Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2010 г. по делу № 33-3382

Судья: Фролова Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Коробейниковой Л.Н.
судей - Анисимовой В.И., Глуховой И.Л.
при секретаре - У.Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 18 октября 2010 года гражданское дело по кассационной жалобе Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 июля 2010 года, которым заявление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия об оспаривании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 16 марта 2009 года № 171-р оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Коробейниковой Л.Н, объяснения представителя Росохранкультуры - Т.Е.В., представителя Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики - П.И.Д., Судебная коллегия

установила:

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее по тексту - Росохранкультура) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Правительства Удмуртской Республики № 171-р от 16 марта 2009 года "О признании утратившим силу распоряжения Правительства УР от 8 сентября 2003 года № 750-р "Об отнесении объектов историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения".
Требования заявления мотивированы тем, что постановлением Правительства УР от 8 сентября 2003 года № 750-р в общей сложности было поставлено на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры 15 объектов недвижимости.
16 марта 2009 года принято распоряжение Правительства № 171-р "О признании утратившим силу распоряжения Правительства УР от 8 сентября 2003 года № 750-р "Об отнесении объектов историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Данное распоряжение заявитель считает незаконным, поскольку на момент принятия распоряжения Правительства УР № 750-р и распоряжения Правительства УР № 171-р подлежали применению правила государственного учета объектов культурного наследия, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры от 16 сентября 1982 г. № 865. Включение объектов недвижимости, указанных в распоряжении Правительства УР № 750-р, могло быть осуществлено и без соблюдения порядка, установленного ст. 17, 18 Федерального закона № 73-ФЗ. Принятие оспариваемого распоряжения Правительства УР фактически означает снятие с государственного учета объектов недвижимости и утрату ими статуса объектов культурного наследия регионального значения. Распоряжение было принято с превышением полномочий и является незаконным.
Представитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия - Т.Е.В. просила признать незаконным и отменить распоряжение Правительства УР № 171-р от 16 марта 2009 года, заявление поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - Правительства УР - У.Р.В. представил в суд письменный отзыв, считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Представитель Министерства культуры, печати и информации УР - П.И.Д. с заявлением не согласилась.
Судом было вынесено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия - Т.Е.В. просит решение суда от 16 июля 2010 года отменить. В качестве доводов указывает, что оспариваемое распоряжение Правительства УР принято с превышением полномочий и является незаконным. Причины пропуска срока на подачу заявления являются уважительными, законность распоряжения оспаривалась в течение полутора года, велась переписка с прокуратурой. Кроме того, судом неверно определена дата окончания срока на подачу заявления.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Удмуртской Республики просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, приводит доводы о том, что заявитель был уведомлен письмом Управления Росохранкультуры по ПФО от 21 мая 2009 года № 03-09/854, которое было зарегистрировано заявителем 22 мая 2009 года, соответственно трехмесячный срок на обращение в суд должен исчисляться с этого момента.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Судом установлено, что 8 сентября 2003 года Правительством Удмуртской Республики было принято распоряжение № 750-р "Об отнесении объектов историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения. Данным распоряжением были поставлены на государственную охрану 14 объектов недвижимости. Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 25 декабря 2006 года № 1364-р перечень поставленных ранее на государственный учет объектов культурного наследия регионального значения был дополнен еще одним объектом.
16 марта 2009 года принято распоряжение Правительства № 171-р "О признании утратившим силу распоряжения Правительства УР от 8 сентября 2003 года № 750-р "Об отнесении объектов историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения".
Согласно Закону Удмуртской Республики от 2 марта 2001 г. № 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" Правительство осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.
Полномочия Правительства как органа исполнительной власти на издание ненормативных актов, в том числе касающихся сохранения культурного наследия, предусмотрены положениями ст. 22 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также ст. 12, 13 Закона Удмуртской Республики от 2 марта 2001 г. № 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики".
Доводы заявителя о превышении Правительством УР полномочий при принятии оспариваемого решения судом кассационной инстанции отклоняются.
Что касается нарушения заявителем трехмесячного срока для обращения в суд с соответствующим требованием, Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку заявление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия о признании незаконным ненормативного правового акта Правительства УР № 171-р поступило в суд 7 июня 2010 г.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
В судебном заседании, а равно и в кассационной жалобе, заявителем не представлены уважительные причины пропуска срока для обращения в суд, предусмотренного законом.
Факт обращения территориальных органов Росохранкультуры в прокуратуру по вопросу необходимости применения мер прокурорского реагирования, собственников здания, расположенного по адресу: <адрес>, в суд с требованиями о признании недействительным распоряжения Правительства от 16 марта 2009 года № 171-р в части, не препятствовали Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия обращению в суд с соответствующими требованиями как органу исполнительной власти, осуществляющим функции по охране культурного наследия.
Из материалов дела следует, что о принятом распоряжении территориальным органам Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия было известно в марте 2009 года (л.д. 57 - 60), непосредственно Федеральной службе - в мае 2009 года (л.д. 87-90).
Принимая во внимание требования действующего гражданского процессуального законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявитель пропустил срок на обращение в суд без уважительной причины, основания для его восстановления отсутствуют, и подлежат применению последствия пропуска данного срока.
При таких обстоятельствах судом правомерно отказано в удовлетворении заявленного требования по мотиву пропуска срока на обращение с заявлением в суд.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 16 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Н.КОРОБЕЙНИКОВА

Судьи
В.И.АНИСИМОВА
И.Л.ГЛУХОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Верховного суда УР от 18.10.2010 по делу № 33-3382
В удовлетворении заявления органа в области охраны культурного наследия о признании незаконным распоряжения Правительства УР от 16.03.2009 № 171-р отказано правомерно, поскольку заявителем без уважительной причины пропущен трехмесячный срок на обращение в суд.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru