Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2010 г. по делу № А04-1318/2010

(извлечение)

25 мая 2010 года объявлена резолютивная часть решения.
28 мая 2010 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в судебном заседании заявление министерства имущественных отношений Амурской области
к администрации города Благовещенска
о признании нормативного правового акта недействующим
в качестве третьих лиц привлечены управление ЖКХ города Благовещенска; открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы"

установил:


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" № 83 принято 13.02.2006, а не 13.12.2006.

в Арбитражный суд Амурской области обратилось министерство имущественных отношений Амурской области (далее - Минимущество, заявитель) с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к администрации города Благовещенска (далее - Администрация) о признании недействующим постановления от 23 декабря 2009 г. № 2136 "О предоставлении технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обслуживания на территории муниципального образования города Благовещенска" (далее - Постановление № 2136) в редакции постановления администрации города Благовещенска от 30 апреля 2010 г. № 1823, как не соответствующего Градостроительному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2006 г. № 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
В обоснование требований Минимущество указало, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы. Сочло, что обжалуемое постановление содержит нормы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления и регулирующие отношения по определению и предоставлению технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Администрация в письменном отзыве и судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Указала, что по смыслу положений частей 7 и 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 30, части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия органа, уполномоченного на предоставление земельных участков для строительства, обладает компетенцией на предоставление технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заинтересованным лицам. По мнению Администрации, доводы Минимущества об отсутствии у органов местного самоуправления компетенции по определению и предоставлению технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения опровергаются положениями пункта 4 части 3 статьи 8, частей 2 и 3 статьи 44 и части 17 статьи 46, статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4 и 5 Правил предоставления технических условий. Право на создание совещательных органов при Администрации прямо закреплено частью 4 статьи 32 Устава муниципального образования города Благовещенска. При этом, комплексная комиссия, созданная на основании оспариваемого постановления имеет целью коллегиальное и всестороннее рассмотрение вопросов, находящихся в пределах компетенции органа местного самоуправления, для последующей выработки предложений для Администрации и не наделена полномочиями на принятие каких-либо самостоятельных решений. Сочла несостоятельным довод Минимущества о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым постановлением, поскольку реализация функций по подготовке и выдаче технических условий согласно пункту 1 постановления, с учетом положений части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 7.1 Закона Амурской области от 29 декабря 2008 г. № 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области", осуществляется Администрацией в пределах установленных законом полномочий. На основании изложенного указала, что Минимущество не представило доказательств того, что оспариваемое постановление незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Оспариваемое постановление не препятствует заинтересованному лицу обратиться за получением технических условий для подключения к сетям непосредственно в организацию, обслуживающую эти сети.
Представитель управления жилищно-коммунального хозяйства поддержал возражения Администрации.
Открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (далее - общество) поддержало доводы Администрации, указав, что наличие полномочий у органа местного самоуправления на определение и предоставление технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения установлено положениями действующего законодательства, в том числе пунктом 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 Правил предоставления технических условий. Кроме того, в ходе проверки законности оспариваемого постановления, проведенной прокуратурой города Благовещенска установлено, что данное постановление не противоречит действующему законодательству.
По мнению прокурора Амурской области пункт 1 оспариваемого постановления вызывает неоднозначное толкование, содержит более широкие полномочия органов местного самоуправления, чем предусмотренные федеральным и областным законодательством. В остальной части счел доводы заявителя не обоснованными.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Заявитель в связи с подготовкой документации на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, для принятия решения о проведении торгов обратился в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, с заявлением о получении технических условий на подключение к сетям. Организацией, эксплуатирующей сети, Минимуществу было отказано в предоставлении технических условий со ссылкой на оспариваемое постановление. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с постановлением от 23 декабря 2009 г. № 2136 "О предоставлении технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обслуживания на территории муниципального образования города Благовещенска" уполномоченным органом по подготовке и предоставлению технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на территории муниципального образования города Благовещенска определено управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска.
Считая Постановление № 2136 не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2006 г. № 83, Минимущество обратилось в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление принято в целях реализации Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83.
Оспариваемым постановлением управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации определено в качестве уполномоченного органа по подготовке и предоставлению технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на территории муниципального образования города Благовещенска в следующих случаях:
1) при подготовке градостроительного плана земельного участка;
2) при принятии решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка;
3) при предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
4) при принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства.
Пунктом 2 Постановления № 2136 на управление жилищно-коммунального хозяйства возложена обязанность по приему заявок на предоставление технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, направлению запросов в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, о предоставлении технических условий, выдаче технических условий заявителям после согласования комплексной комиссией Администрации по развитию инженерной инфраструктуры, предоставлению технических условий подключения объектов капитального строительства к системам инженерной инфраструктуры города в соответствии с перспективными планами застройки и освоения муниципального образования. Пунктами 3 и 4 принято решение о создании комплексной комиссии Администрации по развитию инженерной инфраструктуры, утвержден ее состав и положение о комиссии. Пунктом 5 контроль за исполнением постановления возложен на заместителя мэра города Благовещенска.
Согласно частям 5 и 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Согласно абзацу 2 пункта 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Статьей 7.1 Закона Амурской области от 29 декабря 2008 года № 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" на Правительство области через специально уполномоченный орган в соответствии с федеральным и областным законодательством в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Благовещенска, являющегося административно-политическим центром области, возложено полномочие принятия решений:
1) о предоставлении земельных участков для строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, за исключением закрытых стоянок для хранения автотранспорта (гаражей);
2) о предоставлении земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В настоящее время таким специально уполномоченным органом является Минимущество.
В соответствии с пунктами 7, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за их подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила установлены с целью урегулирования отношений между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающих в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 1).
Согласно пункту 4 Правил при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
Пунктом 5 Правил установлено, что орган местного самоуправления не позднее, чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений, обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Таким образом, Правилами установлено, что орган местного самоуправления подготавливает технические условия для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения только при подготовке градостроительного плана земельного участка. В случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил орган местного самоуправления предоставляет заинтересованным лицам технические условия, а подготавливают их организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Между тем, исходя из смысла пункта 1 оспариваемого постановления, на управление жилищно-коммунального хозяйства во всех поименованных случаях возложены обязанности по подготовке и предоставлению технических условий. Кроме того, этим же пунктом 1 управление жилищно-коммунального хозяйства наделено полномочиями по подготовке и предоставлению технических условий на всей территории муниципального образования города Благовещенска, что противоречит статье 7.1 Закона Амурской области от 29 декабря 2008 года № 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области".
Из смысла пункта 2 во взаимосвязи с пунктом 1 Постановления № 2136 следует, что управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации принимает заявки на выдачу технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, расположенных на территории муниципального образования города Благовещенска во всех без исключения случаях, независимо от уровня собственности. Технические условия выдаются только после согласования комплексной комиссией администрацией города Благовещенска по развитию инженерной инфраструктуры.
Следовательно, при отказе в согласовании комиссией технических условий, в их выдаче может быть отказано, что не соответствует пункту 13 Правил, устанавливающему основаниями для отказа в выдаче технических условий правообладателям земельных участков - отсутствие на момент запроса резервов пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса и резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Постановлением администрации города Благовещенска от 30 апреля 2010 г. № 1823 пункт 1 Положения о комплексной комиссии администрации города Благовещенска по развитию инженерной инфраструктуры, утвержденного оспариваемым постановлением, изложен в новой редакции, согласно которому комплексная комиссия является совещательным органом, созданным в соответствии с Уставом муниципального образования для рассмотрения вопросов, возникающих при реализации Администрацией своих полномочий по распоряжению земельными участками, в том числе государственная собственность на которые не разграничена, в рамках Закона Амурской области № 166-ОЗ.
Учитывая, что пункты оспариваемого постановления, по своей структуре содержат нормативные предписания для неопределенного круга лиц, внесение изменений в пункт 1 Положения не устраняет вышеперечисленных несоответствий с законами и иными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, пунктов 1 и 2 Постановления № 2136.
При изложенных обстоятельствах суд усматривает нарушение прав и интересов заявителя оспариваемым постановлением.
Вместе с тем, само по себе создание комплексной комиссии по развитию инженерной инфраструктуры, утверждение ее состава, Положения о комиссии и возложение обязанности по контролю за исполнением этих пунктов оспариваемого постановления на работника Администрации, не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... Российской Федерации, суд решил ...".

Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 195 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

пункты 1, 2 постановления администрации города Благовещенска от 23 декабря 2009 года № 2136 "О предоставлении технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обслуживания на территории муниципального образования города Благовещенска" признать не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 "Об утверждению Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", имеющим большую юридическую силу, и недействующими;
пункты 3, 4, 5 постановления администрации города Благовещенска от 23 декабря 2009 года № 2136 "О предоставлении технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обслуживания на территории муниципального образования города Благовещенска" признать соответствующими Градостроительному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 "Об утверждению Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", имеющим большую юридическую силу, и в удовлетворении требований отказать.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 17.08.2010 № Ф03-5539/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Амурской области от 28.05.2010 № А04-1318/2010
<О признании недействующими пунктов 1, 2 постановления администрации города Благовещенска от 23.12.2009 № 2136 "О предоставлении технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обслуживания на территории муниципального образования города Благовещенска">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru