Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2009 года

Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Гришиной С.Г.,
при секретаре Биджиевой З.Н.

с участием прокурора Мурадовой А.Ю.,
представителя Народного Собрания КЧР Наумовой Э.А.,
представителя Президента КЧР Тлишева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании от 17 июля 2009 года гражданское дело по заявлению прокурора КЧР о признании недействующей ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ от 30.07.2008 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)",

установил:

Прокурор КЧР обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ от 30.07.2008. "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" по следующим основаниям.
Так, установление в оспоренных нормах указанного Республиканского закона иного, чем это предусмотрено федеральным законодательством, порядка предоставления льгот педагогическим работникам сельской местности по оплате жилья, отопления и освещения, по мнению заявителя, противоречит абзацу 3 пункта 5 статьи 55 ФЗ "Об образовании", ст. 8 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 59 ЖК РСФСР, сохраняющим для данной категории граждан предоставление льгот в натуральной форме. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.
Представитель Народного Собрания КЧР Наумова Э.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что указанное несоответствие республиканского закона является следствием недостаточной ясности федерального законодательства.
Представитель Президента КЧР Тлишев А.А. также признал заявленные требования.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 72 пунктам "б", "е", "ж" Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с положениями статьи 76 (части 2 и 5) Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельской местностях и рабочих поселках" (утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг") были закреплены жилищно-коммунальные льготы квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках. В частности, данным нормативным актом устанавливалась обязанность предоставления годной жилой площади с отоплением и освещением на работника и членов его семьи с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих учреждений или организаций по действительной их стоимости.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 ЖК РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ и совместно с ними проживающих членов их семей специально оговорено в Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности".
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 ФЗ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12 ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (пункт 30 статьи 16) данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
При этом наделение субъектов РФ правом на установление размера, порядка и условий возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, как в соответствии с ранее действующим, так и действующим в настоящее время федеральным законодательством право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральное законодательство для этой категории граждан предусматривает предоставление льгот по оплате жилья, отопления и освещения в натуральной форме.
Народным Собранием КЧР был принят Закон КЧР № 65-РЗ от 30.07.2008 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".
Закон официально опубликован в газете "День Республики" от 7 августа 2008 года, вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. В настоящее е время закон действует в редакции Республиканского закона № 30-РЗ от 29 июня 2009 года.
Статьей 3 данного закона установлено, что возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник, в форме денежной выплаты (компенсации) на основании представленных документов, в том числе документа, подтверждающего оплату определенных коммунальных услуг.
Таким образом, оспариваемыми положениями Республиканского закона педагогическим работникам предоставляется ежемесячная денежная компенсация вместо льготы в натуральной форме.
Однако, Федеральным законом не отменено предоставление льгот для педагогических работников в натуральной форме.
Следовательно, оспариваемые нормы Республиканского закона в отношении педагогических работников противоречат федеральному законодательству, поскольку предусматривают иной порядок предоставления работникам образования мер социальной поддержки.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, суд признает правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из вышеизложенного, заявленные прокурором требования о признании оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения в законную силу подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать статью 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ от 30.07.2008 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд РФ через Верховный суд КЧР.

Председательствующий судья
Гришина С.Г.




Официальная публикация в СМИ:
"День Республики", № (), .2010


Решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2009
"О признании недействующей ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ от 30.07.2008 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru