Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2010 г. № А54-1435/2010-С4

(извлечение)

Министерство здравоохранения Рязанской области обратилось с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2 решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 22.03.2010 по делу № 46/2010-М/В. Требование уточнено в судебном заседании 04.06.2010 Определением по делу от 06.04.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне заявителя привлечены Рязанский областной фонд обязательного медицинского страхования, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, на стороне ответчика - ООО "Медицинская страховая компания "Ока"
Определением по делу от 11.05.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне заявителя привлечены ОАО "РОСНО-МС", ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", ЗАО "КапиталЪ Медицинское страхование"
В судебном заседании заявитель требование поддержал. В обоснование заявленного требования ссылается на то, что спорные подкритерии, предусмотренные конкурсной документацией, соответствуют ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Заявитель считает, что к компетенции комиссии УФАС России по Рязанской области по делам о нарушении антимонопольного законодательства не относится рассмотрение вопросов в сфере размещения заказов.
Исполнить предписание об исключении из состава конкурсной документации подкритериев 2.1, 2.2, 2.3 в течение двух недель со дня его получения не представляется возможным в связи с тем, что согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О размещении заказов" решение о внесении изменений в конкурсную документацию может быть принято не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Дата окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 10.03.2010, в связи с этим окончательная дата внесения изменений документацию - 05.03.2010.
Рязанское УФАС России требование не признает, ссылаясь на то, что при проведении проверки действовало в соответствии с полномочиями, предоставленными п. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Действиями организатора торгов - Министерства здравоохранения Рязанской области, предусмотревшего спорные подкритерии в конкурсной документации, создаются преимущественные условия страховым медицинским организациям, имеющим в различных субъектах Российской Федерации филиалы (представительства), что приводит к ограничению конкуренции среди медицинских страховых организаций на рынке медицинского страхования и нарушению требований п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, на стороне заявителя считают включение спорных критериев в конкурсную документацию законным и обоснованным, решение УФАС не соответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции".
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчика считает, что применение спорных критериев создает преимущественные условия участия в открытом конкурсе страховых медицинских организаций, имеющих высокие показатели по оспариваемым критериям, одновременно создавая препятствия доступу на рынок региональных страховых компаний.
Из материалов дела судом установлено: 30.12.2009 на официальном сайте в сети Интернет размещена информация о проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного медицинского страхования неработающего населения Рязанской области для размещения государственного заказа.
Уполномоченным органом по размещению заказа для государственных заказчиков Рязанской области является Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
Государственным заказчиком конкурса - Министерство здравоохранения Рязанской области.
Согласно конкурсной документации, утвержденной 29.12.2009, предметом государственного контракта являются лоты № 1, 2, 3 - оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения соответственно 13 муниципальных образований Рязанской области (лот № 1), муниципальных образований Рязанской области, 2 районов муниципального образования - г. Рязань (лот № 2), 8 муниципальных образований, 2 районов муниципального образования - г. Рязань (лот № 3).
В соответствии с п. 10 основной информации по предмету конкурса критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются цена контракта, качество услуг и квалификация участника конкурса.
Качество услуг и квалификация участника конкурса оцениваются исходя из критериев, изложенных в разделе "Оценка заявок по критерию" и в бланке формы заявки на участие в конкурсе, в том числе исходя из спорных подкритериев:
численность застрахованных граждан участником конкурса по системе обязательного медицинского страхования на территории РФ за 9 месяцев 2009 года, без учета дочерних компаний (п. 2.1), количество субъектов РФ, где участник конкурса осуществляет деятельность по ОМС, без учета дочерних компаний, количество специалистов участника конкурса, участвующих в деятельности по защите прав застрахованных на территории РФ.
Согласно протоколу № 7.301209.1193-в 10.03.2010 состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе ОАО "РОСНО-МС", ОАО "Страховая компания "СОГАЗ - Мед", ООО МСК ОКА", ЗАО "Капитал Медицинское страхование" 17.03.2010 согласно протоколу № 7.301209.1193-р состоялось рассмотрение заявок, принято решение: допустить к участию в конкурсе по лоту № 1 - ОАО "Страховая компания "СОГАЗ - Мед", по лоту № 2 - ЗАО "Капитал Медицинское страхование", по лоту № 3 ОАО "РОСНО-МС".
Отказано в допуске к участию в конкурсе ОАО "РОСНО-МС" по лотам № 1, № 2, ООО "МСК ОКА" по всем трем лотам.
Пунктом 7.3 протокола конкурс признан несостоявшимся по лотам № 1, 2, 3, решено разместить заказ у единственного исполнителя ОАО "Страховая компания "СОГАЗ - Мед" по лоту № 1, ЗАО "Капитал Медицинское страхование" по лоту № 2, ОАО "РОСНО-МС" по лоту № 3.
25.02.2010 в адрес Рязанского УФАС России поступило заявление ООО "Медицинская страховая компания ОКА" о нарушении антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса по размещению заказа на оказание услуги обязательного медицинского страхования неработающего населения Рязанской области в связи с установлением наряду с другими подкритериев: 2.1, 2.2, 2.3.
Приказом Рязанского УФАС России от 26.02.2010 № 11 возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела № 46/2010-М/В Управление пришло к выводу о нарушении Министерством здравоохранения Рязанской области требований п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку квалификационные критерии (подкритериев) должны отражать подготовленность участника размещения заказа к выполнению услуг, являющимися предметом торгов. Установление рассматриваемых подкритериев не обеспечивает достижение этой цели, так как стратегия развития медицинской страховой организации может не предполагать расширения деятельности за счет присутствия в других субъектах Российской Федерации. При этом такой страховщик может обладать надлежащей материальной базой и квалифицированными кадрами.
Комиссия отметила, что указанные подкритерии относятся к рекомендованным для применения в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 22.08.2008 № Д04-1865. Однако указанное письмо отозвано письмом Минэкономразвития России от 29.01.2010 № Д04-303.
22.03.2010 Рязанским УФАС России принято оспариваемое решение по делу № 46/2010-М/В, которым (п. 1) действия Министерства здравоохранения Рязанской области по включению в состав документации открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Рязанской области следующих подкритериев: численность застрахованных граждан участником конкурса по системе обязательного медицинского страхования на территории РФ за 9 месяцев 2009 года, без учета дочерних компаний, количество субъектов РФ, где участник конкурса осуществляет деятельность по ОМС, без учета дочерних компаний, количество специалистов участника конкурса, участвующих в деятельности по защите прав застрахованных на территории РФ, признаны нарушающими пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 2 решения Министерству здравоохранения Рязанской области выдано предписание от 22.03.2010 № 46/2010-М/В, которым предписано в течение двух недель со дня получения настоящего предписания исключить из состава конкурсной документации подкритерии 2.1, 2.2, 2.3.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Целями настоящего Федерального закона являются в числе других защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции, определяющей полномочия антимонопольных органов, они вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями; выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Требования к проведению торгов, установлены в п. 2 ч. 1 ст. 17 указанного закона, в соответствии с которым при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Оспаривая выводы и решение Управления заявитель указывает на то, что перечисленные ранее квалификационные подкритерии предусмотрены в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона "О размещении заказов", согласно которому для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки могут быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (пп. 1.1).
Оценив данный довод, суд пришел к выводу, что заявителем не доказано то, что спорные подкритерии являются критериями качества услуг, квалификации, не доказано то, что обязательным следствием большей численности застрахованных граждан участником конкурса, количества субъектов РФ, где участник конкурса осуществляет деятельность по ОМС, количества специалистов участника конкурса, участвующих в деятельности по защите прав застрахованных на территории РФ, является более качественное оказание услуги.
Доводы о том, что подкритерий о численности застрахованных граждан предполагает наличие у страховой компании достаточных резервов финансирования и финансовой устойчивости, свидетельствует об активности страховой компании на рынке страховых услуг; страховая компания, имеющая филиалы в субъектах Российской Федерации, большую численность специалистов, имеет возможности защиты прав застрахованных граждан на территории всей Российской Федерации, и, соответственно, установление этих подкритериев позволяет выявить лучшие условия выполнения государственного или муниципального контракта являются субъективными, предположительными, не основанными на фактических данных об уровне качества, оказываемых страховыми компаниями, услуг.
Указанные спорные подкритерии характеризуют то, насколько крупной является страховая организация по количеству сотрудников, субъектов РФ, в которых работают филиалы, представительства, численности застрахованных, из этого следует, что установлением спорных подкритериев ограничиваются возможности участия в конкурсе и возможности быть победителем такого конкурса страховых организаций, имеющих соответственно меньшее количество застрахованных граждан, филиалов (представительств), однако данные обстоятельства не свидетельствуют о более низкой квалификации, низком качестве оказываемых ими услуг.
В обоснование заявленного требования Заявитель ссылается на то, что Управлением 29.01.2010 была проведена проверка по делу № 14/2010-З/2 о нарушении законодательства о размещении заказов, по результатам которой принято решение, согласно которому Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов согласилась с доводом Заявителя (ООО "МСК ОКА"), что установление Заказчиком данных подкритериев ставит в неравные условия федеральные и региональные страховые организации, в определенной мере ограничивает конкуренцию, но это не противоречит части 6 статьи 28 Закона о размещении заказов, которая устанавливает предельную значимость данного критерия "Качество услуг и квалификация участника конкурса" в целом в размере, не превышающем 20%.
В связи с данным решением Заявитель считает, что Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства не вправе была проверять и оценивать условия конкурса, в отношении которых уже состоялось решение уполномоченного органа.
Суд считает данный довод необоснованным.
В соответствии с пп. 3, 4 ст. 17, п. 5 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов и рассмотрение жалоб участников размещения заказов осуществляет уполномоченный в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, является Федеральная антимонопольная служба.
Приказом Рязанского УФАС России от 22.07.2008 № 59 создана соответствующая Комиссия, которой рассмотрена жалоба участника размещения ООО "МСК ОКА" на нарушения законодательства о размещении заказа, по итогам принято решение от 29.01.2010 по делу № 14/2010-З/2.
Однако статьей 23 Закона о защите конкуренции, предусмотрены также полномочия антимонопольных органов по проверке соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом проведение проверки соблюдения законодательства о размещении заказа не предусмотрено в качестве обстоятельства, препятствующего проверке соблюдения антимонопольного законодательства.
В связи с этим у Рязанского УФАС России имелись правовые основания и полномочия по проверке соблюдения антимонопольного законодательства при проведении размещения государственного заказа.
Суд также считает необоснованным довод о том, что согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О размещении заказов" изменения в конкурсную документацию могут быть внесены не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе, такой датой в рассматриваемом деле является 10.03.2010, соответственно предписание от 22.03.2010 об исключении из состава конкурсной документации подкритериев 2.1, 2.2, 2.3 является заведомо неисполнимым.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона "О размещении заказов" указанный срок предусмотрен в случае внесения изменений заказчиком, уполномоченным органом по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа. Указанный срок на исполнения предписания уполномоченного органа не распространяется.
На основании изложенного, оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что оспариваемые решение и предписание Рязанского УФАС России являются законными и обоснованными, оснований для признания их недействительными не имеется.
Госпошлина по делу не взыскивается в соответствии с ч. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В признании недействительными пунктов 1, 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 22.03.2010 по делу № 46/2010-М/В, принятого в отношении Министерства здравоохранения Рязанской области, предписания от 22.03.2010 № 46/2010-М/В, выданного Министерству здравоохранения Рязанской области, проверенных на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.06.2010 № А54-1435/2010-С4
<Суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа являются законными и обоснованными, поскольку в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О защите конкуренции" проведение проверки соблюдения законодательства о размещении заказа не препятствует проверке соблюдения антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru