Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


 
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2008 г. № БН-7

(с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда РФ
от 11.06.2008 № 92-Г08-9)

Верховный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Аал-оола Ч.Д.,
при секретаре С.Ч.В.,

 
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2008 года в городе Кызыле с участием представителя заявителя по доверенности О.У.М., представителей третьего лица по доверенности М.С.О., Н.Ю.Я., представителей Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва по доверенности П.О.С., М.К.С. и представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности М.А.М. гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республике Тыва" в части,

установил:

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республике Тыва" в части.
В обоснование своих требований прокурор указал следующее.
В соответствии со ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республике Тыва" положения статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" распространяются на судей Конституционного суда Республики Тыва, назначенных на должность до вступления в силу оспариваемого Конституционного закона.
Приведенная норма оспариваемого Конституционного закона противоречит Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", устанавливающему в качестве одного из элементов статуса судей их независимость.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что независимость судьи обеспечивается установленным порядком приостановления и прекращения его полномочий.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 вышеназванного Закона истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком, является одним из оснований прекращения полномочий судьи.
Судьи Конституционного суда Республики Тыва назначены на должности до внесения изменений в статью 13 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республике Тыва", согласно которой срок полномочий составлял десять лет.
В силу пункта 4 статьи 1 Конституционного закона Республики Тыва "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" в статью 13 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республике Тыва" внесены изменения, согласно которым срок полномочий судьи Конституционного суда Республики Тыва установлен в шесть лет.
Данный срок не может быть распространен на действующих судей Конституционного суда Республики Тыва, поскольку ставит их в зависимое положение от таких обстоятельств, как изменение республиканского законодательства, что противоречит требованиям федерального законодательства о независимости судей.
Пунктом 4 статьи 5 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлен запрет на принятие в Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, отменяющих или умоляющих независимость судей.
Поскольку применение оспариваемой нормы статьи 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республике Тыва" нарушает интересы Российской Федерации, прокурор просит признать ее противоречащей федеральному законодательству и недействующей.
Заместитель прокурора Республики Тыва просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва О.У.М. заявление заместителя прокурора Республики Тыва поддержала и просила признать оспариваемую норму Конституционного закона Республики Тыва противоречащей федеральному законодательству и недействующей по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва М.А.М. заявление заместителя прокурора Республики Тыва не признал, пояснив, что оспариваемой нормой статьи 3 Конституционного закона Республики Тыва вопросы приостановления или прекращения полномочий судей Конституционного суда Республики Тыва не регулируются. Указанные вопросы находят свое отражение в статьях 18 и 19 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республике Тыва", которые соответствуют требованиям федерального законодательства. Пунктом 4 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" срок полномочий для судей конституционных судов субъектов Российской Федерации устанавливается законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Установлением сроков полномочий судей не ставится под сомнение принцип независимости судей.
Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва П.О.С. заявление заместителя прокурора Республики Тыва не признала и пояснила о том, что оспариваемая заявителем норма не входит в противоречие с федеральным законодательством.
За принятие закона в первом, во втором чтениях проголосовали 22 депутата, а за принятие постановлений - 23. Голосование проходило одномоментно.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва М.К.С. требование признала по основаниям, изложенным в заявлении первого заместителя прокурора Республики Тыва.
Представители третьего лица судьи Конституционного суда Республики Тыва М.С.О., Н.Ю.Я. заявление заместителя прокурора Республики Тыва поддержали, пояснив о том, что оспариваемой нормой нарушается принцип несменяемости, поскольку действующие судьи были назначены на 10 лет, и на них не может быть распространен установленный законом 6-летний срок полномочий.
Кроме того, нарушен порядок принятия закона, поскольку за его принятие проголосовал 21 депутат, тогда как для его принятия необходимо 22 голоса.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор, в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы по установлению общих принципов организации системы органов государственной власти отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Подпункт "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Конституционный закон Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республике Тыва" опубликован в газете "Тувинская правда" от 10 января 2008 года.
Оспариваемое положение статьи 3 Конституционного закона определяет, что положения статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", измененные пунктом 4 статьи 1 Конституционного закона Республики Тыва "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", распространяются на судей Конституционного суда Республики Тыва, назначенных на должность до вступления в силу оспариваемого Конституционного закона.
Статьей 13 Конституционного закона РТ "О Конституционном суде Республики Тыва" в прежней редакции судьям Конституционного суда устанавливался 10-летний срок полномочий.
Сокращение срока полномочий действующих судей Конституционного суда Республики Тыва, назначенных сроком на десять лет, нарушает установленный федеральным законодательством основополагающие принципы несменяемости и независимости судей.
Так, ст. 15 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
Абзацем 3 п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрено, что независимость судьи обеспечивается установленным порядком приостановления и прекращения его полномочий. В силу п.п. 4 п. 1 ст. 14 указанного выше Закона истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком, является одним из оснований прекращения полномочий судьи.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из протокола заседания второй сессии Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва за принятие закона в первом, втором чтениях и в целом проголосовало 22 депутата, за принятие соответствующих постановлений - 23.
Из постановления Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва № 570 ЗП-2 от 25 декабря 2007 года "О проекте конституционного закона Республики Тыва "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" следует, что проект принят в первом чтении, направлен субъектам права законодательной инициативы для внесения предложений и замечаний, комитету по конституционно-правовой политике и местному самоуправлению Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва следует доработать проект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на рассмотрение Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва во втором чтении.
Постановлением Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва № 572 ЗП-2 от 25 декабря 2007 года "О Конституционном законе Республики Тыва "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" указанный закон принят.
По мнению суда, на заседании сессии 25 декабря 2007 года оспариваемый закон был принят только в первом чтении, поскольку он в соответствии с постановлением № 570 ЗП-2 от 25 декабря 2007 года субъектам права законодательной инициативы для внесения предложений и замечаний не направлялся, комитетом по конституционно-правовой политике и местному самоуправлению Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва во второе чтение не вносился.
Поскольку статья 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республике Тыва" противоречит федеральному законодательству, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Суд считает необходимым признать статью 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о решении после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".

Определением Верховного Суда РФ от 11.06.2008 № 92-Г08-9 указание о том, что конституционные законы Республики Тыва в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, исключено.

 
Суд находит доводы представителей Конституционного суда Республики Тыва о нарушении процедуры принятия закона в связи с тем, что за принятие закона проголосовало менее 2/3 от установленного числа депутатов несостоятельными, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 96 Конституции Республики Тыва Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва состоит из 32 депутатов. Таким образом, закон считается принятым, если за него проголосовало 17 и более депутатов.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

 
решил:


Решение в части указания о признании недействующей ст. 3 Конституционного закона РТ от 28.12.2007 № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республике Тыва" отменено с момента вступления Определения Верховного Суда РФ от 11.06.2008 № 92-Г08-9 в законную силу.

 
заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" удовлетворить.
 
Признать недействующей с момента вступления решения в законную силу ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва".
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения окончательного решения через Верховный суд Республики Тыва.
Окончательное решение вынесено 17 марта 2008 года.

Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Тыва от 11.03.2008 № БН-7
(с изм. от 11.06.2008)
"О признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-2 "О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru