магистральная, 15).
4. ООО "Водоочистная станция 1" (г. Зея, ул. Магистральная, 15).
5. ООО "Водоочистная станция 2" (г. Зея, ул. Магистральная, 15).
6. ООО "Водоочистная станция 3" (г. Зея, ул. Магистральная, 15).
7. ООО "Дорожно-ремонтная служба" (г. Зея, пер. Боровинского, 10; г. Зея, пер. Лаврушенский, 3).
8. Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Зеи (г. Зея, ул. Мухина, 217).
Требования по иску с учетом объяснений заявителя от 27 июня 2008 г. обоснованы тем, что ООО "Городские коммунальные системы" является управляющей компанией, функциями которой является управление многоквартирными домами.
Обществом были заключены соответствующие договоры с организациями коммунального комплекса для которых постановлением главы города Зеи от 6 февраля 2008 г. № 150 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на 2008 год" пунктом 1 утверждены и введены в действие с 1 января 2008 года тарифы на услуги водоснабжения для ООО "Водоочистная станция-1", ООО "Водоочистная станция-2", ООО "Водоочистная станция-3" - 16,44 руб. за куб. м; на услуги водоотведения и очистки сточных вод для ООО "Очистные сооружения канализации-1" - 20,72 за куб. м, и 12,75 за куб. м, ООО "Очистные сооружения канализации-2" - 20,72 за куб. м, и 12,75 за куб. м; на услуги утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО "Дорожно-ремонтная служба" - 35,11 за куб. м.
Названное постановление вступило в силу по истечении 30 дней с момента его официального опубликования и действует до 31 декабря 2008 г., опубликовано в № 5 (84) газеты "Зея" выпуска 9 февраля 2008 г.
Организациями коммунального комплекса соответственно применяются тарифы, утвержденные постановлением главы города Зеи от 6 февраля 2008 г. № 150.
В свою очередь общество считает, что вышеуказанные тарифы не подлежат применению, поскольку они утверждены органом местного самоуправления в нарушение предусмотренного законом порядка его принятия и опубликования.
Общество обращает внимание суда на то, что по смыслу пункта 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В пункте 3 этой же статьи предусмотрено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно статье 24 Устава города Зея Амурской области правовые акты главы города вступают в силу с момента их подписания, если в самом акте не предусмотрен иной срок. Нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в газете "Зейский вестник".
Однако в нарушение вышеприведенных правовых норм постановление главы города Зеи от 6 февраля 2008 г. № 150 не было опубликовано в газете "Зейский вестник".
В судебное заседание 25 августа 2008 г. представители ООО "ГКС", а также третьих лиц (ресурсоснабжающих организаций) не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ресурсоснабжающие организации заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.
Дело рассматривается в отсутствие представителей неявившихся лиц по правилам ст. 156 АПК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В судебном заседании 25 августа 2008 г. представитель администрации г. Зеи требования по заявлению не признал, указал, что ООО "ГКС" не является надлежащим заявителем по делу и не имеет прав на подачу заявления о признании постановления главы администрации г. Зеи от 6 февраля 2008 г. № 150 недействующим, поскольку данный нормативный акт прав и законных интересов заявителя в предпринимательской деятельности не затрагивает.
ООО "ГКС" является управляющей компанией и собирает денежные средства с населения, передаваемые последним в уплату стоимости поставляемых коммунальных услуг.
Дополнительно указал, что администрацией г. Зеи в феврале 2008 года не был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт в газете "Зейский вестник", поскольку ответчик не является учредителем данной газеты и не может бесплатно опубликовывать принимаемые решения.
В этой связи, поскольку публикация является платной, постольку администрация г. Зеи в соответствии с предписаниями Федерального закона № 94-ФЗ опубликовала оспариваемое постановление в газете "Зея".
По мнению представителя администрации г. Зеи, Устав города в части указания на источник официального опубликования противоречит ФЗ № 94-ФЗ, поэтому применению не подлежит.
Дополнительно представитель ответчика пояснил, что тираж и количество подписчиков не влияют на возможность доступа к информации о содержании принятых администрацией г. Зеи нормативных правовых актов.
На вопросы суда представитель администрации г. Зеи пояснил, что:
- заявитель не является производителем коммунальных ресурсов;
- все тарифы направляются в управление цен и тарифов Правительства Амурской области, где соответствующим образом проверяются;
- разногласий между ресурсоснабжающими организациями и комитетом ЖКХ администрации г. Зеи по установленным тарифам не было.
Представитель комитета ЖКХ администрации г. Зеи подтвердил, что разногласий между ресурсоснабжающими организациями и комитетом ЖКХ администрации г. Зеи не имелось.
На вопросы суда представитель комитета ЖКХ администрации г. Зеи пояснил, что:
- комитетом при проверке расчетов ресурсоснабжающих организаций был применен метод сочетания - метод индексации к статьям расходов, по которым организациями не были подтверждены соответствующие суммы и метод расходов к статьям, по которым обосновывающие документы имелись;
- предельный уровень роста тарифов (индекс) на 2008 год был установлен в размере 107,7%, утвержденные оспариваемым постановлением тарифы соответствуют данному показателю;
- метод индексации применен к тарифам 2007 года.
В соответствии с представленными в материалы дела отзывами ОАО "ДРСК", ООО "Очистные сооружения канализации 1", ООО "Очистные сооружения канализации 2", ООО "Водоочистная станция 1", ООО "Водоочистная станция 2", ООО "Водоочистная станция 3", указанные лица поддерживают позицию ответчика, просят в удовлетворении заявления ООО "ГКС" отказать. Указанные третьи лица дополнительно поясняют, что утвержденные оспариваемым постановлением тарифы являются экономически обоснованными.
Заслушав представителей администрации г. Зеи и комитета ЖКХ администрации г. Зеи, исследовав материалы дела, суд установил:
решением Зейского городского Совета народных депутатов от 28 декабря 2007 г. № 394 принято решение по наделению администрации г. Зеи полномочиями по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
Как следует из материалов дела 28 января 2008 г. за № 19-11-0084 ОАО "ДРСК" в лице структурного подразделения "Северные электрические сети" филиала "Амурские электрические сети" подало в администрацию г. Зеи расчет стоимости 1 куб. м воды на 2008 год в размере 31 руб. 14 коп. за 1 куб. м с учетом НДС.
16 октября 2007 г. в администрацию г. Зеи поступило заявление ООО "Теплоэнергетическая компания" № 04-2500 с приложением документов, подтверждающих расчет тарифа на водопотребление в 2008 году в отношении ООО "Водоочистная станция 1", ООО "Водоочистная станция 2", ООО "Водоочистная станция 3". В соответствии с расчетами данных предприятий прогнозируемый тариф на поставку воды составил 25 руб. 14 коп. за 1 куб. м без учета НДС.
По результатам проверки представленных расчетов отделом социально-экономического развития города Зеи путем использования различных сочетания методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций для ООО "Водоочистная станция 1", ООО "Водоочистная станция 2", ООО "Водоочистная станция 3" по заключению принят к утверждению тариф 16,44 руб./куб. м.
Для ОАО "ДРСК" к утверждению в соответствии с заключением отдела социально-экономического развития города принят тариф 16,44 руб./куб. м с учетом НДС.
Как следует из заключений регулирующим органом при проверке расчетов учтен и применен приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 4 мая 2007 г. № 22-ПР, которым установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2008 год в размере 107,7%.
Постановлением главы г. Зеи № 150 от 6 февраля 2008 г. утверждены тарифы на услуги водоснабжения для ООО "Водоочистная станция 1", ООО "Водоочистная станция 2", ООО "Водоочистная станция 3", ОАО "ДРСК" филиал "Амурские электрические сети" СП "Северные электрические сети"; на услуги водоотведения и очистки сточных вод для ООО "Очистные сооружения канализации 1", ООО "Очистные сооружения канализации 2"; на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО "Дорожно-ремонтная служба" (согласно приложению).
Как следует из приложения к постановлению № 150 от 6 февраля 2008 г. главой г. Зеи утверждены тарифы в следующих размерах:

┌────┬───────────────────────────────────────────────┬───────────┐
│ №  │           Наименование организаций            │  Тариф,   │
│п/п │                                               │руб./м куб.│
├────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│1.  │ООО "Водоочистная станция-1"                   │16,44      │
│    │- водоснабжение                                │           │
├────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│2.  │ООО "Водоочистная станция-2"                   │16,44      │
│    │- водоснабжение                                │           │
├────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│3.  │ООО "Водоочистная станция-3"                   │16,44      │
│    │- водоснабжение                                │           │
├────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│4.  │ОАО "ДРСК" филиал "Амурские электрические сети"│16,44      │
│    │СП "Северные электрические сети" с НДС         │           │
│    │- водоснабжение                                │           │


├────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────┤

    
    Нумерация  пунктов  дана  в соответствии с официальным текстом
документа.

│5.1.│ООО "Очистные сооружения канализации-1"        │20,72      │
│    │- водоотведение                                │           │
├────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│5.2.│- очистка стоков (ФНС № 7)                     │12,75      │
├────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│6.1.│ООО "Очистные сооружения канализации-2"        │20,72      │
│    │- водоотведение                                │           │
├────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│6.2.│- очистка стоков (ФНС № 7)                     │12,75      │
├────┼───────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│7.  │ООО "Дорожно-ремонтная служба"                 │35,11      │
│    │- утилизация                                   │           │
└────┴───────────────────────────────────────────────┴───────────┘

Данный документ был опубликован в газете "Зея" от 9 февраля 2008 г. № 5 (84).
В дальнейшем решением Зейского районного суда Амурской области от 17 апреля 2008 г. по делу № 2-244/08 постановление главы города Зея № 150 от 6 февраля 2008 г. "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на 2008 год" признано недействующим в части примечания к п. 5.2, 6.2 приложения.
Постановлением главы г. Зея от 16 июня 2008 г. № 647 из постановления № 150 от 6 февраля 2008 г. исключены примечания к п.п. 5.2, 6.2 приложения.
15 июля 2008 г. в газете "Зейский вестник" № 82 (10610) были опубликованы постановления главы г. Зеи № 150 от 6 февраля 2008 г. и № 647 от 16 июня 2008 г.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам:
В силу указаний частей 4 и 5 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесен к компетенции органа местного самоуправления.
Согласно положениям ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):
- определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
- устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
- публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
С учетом названных положений закона, а также содержания решения Зейского городского Совета народных депутатов № 394 от 28 декабря 2007 г. суд считает, что глава г. Зеи в полном соответствии с предоставленными ему полномочиями принял оспариваемое постановление.
В соответствии с правилами ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Поскольку постановление главы г. Зеи № 150 от 6 февраля 2008 г., утвердившее тарифы на коммунальный услуги, является правовым актом, затрагивающим права и интересы не только ресурсоснабжающих организаций, в отношении которых установлены тарифы, но и права и имущественные интересы неопределенного круга лиц - потребителей данных услуг, поэтому суд считает, что указанный документ по правилам п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - ФЗ № 210-ФЗ) должен быть опубликован в установленном порядке.
Согласно предписаниям ч.ч. 2, 3 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Как следует из положений ч. 2 ст. 24 Устава г. Зеи Амурской области нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в газете "Зейский вестник".
Доказательств внесения изменений в Устав г. Зеи в указанной части для определения в качестве официального издания газеты "Зея", в котором необходимо публиковать муниципальные нормативные правовые акты, администрацией г. Зея в материалы дела не представлено.
Учитывая указанные положения закона, Устава г. Зеи, а также обстоятельства дела, при которых оспариваемое постановление было опубликовано в газете "Зея" от 9 февраля 2008 г. и в дальнейшем в газете "Зейский вестник", суд пришел к следующим выводам:
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (п. 21).
В материалах дела имеются 2 подлинных экземпляра газет "Зея" и "Зейский вестник", из которых следует, что тираж газеты "Зея" составляет 1800 экз., а тираж газеты "Зейский вестник" - 7825 экз.
Согласно представленным ответчиком в материалы дела справкам АНО "Издательский дом "Зейский вестник" и ООО "Зея" по состоянию на 1 февраля 2008 г. общественно-политическая газета "Зейский вестник" выходила 3 раза в неделю, распространялась через специально созданный отдел доставки, в розницу газету можно было приобрести в киосках "Роспечать", в 37 торговых точках, АЗС, стоимость экземпляра в розницу на 1 февраля 2008 г. составляла 5 рублей; по состоянию на 1 февраля 2008 г. газета "Зея" выходила один раз в неделю, пункты распространения: киоски "Роспечать", десять магазинов в городе, почтовые отделения в населенных пунктах района, стоимость одного экземпляра газеты в киосках "Роспечать" составляла 5 рублей.
В связи с изложенными обстоятельствами, суд считает, что оспариваемое ООО "ГКС" постановление № 150 от 6 февраля 2008 г. было надлежащим образом доведено до сведения граждан, тем самым обеспечена возможность для населения г. Зеи Амурской области ознакомиться с его содержанием, в связи с чем, доводы заявителя о нарушении ответчиком правил ст. 47 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при публикации данного нормативного правового акта в газете "Зея" являются несостоятельными.
Данный вывод подтверждается тем, что заявитель, обращаясь в суд с требованиями о признании постановления № 150 от 6 февраля 2008 г., был осведомлен о содержании данного документа и о его публикации в ненадлежащем издании.
Дополнительно суд учитывает, что спорный нормативный правовой акт был опубликован надлежащим образом 15 июля 2008 г. в газете "Зейский вестник", вступил в силу и на момент рассмотрения дела в судебном разбирательстве 25 августа 2008 г. действовал.
Проверив постановление главы г. Зеи Амурской области № 150 от 6 февраля 2008 г. по правилам ч. 5 ст. 194 АПК РФ суд установил:
В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Правилами ст. 8 данного закона определено, что методами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, являются:
1) установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;
2) установление предельных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса;
3) индексация установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).
При этом частью 2 указанной статьи установлено, что в процессе регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса могут использоваться различные сочетания методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Правилами ст. 9 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
При этом ст. 3 ФЗ № 210-ФЗ определены общие принципы регулирования тарифов и надбавок:
1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
6) установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
В соответствии с предписаниями ч.ч. 2 - 6, 7 ст. 9 Закона № 210-ФЗ организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
В дальнейшем производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации (ч. 3).
В случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий (ч. 4).
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов (ч. 5).
По завершении проверки обоснованности представленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (ч. 7).
Ответчиком в материалы дела представлены расчеты прогнозируемых тарифов ресурсоснабжающих организаций, а также заключения органа местного самоуправления по каждому из расчетов.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ указанные документы в совокупности с отзывами третьих лиц (ресурсоснабжающих организаций), суд не установил нарушений со стороны администрации г. Зеи требований Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" как в части порядка утверждения тарифов по оспариваемому постановлению, так и в части соблюдения принципов регулирования тарифов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 04.05.2007 № 22-пр называется "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Амурской области на 2008 год", а не "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги".

Корректировка расчетов тарифов, по мнению суда, произведена ответчиком в полном соответствии с приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 4 мая 2007 г. № 22-пр "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги", изданным во исполнение предписаний ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ, а также в соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утв. постановлением Госстроя РФ от 23 февраля 1999 г. № 9.
Кроме того, суд принимает во внимание, что письмом от 25 августа 2008 г. № 01-18/2120 управление государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области сообщило, что в адрес управления заявлений предприятий коммунального комплекса г. Зеи по поводу несогласия с размером тарифов, утвержденных постановлением главы города от 6 февраля 2008 г. № 150 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на 2008 год" не поступало.
Судом также учтено, что заявителем не приведено оснований, в том числе правовых, по которым он по существу не согласен с тарифами, установленными спорным постановлением.
Суд при вынесении решения принимает во внимание наличие экономически обоснования, установленных тарифов, отсутствие споров между органом местного самоуправления и ресурсоснабжающими организациями о размере и экономической обоснованности данных тарифов.
На основании изложенного, суд считает, что материалы дела в совокупности не дают оснований для признания требований ООО "ГКС" законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На неоднократные требования суда заявителем в материалы дела не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов постановлением главы г. Зеи № 150 от 6 февраля 2008 г.
Из представленных ООО "ГКС" в материалы дела договоров на поставку питьевой воды от 1 января 2008 г., заключенных с ООО "Водоочистная станция 2" и ООО "Водоочистная станция 3", в соответствии с которыми ООО "ГКС" обязалось приобретать за плату у ресурсоснабжающих организаций воду, судом не усматриваются основания для вывода о наличии у заявителя заинтересованности в отношении его прав и обязанностей, которые затрагиваются спорным нормативным актом.
Правилами ч. 7 ст. 194 АПК РФ установлено, что в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.
Как следует из материалов дела оспариваемое постановление № 150 от 6 февраля 2008 г. получило оценку в решении Зейского районного суда Амурской области от 17 апреля 2008 г. по делу № 2-244/08, которым постановление главы города Зея № 150 от 6 февраля 2008 г. "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на 2008 год" признано недействующим в части примечания к п. 5.2, 6.2 приложения.
На основании изложенного, в указанной части производство по настоящему делу должно быть прекращено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя в полном объеме и составляет 2000 руб. Так как указанный размер пошлины ООО "ГКС" в полном объеме уплачен при подаче иска по платежному поручению № 159 от 5 марта 2008 г., поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 180, 195, ч. 7 ст. 194 АПК РФ, суд

решил:

признать соответствующим постановление главы города Зеи № 150 от 6 февраля 2008 года в части п.п. 1, 2, 3, 4 Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и в удовлетворении требований ООО "Городские коммунальные системы" отказать.
В части признания п.п. 5.2, 6.2 постановления главы города Зея № 150 от 6 февраля 2008 года производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 01.09.2008 № А04-3062/08-100/1
<Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующими пунктов 1, 2, 3, 4 постановления главы города Зеи от 06.02.2008 № 150 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2008 год">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru