Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 сентября 2009 г. по делу № А04-4329/2009

(извлечение)

4 сентября 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
11 сентября 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
к Тындинской городской Думе
о признании недействующим нормативного правового акта
3-и лица:
1. Прокуратура Амурской области.
2. МУП г. Тынды "Водозабор"

установил:


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ подписан 30.12.2004, а не 31.12.2004.

в Арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") с заявлением к Тындинской городской Думе (далее - ответчик, Дума) о признании недействующим решения Тындинской городской Думы от 27 марта 2009 г. № 502 "Об утверждении тарифа на холодную воду для МУП г. Тында "Водозабор" (далее - решение № 502) как не соответствующего Федеральному закону от 31 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) и постановлению Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление Правительства № 520, постановление № 520).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... опубликовано в газете ...".

Требования обоснованы тем, что ОАО "РЖД" в городе Тында пользуется услугами централизованного водоснабжения в соответствии с заключенным договором с МУП г. Тынды Амурской области "Водозабор" от 1 января 2009 г. № 11/НЮ 509. С 1 января 2009 года года расчеты за приобретенную питьевую воду производились по тарифу, утвержденному решением Тындинской городской Думы от 31 декабря 2008 г. № 462 в размере 9,30 руб./куб. м, решение опубликовано в газете "Авангард" № 1 за 13 января 2009 года. Однако, 13 апреля 2009 года в адрес Дальневосточной железной дороги от МУП г. Тынды Амурской области "Водозабор" поступило извещение исх. № 381 от 7 апреля 2009 года, которым контрагент информировал ОАО "РЖД" об изменении с 1 мая 2009 года тарифа на услуги водоснабжения. В качестве обоснования к указанному извещению была приложена копия решения Тындинской городской Думы от 27 марта 2009 г. № 502 (решение опубликовано газете "Авангард" за 3 апреля 2009 года). В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 решения № 502 тариф утвержден в размере 12,56 руб./куб. м, а срок действия установлен с 1 мая 2009 года по 30 апреля 2010 года.
Таким образом, заявитель считает, что решение № 502 не соответствует пункту 3 статьи 13 Закона № 210-ФЗ, в котором установлено, что период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса. Также заявитель указывает, что процент роста тарифа, утвержденного решением № 502 относительно тарифа установленного решением Думы от 31 декабря 2008 г. № 462 фактически составляет 35%, тогда как, предельный индекс изменения установленных тарифов на 2009 год для Амурской области определен в размере 15,9%.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" требования по заявлению поддержал в полном объеме, в обоснование позиции по делу сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Тындинской городской Думы в судебном заседании требования по заявлению не признал, указал, что утвержденный тариф 12,56 руб./куб. м является экономически обоснованным, принят впервые, поэтому вопрос о периодичности принятия тарифов и о предельных индексах их роста к данному делу отношения не имеет. Отметил, что МУП г. Тынды "Водозабор" правопреемником ООО "Водозабор-Шахтаум" не является. Пояснил, что ранее было создано ЗАО "Инженерные сети", которое выступило учредителем различных обществ, в т.ч. и ООО "Водозабор-Шахтаум", которому в свою очередь администрация г. Тынды передала в аренду производственное оборудование, предназначенное для добычи и передачи питьевой воды. В дальнейшем, по итогам 2008 года было выяснено, что данное общество неэффективно использует это оборудование, в связи с чем, в конце 2008 года было принято решение о создании МУП г. Тынды "Водозабор", которому указанное оборудование было передано в хозяйственное ведение. Тариф 9,30 руб./куб. м, утвержденный для вновь создаваемого МУП "Водозабор" установлен по аналогии с тарифом, действовавшим в 2008 году, поскольку новое предприятие еще не проработало и месяца, при этом город без воды оставить было нельзя. В дальнейшем, в марте 2009 года была разработана производственная программа для МУП г. Тынды "Водозабор", на основании которой и был установлен экономически обоснованный тариф - 12,56 руб./куб. м.
Третье лицо - МУП г. Тынды "Водозабор" (далее - предприятие) требования по заявлению не признало, в отзыве указало, что управлением государственного заказа и регулирования тарифов Амурской области в результате проведенной проверки установлено, что тарифы на услуги водоснабжения, утвержденные регулирующим органом местного самоуправления г. Тында в размере 12,56 руб./куб. м экономически обоснованы. Для МУП г. Тынды "Водозабор" экономически обоснованные тарифы устанавливаются в 2009 году впервые, поэтому нарушений в части превышения установленных предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса нет. Ранее утвержденные решением Тындинской городской Думы тарифы в размере 9,30 руб./куб. м для вышеуказанных предприятий лишь дублировали установленные тарифы на 2008 год для предприятий, до этого оказывающих данные виды услуг, не учитывая финансовые потребности вновь созданных предприятий, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности. Также третье лицо в отзыве отмечает, что фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги в 2009 году в сравнении с 2008 годом, рассчитанный исходя из установленных регулирующим органом местного самоуправления г. Тында тарифов на услуги водоснабжения составит 118,2%, что не превышает установленного приказом управления от 13 октября 2008 г. № 84-д/т предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для данного муниципального образования - 119%. На 2009 год экономически обоснованный тариф составил 12,56 руб./куб. м. Увеличение себестоимости на услуги водоснабжения произошло, в том числе за счет увеличения тарифов ресурсоснабжающих организаций:
- теплоснабжение на 30%;
- энергоснабжение на 27%;
- расходов на оплату труда - 37,2%.
Представитель прокуратуры указал, что обоснованным тарифом является тариф 12,56 руб./куб. м, утвержденный оспариваемым решением. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства:
МУП г. Тынды Амурской области "Водозабор" (сокращенное наименование - МУП г. Тынды "Водозабор") зарегистрировано в качестве юридического лица 25 декабря 2008 года на основании постановления мэра г. Тынды об его учреждении от 18 декабря 2008 г. № 2624.
Решением Тындинской городской Думы от 31 декабря 2008 г. № 462 "Об утверждении тарифов на холодную воду для МУП "Водозабор" на 2009 год" утвержден тариф на холодную воду для создаваемого МУП "Водозабор" в размере 9,30 руб./куб. м, установлен срок действия тарифа с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года включительно. Указанное решение было опубликовано в газете "Авангард" № 1 за 13 января 2009 года.
1 января 2009 года между заявителем и МУП г. Тынды "Водозабор" был заключен договор на услуги водоснабжения № 11/НЮ509, по условиям которого предприятие передавало ОАО "РЖД" питьевую воду через присоединенную сеть по тарифу 9,30 руб./куб. м.
В дальнейшем, решением Тындинской городской Думы от 29 января 2009 г. № 467 "Об утверждении тарифа на холодную воду для МУП "Водозабор" на 2009 год" утвержден тариф на холодную воду для МУП "Водозабор" в размере 12,56 руб./куб. м, срок действия тарифа установлен с 1 февраля 2009 года по 31 января 2010 года включительно. Также данным решением признано утратившим силу решение Тындинской городской Думы от 31 декабря 2008 г. № 462 "Об утверждении тарифов на холодную воду для МУП "Водозабор" на 2009 год", решение опубликовано в газете "Авангард" № 7 за 30 января 2009 года.
Решением Тындинской городской Думы от 27 марта 2009 г. № 498 удовлетворен протест Тындинского городского прокурора от 27 февраля 2009 г. № 23пр-т на решение от 29 января 2009 г. № 467 "Об утверждении тарифа на холодную воду для МУП "Водозабор" на 2009 год" и решение Тындинской городской Думы от 29 января 2009 г. № 467 "Об утверждении тарифа на холодную воду для МУП "Водозабор" на 2009 год" было отменено, указанный нормативный акт опубликован в газете "Авангард" № 25 за 3 апреля 2009 года.
В дальнейшем, решением Тындинской городской Думы от 25 марта 2009 года согласована производственная программа МУП г. Тында "Водозабор" на 2009 год и решением Тындинской городской Думы от 27 марта 2009 г. № 502 "Об утверждении тарифа на холодную воду для МУП г. Тында "Водозабор" для МУП г. Тында "Водозабор" утвержден тариф на холодную воду в размере 12,56 руб./куб. м сроком действия с 1 мая 2009 года по 30 апреля 2010 года включительно. Также данным документом признано утратившим силу решение Тындинской городской Думы от 31 декабря 2008 г. № 462 "Об утверждении тарифов на холодную воду для МУП "Водозабор" на 2009 год". Решение № 502 опубликовано в газете "Авангард" № 25 за 3 апреля 2009 года.
7 апреля 2009 года МУП г. Тынды "Водозабор" направило ОАО "РЖД" извещение об изменении тарифа на холодную воду с 1 мая 2009 года по решению № 502.
Посчитав, что изменение тарифа с 9,30 руб./куб. м до 12,56 руб./куб. м в течение одного календарного года является необоснованным, при этом рост тарифа превысил предельный допустимый индекс, ОАО "РЖД" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы сторон, третьих лиц и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам:
Как установлено частями 4, 5 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Согласно правилам пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся, в т.ч. организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу предписаний части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):
1) определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
2) согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса;
3) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
4) публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.
Законом № 131-ФЗ в статье 7 установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу предписаний статьи 47 названного Закона муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно статье 105 Устава г. Тынды муниципальные правовые акты г. Тынды подлежат публикации в газете "Авангард".
На основании изложенного, суд считает, что нарушений требований закона в части наличия полномочий у Тындинской городской Думы по принятию оспариваемого заявителем решения, а также порядка его доведения до неопределенного круга лиц не имеется.
Оценив доводы заявителя в части вопроса о нарушении ответчиком сроков действия тарифов и превышения уровня предельного индекса их роста, суд пришел к следующему:
Согласно правилам статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в т.ч. полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ муниципальное унитарное предприятие города Тынды Амурской области "Водозабор" имеет сокращенное наименование МУП г. Тынды "Водозабор".
При этом согласно ответу МРИ ФНС России № 7 по Амурской области от 26 августа 2009 года сведений о регистрации МУП "Водозабор" в ЕГРЮЛ не имеется.
На основании изложенного, учитывая, что ответчиком и третьим лицом (МУП г. Тынды "Водозабор") указано на то, что производственная программа для тарифа 9,30 руб./куб. м предприятием для согласования в орган местного самоуправления не представлялась, суд считает, что решения Тындинской городской Думы № 462 от 31 декабря 2008 года и № 467 от 29 января 2009 года тариф на холодное водоснабжение для МУП г. Тынды "Водозабор" не регулируют.
Суд не принимает во внимание доводы заявителя о том, что в оспариваемом решении № 502 в наименовании предприятия не указано МУП г. Тынды Амурской области "Водозабор", поскольку считает, что в данном случае органом местного самоуправления указано сокращенное наименование предприятия - МУП г. Тынды "Водозабор", что в свою очередь в полной мере соответствует учредительным и регистрационным документам данной организации.
С учетом изложенного, суд считает, что тариф 12,56 руб./куб. м, принят решением № 502 от 27 марта 2009 года впервые и на основе впервые подготовленной производственной программы предприятия.
В этой связи согласно правилам части 3 статьи 13 Закона № 210-ФЗ устанавливающим, что период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса, и положениям пункта 53 постановления Правительства № 520 определяющим, что предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам, суд считает доводы заявителя о нарушении оспариваемым нормативным актом органа местного самоуправления сроков действия тарифов и превышения уровня их роста несостоятельными.
В силу указаний статьи 3 Закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в т.ч.:
1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
3) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Исследовав производственную программу МУП г. Тынды "Водозабор", суд установил, что рассчитанный тариф по методу затрат составил 12,63 руб./куб. м, при этом по результатам проверки управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области тариф для МУП г. Тынды "Водозабор" в 2009 году является экономически обоснованным в размере 13,06 руб./куб. м.
С учетом изложенного, а также учитывая, что возражений со стороны предприятия, заявителя и ответчика по акту проверки управления и по производственной программе МУП г. Тынды "Водозабор" в материалы дела не представлено, суд считает, что утвержденный тариф в размере 12,56 руб./куб. м, является экономически обоснованным, соответствующим производственной программе предприятия.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ОАО "РЖД" не имеется.
Согласно правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 180, 194, 195 АПК РФ, суд

решил:

признать решение Тындинской городской Думы от 27 марта 2009 года № 502 "Об утверждении тарифа на холодную воду для МУП г. Тында "Водозабор" соответствующим Федеральному закону от 31 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановлению Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Решение вступает в законную силу с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
"Авангард", № 74, 25.09.2009


Решение Арбитражного суда Амурской области от 11.09.2009 № А04-4329/2009
<Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим решения Тындинской городской Думы от 27.03.2009 № 502 "Об утверждении тарифа на холодную воду для МУП г. Тында "Водозабор">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru