Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 января 2010 г. по делу № А60-57816/2009-С9

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 26 января 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.А. Хомяковой, судей С.П. Воронина, С.В. Плюсниной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.А. Бенциановой, рассмотрел дело
по заявлению Прокуратуры Свердловской области
к Городской Думе г. Дегтярска
о признании нормативного правового акта недействующим
при участии в судебном заседании:
от заявителя - М.А. Васильева, старший прокурор, доверенность № 8-12-09 от 12.10.2009 г., удостоверение ТО № 085362;
от заинтересованного лица - С.А. Грянцев - представитель, доверенность № 2 от 20.01.2010 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят 06.10.2003, а не 24.11.2008 и имеет номер 131-ФЗ, а не 207-ФЗ.

Прокуратура Свердловской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими пункты 3.3, 3.4 в части слов "и с согласия Думы городского округа Дегтярск" и пункты 3.9, аб. 1 п. 3.10, 3.13 в части слов "а также в случаях изъятия имущества у предприятия по постановлению Главы городского округа Дегтярск, принятому в соответствии с действующим законодательством" решения Городской Думы г. Дегтярска от 29.05.2008 г. № 49 "Об утверждении Положения "О закреплении за муниципальным унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения", как противоречащих п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 113, п. 7 ст. 114, ст. 294, 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 17, 20 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 24.11.2008 г. № 207-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заинтересованное лицо представило возражения, просит отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд

установил:

В ходе проведения Прокуратурой Свердловской области проверки установлено, что пункты 3.3, 3.4 в части слов "и с согласия Думы городского округа Дегтярск" и пункты 3.9, абз. 1 п. 3.10, 3.13 в части слов "а также в случаях изъятия имущества у предприятия по постановлению Главы городского округа Дегтярск, принятому в соответствии с действующим законодательством" решения Городской Думы г. Дегтярска от 29.05.2008 г. № 49 "Об утверждении Положения "О закреплении за муниципальным унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения", противоречат п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 113, п. 7 ст. 114, ст. 294, 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 17, 20 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 24.11.2008 г. № 207-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив в совокупности представленные доказательства и проанализировав все обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Решением Городской Думы г. Дегтярска от 29.05.2008 г. № 49, опубликованным в газете "За большую Дегтярку" 19.06.2006 года № 25, утверждено Положение "О закреплении за муниципальным унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения" (далее - Положение).
Данное Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение, его использования и изъятия, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципальных унитарных предприятий.
Согласно п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии с п. 3.3 Положения, сделки с находящимся на балансе Предприятия движимым имуществом, а так же списание данного имущества с баланса предприятия могут производиться только с согласия Главы городского округа Дегтярск.
В силу п. 3.4 Положения, предприятие не вправе продавать и передавать другим лицам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы, отдавать в залог и вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, распоряжаться иным способом, переданным ему в соответствии с настоящим Положением недвижимым имуществом без письменного согласия Главы городского округа Дегтярск и согласия Думы городского округа Дегтярск.
В пункте 3.9 Положения предусмотрено, что предприятие осуществляет плату за использование имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, в порядке и размерах, установленных нормативными актами городского округа Дегтярск и действующим законодательством.
Согласно абз. 1 п. 3.10 Положения, в случае продажи движимого имущества Предприятия 80% средств, полученных от продажи, остаются в распоряжении Предприятия, направляются им только на воспроизводство основных средств и погашение кредиторской задолженности, а 20% перечисляются на счет местного бюджета. Предприятие, осуществившее продажу имущества, не позднее 14 дней после продажи предоставляет в КУМИЗАР копию приказа о продаже, договор купли-продажи (документ, его заменяющий) и документ, свидетельствующий о поступлении средств от продажи на счет Предприятия, и перечисляет вырученные денежные средства в местный бюджет.
Пунктом 3.13 Положения предусмотрено, что право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством РФ, а также в случаях изъятия имущества у Предприятия по постановлению Главы городского округа Дегтярск, принятому в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 295 ГК РФ, а также ч. 2 ст. 18 Федерального закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ) предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно.
Также согласно п. 10 ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 161-ФЗ собственник унитарного предприятия вправе давать согласия на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.
Таким образом, право распоряжения унитарного предприятия движимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения, не ограничено предварительным получением согласия собственника имущества, в связи с чем п. 3.3 Положения не соответствует вышеназванным нормам права.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ч. 2 ст. 23 Устава муниципального образования "городской округ Дегтярск" осуществление полномочий собственника имущества к компетенции Думы не отнесено, представительный орган местного самоуправления вправе лишь определять порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Полномочия собственника муниципального имущества осуществляет администрация городского округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом, землепользованию, архитектуре городского округа Дегтярск.
С учетом изложенного, включение в п. 3.4 Положения условия о необходимости согласования сделок по распоряжению недвижимым имуществом с представительным органом местного самоуправления - неправомерно.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, доходов унитарного предприятия и иных не противоречащих законодательству источников.
В силу п. 1 ст. 295 ГК РФ, ст. 17 Федерального закона № 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Согласно ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы местного бюджета слагаются также из доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и из доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий.
При этом ни Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях", ни Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривают право собственника имущества унитарного предприятия на взимание платы за его использование.
Учитывая изложенное, имущественная выгода от создания унитарного предприятия извлекается его собственником опосредованно, путем получения части прибыли унитарного предприятия, что не допускает прямого вмешательства в хозяйственную деятельность унитарного предприятия, изъятия причитающихся унитарному предприятию как стороне по гражданско-правовым сделкам денежных сумм, в связи с чем п. 3.9. Положения противоречит вышеназванным норм права.
Абзац 1 пункта 3.10 Положения также противоречит указанным положениям действующего законодательства, поскольку собственник имущества муниципального унитарного предприятия в силу п. 1 ст. 295 ГК РФ, ст. 17 Федерального закона № 161-ФЗ имеет право на получение лишь части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом, согласно п. 3 ст. 18 и п. 2 ст. 19 Федерального закона № 161-ФЗ, распоряжение движимым и недвижимым имуществом муниципального унитарного предприятия, в том числе казенного предприятия, ограничивается пределами, не лишающими его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
Согласно п. 5 ст. 113 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Федерального закона № 161-ФЗ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
В соответствии с положениями п. 7 ст. 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
Полномочия собственника имущества, переданного унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, регламентированы ст. 295 ГК РФ, ст. 20 закона № 161-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
При этом действующее законодательство не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
С учетом положений ст. 295, п. 2 ст. 296 и п. 3 ст. 299 ГК РФ изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
В отношении невозможности изъятия имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия высказались также высшие судебные инстанции Российской Федерации, которые в п. 40 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указали, что при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений п. 3 ст. 18 Федерального закона № 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
С учетом изложенного, п. 3.13 Положения в части слов "а также в случаях изъятия имущества у Предприятия по постановлению Главы городского округа Дегтярск, принятому в соответствии с действующим законодательством" также не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с п. 6 Проставления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Оспариваемые пункты Положения не соответствует действующему законодательству и нарушает права хозяйствующих на базе муниципальной собственности унитарных предприятий, существенно ограничивают их в имущественных правах, лишая возможности самостоятельного ведения хозяйственной деятельности для извлечения прибыли в целях достижения основной цели их создания.
Положение ограничивает права на осуществление коммерческой деятельности 10 муниципальных унитарных предприятий, созданных и осуществляющих свою деятельность на территории городского округа Дегтярск, ставит решение хозяйственных задач в зависимость от воли органа местного самоуправления.
Установление муниципальным правовым актом возможности изъятия имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия, а так же целевое назначение денежных средств, полученных предприятием от реализации имущества и необходимость перечисления их части собственнику имущества, нарушает права кредиторов унитарного предприятия, лишает их возможности получить удовлетворение своих требований за счет имущества должника, ухудшает их положение относительно правил, установленных ГК РФ.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что пункты 3.3, 3.4 в части слов "и с согласия Думы городского округа Дегтярск" и пункты 3.9, абз. 1 п. 3.10, 3.13 в части слов "а также в случаях изъятия имущества у предприятия по постановлению Главы городского округа Дегтярск, принятому в соответствии с действующим законодательством" решения Городской Думы г. Дегтярска от 29.05.2008 г. № 49 "Об утверждении Положения "О закреплении за муниципальным унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения", противоречат п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 113, п. 7 ст. 114, ст. 294, 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 17, 20 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 24.11.2008 г. № 207-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем, требование Прокуратуры Свердловской области о признании данных пунктов недействующими в части подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Пункты 3.3, 3.4 в части слов "и с согласия Думы городского округа Дегтярск" и пункты 3.9, абз. 1 п. 3.10, п. 3.13 в части слов "а также в случаях изъятия имущества у предприятия по постановлению Главы городского округа Дегтярск, принятому в соответствии с действующим законодательством" решения Городской Думы г. Дегтярска от 29.05.2008 г. № 49 "Об утверждении Положения "О закреплении за муниципальным унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения", признать недействующими и несоответствующими п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 113, п. 7 ст. 114, ст. 294, 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 17, 20 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 24.11.2008 г. № 207-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
С.А.ХОМЯКОВА

Судьи
С.П.ВОРОНИН
С.В.ПЛЮСНИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.01.2010 по делу № А60-57816/2009-С9
О признании частично недействующим Решения Думы городского округа Дегтярск от 29.05.2008 № 49 "Об утверждении Положения "О закреплении за муниципальным унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru