Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2009 года

Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Гришиной С.Г.
при секретаре Растове A.M.

с участием прокурора Мурадовой А.Ю.
представителя Народного Собрания КЧР Наумовой Э.А.
представителя Президента КЧР Тлишева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании от 10 июня 2009 года гражданское дело по заявлению прокурора КЧР о признании недействующим в части ч. 1 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 3, абзаца 1 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ от 30.07.2008 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)"

установил:

Прокурор КЧР обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу ч. 1 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 3, абзаца 1 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ от 30.07.2008 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" в части распространения предусмотренных мер социальной поддержки только на педагогических работников (без учета членов семьи) и их распространения на республиканский и муниципальный уровень образовательных учреждений по следующим основаниям.
Так, установление в оспоренных нормах указанного Республиканского закона ограничения мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения предоставлением их педагогическим работникам республиканских государственных и муниципальных образовательных учреждений и без учета членов семьи, по мнению заявителя, противоречит абзацу 3 пункта 5 статьи 55 ФЗ "Об образовании", ст. 8 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса
Российской Федерации", ст. 59 ЖК РСФСР, не содержащих таких ограничений. Федеральное законодательство не связывает предоставление данных мер социальной поддержки с видом образовательного учреждения, уровнем его финансирования. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.
Представитель Народного Собрания КЧР Наумова Э.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в настоящее время готовится законопроект, предусматривающий соответствующие изменения.
Представитель Президента КЧР Тлишев А.А. также признал заявленные требования.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 72 пунктам "б", "е", "ж" Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с положениями (статьи 76 части 2 и 5) Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы' и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Постановлением ВНИК и СНК РСФСР от 10 июля 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельской местностях и рабочих поселках" (утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг") были закреплены жилищно-коммунальные льготы квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках. В частности, данным нормативным актом устанавливалась обязанность предоставления годной жилой площади с отоплением и освещением на работника и членов его семьи с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих учреждений или организаций по действительной их стоимости.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 ЖК РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности".
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 ФЗ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (пункт 30 статьи 16) данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
Таким образом, как в соответствии с ранее действующим, так и действующим в настоящее время федеральным законодательством право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Реализуя предписания федерального законодательства Народным Собранием КЧР был принят Закон КЧР № 65-РЗ от 30.07.2008 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".
Закон официально опубликован в газете "День Республики" от 7 августа 2008 года, вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Частью 1 статьи 1 данного закона установлены категории граждан, имеющих право на социальную поддержку. Так, данной нормой установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления (в том числе приобретения и доставки твердого топлива) и освещения предоставляются педагогическим работникам республиканских государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики, пенсионерам из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности на территории Карачаево-Черкесской Республики в указанной сфере не менее 10 лет (без учета членов семьи).
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 3 данного закона возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки осуществляется педагогическому работнику республиканским
государственным образовательным учреждением или муниципальным образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник. Частью 2 данной нормы установлено, что возмещение указанных расходов производится республиканским государственным образовательным учреждением или муниципальным образовательным учреждением на основании определенных документов.
В первом предложении абзаца 1 статьи 4 Республиканского закона также указано на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам республиканских государственных образовательных учреждений или муниципальных образовательных учреждений.
Таким образом, в Республиканском законе определен круг субъектов предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.
Однако, как видно из приведенных выше положений федерального законодательства, оно не ограничивает право педагогических работников "на получение мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения указанием на их предоставление без учета членов семьи и указанием на предоставление таких мер педагогическим работникам только республиканских государственных и муниципальных образовательных учреждений (предоставлением в зависимости от вида общеобразовательного учреждения, в котором педагоги осуществляют педагогическую деятельность).
Следовательно, оспариваемые нормы Закона в отношении педагогических работников противоречат федеральному законодательству, поскольку предусматривают возможность установления не предусмотренного федеральным законодательством ограничения права педагогических работников на бесплатное жилье, отопление и освещение.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, суд признает правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из вышеизложенного, заявленные прокурором требования о признании оспариваемых норм в части распространения предусмотренных мер социальной поддержки только на педагогических работников без учета членов семьи и их распространение только на педагогических работников республиканских и муниципальных образовательных учреждений противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в силу подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать ч. 1 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 3, абзаца 1 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ от 30.07.2008 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" в части распространения предусмотренных мер социальной поддержки только на педагогических работников (без учете членов семьи) и их распространения только на педагогических работников республиканских государственных и муниципальных образовательных учреждений, а именно указание слов "республиканских государственных и муниципальных", а также слов "без учета членов семьи", противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд РФ через Верховный суд КЧР.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 июня 2009 года.

Председательствующий судья
Гришина С.Г.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.06.2010
"О признании недействующим в части ч. 1 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 3, абзаца 1 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ от 30.07.2008 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru