Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Республики Саха (Якутия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2010 г. № 7-П

О ТОЛКОВАНИИ СТАТЬИ 24 КОНСТИТУЦИИ
(ОСНОВНОГО ЗАКОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, В.Н. Прокопьева, Н.Е. Полятинского, В.Т. Филиппова, с участием ходатайствующего народного депутата Республики Саха (Якутия) В.С. Куличкина, представителя ходатайствующего Ф.В. Ноговицына, представителя Окружной администрации города Якутска Н.Н. Попова, представителя Президента Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой, представителя Правительства Республики Саха (Якутия) А.В. Неустроевой рассмотрел на открытом заседании дело о толковании статьи 24 Конституции Республики Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) В.С. Куличкина.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанного конституционного положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Е. Полятинского, объяснения ходатайствующего и других участников судебного заседания, исследовав документы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

1. Статья 24 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) закрепляет: "Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Неприкосновенность жилища охраняется законом". Народный депутат В.С. Куличкин просит дать толкование положения данной статьи "каждый имеет право на жилище".
Из обращения народного депутата следует, что распоряжением вице-мэра города Якутска № 40-Р от 10 октября 1994 года "О строительстве индивидуальных жилых домов, отводе и закреплении земельных участков за физическими лицами" гражданину А.А. Катаеву и другим жителям города Якутска были выделены земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Застройщики возвели жилые дома в районе Окружной дороги, находящейся в черте города Якутска, где отсутствовали инженерные системы. Более 10 лет граждане после завершения строительства не могли пользоваться жилыми строениями по причине несвоевременного подключения электроснабжения.
По мнению народного депутата, обеспечение указанных граждан электроснабжением входило в обязанности органов местного самоуправления городского округа. В подтверждение этого заявитель ссылается на положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Народный депутат полагает, что обеспечение граждан надлежащими условиями осуществления права на жилище, в том числе электроснабжением, входит в состав права на жилище, закрепленного в статье 24 Конституции республики.
2. Статьей 24 Конституции (Основного закона) Республики Саха определено, что каждый имеет право на жилище, т.е. в данной статье речь идет о возможности каждого иметь жилище. Право каждого на жилье предполагает право пользования имеющимся жилым помещением, право на получение в установленном законом порядке жилья в домах государственного, муниципального фондов, а также право на удовлетворение жилищных потребностей иными законными способами. Одной из форм удовлетворения жилищных потребностей является индивидуальное жилищное строительство. Жилое строение возводится на земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов. Индивидуальное строительство осуществляется на земельных участках, находящихся у граждан в пользовании (аренде), в постоянном (бессрочном) владении и на праве собственности.
Каждая из перечисленных частей права на жилье может быть реализована с соблюдением законодательства. Так, жилой дом, возведенный в порядке индивидуального жилищного строительства, должен быть пригодным для постоянного проживания граждан (часть 2 статьи 15, часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса РФ). Таким образом, житель г. Якутска в порядке реализации права на жилье вправе участвовать в жилищном строительстве и построить жилое помещение, пригодное для постоянного проживания.
Жилое помещение должно быть пригодным для проживания в течение всех сезонов. Для признания пригодным для постоянного проживания жилое помещение должно обладать системой центрального или автономного отопления, водоснабжением, а также электроснабжением. Приведенным параметрам должны отвечать жилые дома, построенные в районе Окружной дороги г. Якутска. Установление минимальных стандартов, которым должно отвечать пригодное для постоянного проживания помещение, относится к компетенции органов местного самоуправления.
3. Между правом каждого на жилье и необходимостью создания органами местного самоуправления условий его реализации существует тесная связь. Однако из этого не следует, что условия осуществления права на жилье, создаваемые органами местного самоуправления, в том числе в части электроснабжения, являются неотъемлемой частью рассматриваемого права. Право на жилище, исходя из положений статьи 2 Конституции (Основного закона) Республики Саха, рассматривается в качестве одного из условий, обеспечивающих достойную жизнь, материальное благосостояние и духовное развитие человека. Соответственно, обязанность по созданию условий осуществления права на жилище определяет смысл, содержание и применение законодательства, деятельность органов власти, местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска" земельные участки предоставляются гражданам в соответствии с генеральным планом развития города Якутска, утвержденным постановлением Якутской городской Думы от 16 марта 2005 г. № ПГС-30-1 с приложением схемы энергоснабжения, водоснабжения и канализации и программы развития отдельных частей городской территории. Порядок отвода земельных участков жителям г. Якутска регулируется Правилами землепользования и застройки от 25 июня 2007 г. № РОС-51. Согласно статьям 11 и 12 указанных Правил градостроительная подготовка земельных участков для строительства предполагает подключение объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Административный регламент от 26 марта 2010 г. № 38-П предусматривает полномочия комитета по земельным отношениям в части определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Обеспечение земельных участков, отведенных под строительство индивидуального жилья, энергоснабжением связано с социальной деятельностью органов местного самоуправления городского округа "Город Якутск" и входит в состав полномочий этих органов. Связь обеспечения социальной инфраструктурой объектов индивидуального жилищного строительства с генеральным планом и программами развития города указывает, что это обеспечение реализуется в плановом порядке и в соответствии с материально-финансовыми возможностями города. Таким образом, оно связано с правом каждого на жилье, но не образует единого с ним понятия.
4. Разъяснение смысла закрепленного в статье 24 Конституции (Основного закона) Республики Саха "права каждого на жилище" должно учитывать, что право на жилье является конституционным правом граждан Российской Федерации. Следовательно, реализация права на жилье, закрепленного в учредительном акте республики, находится под воздействием соответствующего федерального законодательства и федеральных программ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также физические лица обязаны на территории республики соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы. В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право каждого на жилище сопряжено с другими конституционными положениями. В частности, с положениями о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Статья 3 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" предусматривала обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях обеспечения права граждан на жилище содержать и развивать инженерную, социальную, транспортную инфраструктуры, обслуживающие сферу жилищных отношений (в ред. Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ). В статье 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" определены полномочия органов местного самоуправления в части утверждения программы развития коммунальной инфраструктуры и заключения с организациями коммунального комплекса договоров по вопросам коммунальной инфраструктуры.
Федеральные программы по жилью охватывают вопросы обеспечения земельных участков, отводимых под жилищное строительство, необходимой социальной инфраструктурой, но на условиях отдельных материально-технических, организационных и бюджетно-финансовых установлений.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 82, 87, 88, 91 и 113 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

1. Закрепленное в статье 24 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) право каждого на жилище состоит из правомочий по его осуществлению, в том числе возможности удовлетворения жилищных потребностей человека путем строительства индивидуального жилого дома, отвечающего установленным требованиям пригодности для постоянного проживания.
Реализация данного права пользователями, владельцами и собственниками земельных участков, расположенных в черте города Якутска, возлагает на органы местного самоуправления городского округа "Город Якутск" обязанность по организации электрообеспечения правообладателей земельных участков.
2. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".

Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ

Судья-секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ




Официальная публикация в СМИ:
"Якутия", № 221, 01.12.2010,
"Ил Тумэн", № 47, 10.12.2010


Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 12.11.2010 № 7-П
"О толковании статьи 24 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru