ПРОКУРАТУРА ШИЛОВСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 5 августа 2010 г. № Н-5
НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ ПРАВИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА,
СОБЛЮДЕНИЯ ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ - БОРОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Проведенный прокуратурой района мониторинг в сфере законности муниципальных правовых актов показал, что отдельные пункты "Правил
обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в муниципальном образовании - Боровское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области", утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования - Боровское сельское поселение от 11.02.2010 № 8 (далее - Правила), не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Так, пунктом 1.4
Правил предусмотрено, что вся территория населенных пунктов поселения решением администрации поселения должна быть закреплена за предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм и гражданами для регулярной или периодической уборки и контроля за соблюдением чистоты и порядка.
Пунктом 4.1
Правил определено, что уборка территории населенных пунктов производится предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на основании решения органов местного самоуправления о передаче (закреплении) за ними земельных участков целевым назначением на правах, предусмотренных законодательством, а также прилегающих к ним территорий в границах, очерченных "зелеными линиями".
В силу пункта 4.4
Правил уборка проезжей части улиц, переулков, дорог, площадей и проездов возлагается на специализированную организацию и администрацию Боровского сельского поселения, а территорий, прилегающих к земельным участкам, находящимся в собственности, владении, пользовании предприятий, учреждений, организаций и граждан, - на землепользователей в границах, очерченных "зелеными линиями".
За отдельными предприятиями и организациями в ряде случаев могут быть закреплены для уборки и содержания территории, не находящиеся в непосредственной близости от этих предприятий и организаций, но имеющие связь с их производственной, хозяйственной или иной деятельностью.
Согласно пункту 4.7
Правил жители поселения, имеющие жилые дома на правах частной собственности, убирают на участках домовладения прилегающую территорию до проезжей части и на расстоянии до 20 метров.
Пунктом 4.11
Правил закреплено, что руководители торговых организаций обеспечивают уборку и вывоз мусора с территорий, включая прилегающие к границам зданий, строений, сооружений и ограждений в 15-метровой зоне по периметру. Имеющаяся тара должна вывозиться по окончании торговли ежедневно до 19 часов.
В силу абзаца 2 пункта 4.12
Правил уборка территории вокруг строительных площадок в радиусе 50 метров и подъездных путей осуществляется силами строительной организации или частного застройщика.
Абзацем 2 пункта 4.17
Правил предусмотрено, что уборку территорий, прилегающих к торговым павильонам в радиусе 10 м, осуществляют предприятия торговли.
Между тем в соответствии с пунктом 19 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее - Федеральный закон) к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения.
Согласно ст. 43 Федерального закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В силу статьи 7 Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из названных норм законодательства, на предприятия, учреждения, организации, не являющиеся собственником имущества, в том числе земельных участков, не может быть возложено, помимо их воли, бремя содержания (в том числе благоустройство) имущества.
Наличие у органа местного самоуправления (в силу статьи 14 Федерального закона) функций по организации благоустройства и озеленения территории поселения не свидетельствует о наличии права у органа местного самоуправления незаконно возлагать на хозяйствующие субъекты и граждан обязанность по уборке и благоустройству территории, не находящейся в пользовании предприятий, учреждений, организаций, граждан.
Хозяйственные отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности, а также с гражданами строятся исключительно на договорной основе.
Кроме того, федеральным законодательством не определено понятие "зеленые линии".
Неопределенность термина "зеленые линии" позволяет произвольно определять границы территорий, подлежащих уборке.
Изложенное свидетельствует о необходимости пересмотра "Правил
обеспечения благоустройства, чистоты и порядка на территории муниципального образования - Боровское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области" и приведения муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством в целях обеспечения реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Совета депутатов муниципального образования - Боровское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области.
2. Внести изменения в пункты 1.4
, 4.1
, 4.4
, 4.7
, 4.11
, абз. 2 п. 4.12
, абз. 2 п. 4.17
"Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка на территории муниципального образования - Боровское сельское поселение Шиловского муниципального района" и привести муниципальный нормативный правовой акт в соответствие с действующим законодательством.
3. О результатах рассмотрения сообщить прокурору района.
4. О месте и времени рассмотрения настоящего протеста уведомить прокурора района.
Прокурор района,
старший советник юстиции
А.А.ЛУШИН