Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2009 г. по делу № А04-2360/2009

(извлечение)

2 июля 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
9 июля 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление ИП П.
к Шимановскому городскому Совету народных депутатов,
мэру города Шимановска Березовскому П.В.
о признании нормативного правового акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу и не действующим полностью
третье лицо: комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города Шимановска

установил:

индивидуальный предприниматель П. (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области к мэру города Шимановска Березовскому П.В. и Шимановскому городскому Совету народных депутатов с заявлением о признании недействующим решения Шимановского городского Совета народных депутатов от 12 февраля 2009 г. № 58/3, которым было утверждено положение "О порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности города Шимановска" (далее по тексту - оспариваемое Положение).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора к участию в деле, привлечен - комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города Шимановска (далее по тексту - 3-е лицо, Комитет).
По заявлению от 1 июня 2009 г., на основании статьи 52 АПК РФ, в дело вступила прокуратура Амурской области.
По мнению заявителя названное Положение не соответствует статье 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и приказу Минстроя РФ от 14 сентября 1992 г. № 209 "Об утверждении Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)".
В Положении отсутствует указание на обязательность проведения оценки объектов недвижимого имущества, что повлекло неверное и необъективное определение величины арендной платы.
Нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности выражаются в том, что у заявителя был заключен договор аренды недвижимого имущества с Комитетом. Впоследствии, после истечения срока договора, он не был продлен. Однако, в силу статьи 621 ГК РФ, заявитель считает себя арендатором недвижимого имущества по договору аренды, возобновленному на неопределенный срок.
Предприниматель считает, что оспариваемым решением размер арендной платы необоснованно увеличен на 500%, что является нарушением его прав.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.
Шимановский городской Совет народных депутатов в отзыве на заявление и в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что оспариваемое Положение было принято на заседании городского Совета при необходимом кворуме необходимым числом голосов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Минстроя РФ "Об утверждении Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)" от 14.09.1992 зарегистрирован за № 209, а не за № 135.

Приказ Минстроя РФ от 14 сентября 1992 г. № 135 носит рекомендательный характер и применению по делу не подлежит.
Отсутствие в Положении норм Федерального закона "Об оценочной деятельности" не означает несоответствие этого Положения Закону. Закон имеет прямое действие и распространяется на всей территории РФ.
Размер базовой стоимости арендной платы 1 кв. м за пользование недвижимым имуществом установлен не оспариваемым решением, а решением городского Совета от 27 декабря 2007 г. № 34/5.
В настоящее время заявитель не является арендатором недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, следовательно, его права не нарушены.
Аналогичную позицию изложили в отзывах на заявление и в судебном заседании Шимановский городской Совет народных депутатов, мэр г. Шимановска и Комитет.
Прокуратура Амурской области в отзыве на заявление и в судебном заседании также считает, требования заявителя необоснованными, а заявление - не подлежащее удовлетворению.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Индивидуальный предприниматель П. зарегистрирован администрацией города Шимановска 8 февраля 1996 г. № 679.
12 сентября 2007 г. между предпринимателем и Комитетом, действующим от имени собственника муниципального имущества, заключен договор аренды № 42/07 нежилого помещения общей площадью 107,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Шимановск, ул. Первомайская, д. 8, для размещения магазина.
Срок действия договора с 1 октября 2007 г. по 20 сентября 2008 г.
Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле и имеющейся в материалах дела переписки между предпринимателем и администрацией города и Комитетом, заявитель продолжает пользоваться названным помещением. Соглашение сторон о расторжении договора отсутствует. Нет также и соответствующего судебного решения.
В соответствии со статьей 622 ГК РФ, если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки.
Из этого следует, что оспариваемое Положение затрагивает права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем, на основании статьи 192 АПК РФ, он вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Положение "О порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности города Шимановска", утверждено решением Шимановского городского Совета народных депутатов от 27.12.2007 № 34/4, а не решением от 28.02.2008 № 39/1.



Решением Шимановского городского Совета народных депутатов от 12 февраля 2009 г. № 58/3 утверждено положение "О порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности города Шимановска", определено направить его мэру города для подписания и официального опубликования, признаны утратившими силу положение "О порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности города Шимановска", утвержденного решением Шимановского городского Совета народных депутатов от 28 февраля 2008 г. № 39/1. Изменения в положение "О порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности города Шимановска", принятые решением городского Совета народных депутатов от 28 февраля 2008 г. № 39/1.
Названные решение и Положение опубликованы в газете "Победа" от 11 марта 2009 г. № 18(8924).
Как следует из текста Положения, оно состоит из следующих разделов:
1. Основные положения об аренде.
2. Порядок оформления арендных отношений.
3. Порядок уплаты и определения величины арендной платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности (нежилыми помещениями, зданиями, строениями, сооружениями).
4. Порядок определения величины арендной платы за пользование находящимся в муниципальной собственности движимым имуществом.
5. Порядок определения платы за использование муниципального имущества для размещения (установки) рекламы (кроме земельных участков).
6. Изменение и расторжение договора аренды.
7. Фактическая передача имущества.
8. Порядок проведения арендатором текущего и капитального ремонта, реконструкции арендуемых нежилых помещений, учета и компенсации произведенных арендатором затрат на капитальный ремонт, реконструкцию.
9. Льгота по арендной плате.
10. Порядок вступления в силу Положения.
К Положению имеются 6 приложений, определяющих порядок определения величины арендной платы в зависимости от вида имущества и способа его использования.
Заявителю неоднократно предлагалось уточнить заявленные требования о том, в какой части оспаривается утвержденное решением Положение.
В судебном заседании заявитель пояснил, что оспаривает решение полностью.
Согласно статье 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:
при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,
а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
при национализации имущества;
при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
при проведении оценки объектов оценки, в целях контроля за правильностью уплаты налогов, в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, и в случаях, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также на отношения, возникающие в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
В отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру, установление рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1.5, 2.1, 2.2, 2.3 приказа Минстроя РФ от 14 сентября 1992 г. № 209 "Об утверждении Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)" размер арендной платы за нежилые здания (помещения) должен учитывать восстановительную стоимость зданий (помещений), их потребительские качества, арендную плату за землю, используемую арендаторами нежилых помещений, амортизационные платежи, предстоящие расходы на капитальный ремонт объектов аренды, налоги.
Оценку стоимости зданий (помещений), находящихся в государственной и муниципальной собственности, подлежащих сдаче в аренду, производят оценочные комиссии, назначаемые территориальными комитетами по управлению государственным имуществом.
При оценке стоимости зданий (помещений) необходимо последовательно определить:
- первоначальную стоимость на основе бухгалтерских данных собственника;
- восстановительную стоимость;
- остаточную стоимость.
Базой для оценки стоимости основных фондов зданий (помещений) является их остаточная стоимость, определяемая путем уменьшения восстановительной стоимости на процент износа, исчисленного исходя из норм амортизации и фактического срока службы здания.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 названного приказа Методика носит рекомендательный характер. В каждом конкретном случае размер арендной платы за нежилые здания (помещения) определяется в договоре аренды по соглашению сторон.
Договор аренды заключает собственник нежилых помещений или юридическое (физическое) лицо, которому делегированы полномочия по сдаче помещений в аренду.
Таким образом, приказ Минстроя РФ носит рекомендательный характер, не является нормативным правовым актом обязательным к исполнению, в связи с чем, оспариваемое решение не может быть проверено на соответствие этому документу.
Согласно приложению № 1 к оспариваемому положению "Порядок определения величины арендной платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности", размер арендной платы в месяц определяется как произведение базовой стоимости арендной платы одного квадратного метра, площади муниципального имущества, сдаваемого в аренду, коэффициента, учитывающего месторасположение сдаваемого в аренду объекта недвижимости (здание, помещение, кабинет и др.), коэффициента, учитывающего размер площади, сдаваемого в аренду объекта недвижимости, коэффициента, учитывающего расположение сдаваемых в аренду помещений.
Исходя из содержания таблиц 1.1 - 1.3, повышающие и понижающие коэффициенты применяются для дифференциации размера арендной платы в зависимости от обстоятельств, указанных в названиях этих коэффициентов. В этой части заявителем каких-либо доводов не заявлено.
Площадь арендуемого помещения определяется объективно, путем соответствующих измерений. В этой части заявителем каких-либо доводов также не заявлено.
Следовательно, доводы заявителя направлены против показателя "Базовая стоимость арендной платы одного квадратного метра".
В соответствии с пунктом 3.1 оспариваемого Положения базовая стоимость аренды одного квадратного метра, утверждена решением Совета народных депутатов от 27 декабря 2007 г. № 34/5.
Согласно пункту 1 решения Шимановского городского Совета народных депутатов от 27 декабря 2007 г. № 34/5 базовая стоимость арендной платы одного квадратного метра за пользование недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утверждена в размере 80 рублей.
Решение № 34/5 является самостоятельным действующим нормативным правовым актом, который по настоящему делу не оспорен и не является предметом рассмотрения.
Таким образом, оспариваемое Положение в той его части, в которой, по мнению заявителя, оно нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, не противоречит нормам статьи 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", так как регулирует иные отношения.
На основании пункта 5 статьи 194 АПК РФ суд, проверив оспариваемое Положение в полном объеме, пришел к выводу, что иные нормы этого Положения также не противоречат Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: государственная пошлина для физических лиц - 100 рублей.
При подаче заявления в суд заявитель уплатил государственную пошлину в размере 100,00 рублей по квитанции от 6 мая 2009 г.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований госпошлина по заявлению в сумме 100,00 рублей не подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 180, 195 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать решение Шимановского городского Совета народных депутатов от 12 февраля 2009 г. № 58/3 "О Положении о порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности города Шимановска" соответствующим Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в течении месяца со дня вступления в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 09.07.2009 № А04-2360/2009
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Шимановского городского Совета народных депутатов от 12.02.2009 № 58/3 "О положении "О порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности города Шимановска">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru