Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 марта 2010 г. по делу № А04-7885/2009

(извлечение)

2 марта 2010 года объявлена резолютивная часть решения.
9 марта 2010 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в судебном заседании заявление С.
к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Белогорскому районному Совету народных депутатов
о признании недействующими нормативных правовых актов
третьи лица: Васильевский сельсовет Белогорского района; МУП "Служба заказчика ЖКХ"; прокуратура Амурской области

установил:

С. (далее по тексту - заявитель) обратился в Белогорский районный суд с встречным иском к муниципальному унитарному предприятию "Служба заказчика ЖКХ" Белогорского района Амурской области (далее по тексту - МУП "Служба заказчика ЖКХ"), в котором просил, в том числе признать незаконным тарифы ЖКУ с 2004 года по настоящее время. Белогорским районным судом это время определено, как момент подачи встречного искового заявления в суд.
Определением Белогорского районного суда от 7 сентября 2009 года требования в части признания незаконными тарифов на тепловую энергию за 2004 - 2008 годы выделены в отдельное производство и переданы на рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области. Дело принято к производству.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 6 ноября 2009 года к участию в деле на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Васильевский сельский Совет народных депутатов Белогорского района и Белогорский районный Совет народных депутатов.
Определением от 30 ноября 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.
На основании статьи 47 АПК РФ определением от 16 декабря 2009 года ответчик - МУП "Служба заказчика ЖКХ" заменен надлежащим ответчиком - управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.
Определением от 14 января 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП "Служба заказчика ЖКХ".
Определением от 4 февраля 2010 года к участию в деле соответчиком привлечен Белогорский районный Совет народных депутатов (далее по тексту - Совет).
В ходе рассмотрения дела в порядке статьи 49 АПК РФ заявитель уточнил требовании и просил признать недействующими следующие нормативные правовые акты в отношении тарифов на тепловую энергию:
1) решение Белогорского районного Совета народных депутатов от 6 февраля 2004 г. № 382 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению Белогорского района на 2004 год";
2) приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее - Управление) от 20 января 2006 г. № 06-пр "Об утверждению тарифов на тепловую энергию для МУП "Служба заказчика ЖКХ" Белогорский район";
3) приказ Управления от 25 августа 2006 г. № 59-пр "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Служба заказчика ЖКХ" (Белогорский района) на 2007 год";

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3) приказ Управления от 30 ноября 2007 г. № 107-пр "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Служба заказчика ЖКХ" с. Васильевка Белогорского района на 2008 год".
Требования обоснованы тем, что оспариваемое решение Белогорского районного Совета народных депутатов не прошло согласование с Управлением. При издании оспариваемых приказов Управления не указано, по каким документам и каким образом происходило их утверждение. В тариф включена полностью заработная плата руководящего персонала МУП "Служба заказчика ЖКХ", в то время, как они выполняли и другую работу, не связанную с оказанием коммунальных услуг.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением № 67502323230263.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" № 887 принято 02.08.1999, а не 02.08.199.

Совет явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, просит рассмотреть дело без участия его представителя. Требования заявителя находит необоснованными. В отзыве ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 199 № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", согласно которому на 2004 год ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения устанавливались органами местного самоуправления, в результате чего было издано оспариваемое решение. Названное решение в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации опубликовано в газете "Белогорские ведомости" за 12 февраля 2004 г. № 14032.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... ссылается на допущенное ...".

Кроме того, Совет ссылается допущенное заявителем несоблюдение требований главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при изготовлении рассматриваемого заявления, в связи с чем невозможно определить каким образом оспариваемое решение нарушает права и законные интересы С. Срок действия этого решения истек 31 декабря 2004 года и на момент обращения в суд нормативный акт утратил силу, тем самым отсутствует предмет спора.
Управление в судебное заседание явку представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 67502323230294. Требования считает не основанными на законодательстве о тарифах на тепловую энергию. В отзыве указало, что является уполномоченным исполнительным органом государственной власти, осуществляющем функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен) на продукцию (услуги, товары), подлежащие государственному регулированию. Тариф на тепловую энергию для МУП "Служба заказчика" в размере 1251,95 руб. на 2006 год, утвержденный оспариваемым приказом от 20 января 2006 г. № 06-пр/т, устанавливался методом экономически обоснованных расходов, проводилась экспертиза представленных проектных материалов. Проектные материалы и данные об опубликовании приказа нет возможности представить в суд в связи с тем, что они уничтожены по истечении срока хранения.
Тариф на тепловую энергию на 2007 год в размере 1362,95 руб., утвержденный приказом от 25 августа 2006 г. № 59-пр/т методом индексации, в связи с чем проектные материалы не представлялись. Приказ опубликован в газете ТВС-анонс" за 13 сентября 2006 г. № 37. Тариф на тепловую энергию" на 2008 год, утвержденный приказом от 30 ноября 2007 г. № 107-пр/т, был установлен методом индексации. Экспертиза регулирующим органом не проводилась, проектные материалы энергоснабжающей организацией не представлялись. Приказ опубликован в Вестнике администрации Амурской области за 19 декабря 2007 г. № 20.
Все оспариваемые приказы Управления утратили силу в связи с истечением срока действия.
МУП "Служба заказчика" явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением № 67502323230270, с требованиями не согласно. Считает, оспариваемые тарифы утвержденными в соответствии с действовавшим законодательством о тарифах и экономически обоснованными. Нормативные правовые акты опубликованы в установленном порядке.
Прокуратура Амурской области (далее по тексту - Прокуратура), участвующая в деле в порядке статьи 52 АПК РФ находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Считает, что оспариваемые тарифы на тепловую энергию приняты в порядке, установленном законодательством о тарифах и экономически обоснованны в пределах компетенции Совета и Управления.
Васильевский сельсовет Белогорского района явку представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыва и запрошенных документов не представил. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 67502323230300.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Ходатайство заявителя о проведении судебной экспертизы расчетов оставлено без удовлетворения, поскольку необходимые для ее проведения документы уничтожены в связи с истечением срока хранения.
Выслушав представителя прокуратуры Амурской области и исследовав доказательства, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела решением от 6 февраля 2004 г. № 392 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению Белогорского района на 2004 год" Совет утвердил тарифы, в том числе и для теплоснабжения в размере 21,66 руб. за Гкал/кв. м при нормативе потребления 0,028 Гкал на 1 кв. м. Решение опубликовано в газете "Белогорские ведомости" за 12 февраля 2004 г. № 14032. Из представленной сравнительной таблицы о стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг в расчете на 1 кв. м общей площади на 2004 год, представленной в Совет с письмом от 29 января 2004 г. № 01-09-076 администрацией Свободненского района с целью обоснования тарифов, усматривается, что на 2004 год тарифы на теплоэнергию установлены в размере тарифа, действующего в 2003 году.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) на органы местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в редакции, действовавший в период принятия оспариваемого решения) органами местного самоуправления утверждаются:
нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат. Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг.
Исходя из смысла абзаца 7 статьи 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ (далее по тексту - Закон № 41-ФЗ) "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в 2004 году) органы местного самоуправления устанавливали тарифы на электрическую и тепловую энергию для организаций, находящихся в муниципальной собственности, каковым и является МП "Служба заказчика ЖКХ".
При этом вышеперечисленное законодательство, в редакции, действовавшей в спорном периоде, не предусматривало согласование органами местного самоуправления с региональными энергетическими комиссиями утверждаемых ими тарифов для муниципальных организаций - поставщиков электрической и тепловой энергии. Управлений государственного регулирования тарифов создано на основании постановления губернатора Амурской области от 15 июня 2004 г. № 325, т.е. после издания оспариваемого решения Совета.
Таким образом, суд не усматривает несоответствие решения Белогорского районного Совета народных депутатов от 6 февраля 2004 г. № 392 законодательству о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Оспариваемые решения Управления также изданы в соответствии с вышеназванным законодательством.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", статьей 6 Закона № 41-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (в ред. Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ); осуществляют контроль за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
Согласно Положению об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 15 июня 2004 г. № 325 оспариваемые нормативные правовые акты Управления приняты им в пределах своей компетенции, поскольку оно является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, услуги, товары, подлежащих государственному регулированию на территории области.
Следовательно, оспариваемые приказы Управления приняты уполномоченным органом.
В силу статьи 6 Закона № 41-ФЗ регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила), действовавших в период издания оспариваемых приказов Управления, установлено, что постановление регулирующего органа принимается в форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам и включает в себя: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней; сроки действия тарифов и (или) их предельных уровней с календарной разбивкой.
Пункт 7 Правил предусматривает, что установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
В порядке, установленном пунктом 16 Правил до издания оспариваемого приказа от 20 января 2006 г. № 06-пр Управлением проведена экспертиза по делу № 148-05/т об установлении тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую котельной МУП "Служба заказчика ЖКХ" Белогорского района на 2006 г.". Представленное экспертное заключение соответствует положениям пункта 17 Правил. Оценка финансово-экономического обоснования правового решения установления тарифов не относится к компетенции арбитражного суда, проверяющего акт на соответствие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Пункт 23 Правил предусматривает, что одновременно с публикацией решения об установлении тарифов регулирующий орган публикует информацию о величине средневзвешенной стоимости приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках, принятой при установлении тарифов для соответствующей организации, и об уровне надежности и качества реализуемых товаров (услуг). В отношении тарифов, утвержденных на 2006 год, соответствующая информация должна быть опубликована до 1 октября 2006 г.
Тарифы на 2007 и 2008 годы устанавливались Управлением путем применения метода индексации (приказы от 25 августа 2006 г. № 59-пр/т и от 30 ноября 2007 г. № 107-пр/т). В таком случае дело об установлении тарифов не открывается (п. 14 Правил), следовательно, экспертиза не проводится и представление документов, подтверждающих экономическое обоснование тарифов, не требуется.
Кроме того, законодательство о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию не устанавливает обязательное требование об опубликовании наряду с решением об утверждении тарифов документов, на основании которых производились расчеты этих тарифов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... Российской Федерации суд решил ...".

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение Белогорского Совета народных депутатов от 6 февраля 2004 г. № 392 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению Белогорского района на 2004 год", приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 29 января 2006 г. № 06-пр "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Служба заказчика ЖКХ" Белогорский район", от 26 августа 2006 г. № 59-пр "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Служба заказчика ЖКХ" (Белогорский район) на 2007 год", от 30 ноября 2007 г. № 107-пр "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Служба заказчика ЖКХ" с. Васильевка Белогорского района на 2008 год" признать соответствующими Федеральному закону от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", имеющему большую юридическую силу.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 09.03.2010 № А04-7885/2009
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими решения Белогорского районного Совета народных депутатов "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению Белогорского района на 2004 год", приказов управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Служба заказчика ЖКХ" Белогорский район", Об утверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Служба заказчика ЖКХ" (Белогорский района) на 2007 год", "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для МУП "Служба заказчика ЖКХ" с. Васильевка Белогорского района на 2008 год">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru