Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июня 2008 г. по делу № А04-1004/08-12/69

(извлечение)

10 июня 2008 г. объявлена резолютивная часть решения.
16 июня 2008 г. решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Вираж"
к 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации;
2. Амурской области в лице министерства финансов Амурской области
о взыскании 1386395 руб. 79 коп.
третьи лица:
1. Отдел министерства социальной защиты населения Амурской области по Тамбовскому району.
2. Министерство социальной защиты населения Амурской области

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Вираж" (далее - ООО "Вираж") с иском к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 1386395 руб. 79 коп., в том числе:
- 1193994 руб. 65 коп., убытки за период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г., понесенные в результате перевозки граждан отдельных категорий, включенных в федеральный регистр - получателей социальных услуг по единым социальным проездным билетам, утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 20 января 2006 г. № 10 "О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году" по договору № 3 от 10 января 2007 г.;
- 192401 руб. 14 коп., убытки за период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г., понесенные в результате перевозки граждан отдельных категорий по единым социальным проездным билетам, утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 18 июля 2007 г. № 425 "О едином социальном проездном билете" согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" по договору № 15 от 1 января 2007 г.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: отдел министерства социальной защиты населения Амурской области по Тамбовскому району, министерство социальной защиты населения Амурской области.
В обоснование исковых требований истец указал, что по договорам № 3 от 10 января 2007 г., № 15 от 1 января 2007 г. истец осуществлял перевозку граждан отдельных категорий, включенных в федеральный регистр - получателей социальных услуг по единым социальным проездным билетам, утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 20 января 2006 г. № 10 "О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году", а также перевозку граждан отдельных категорий по единым социальным проездным билетам, утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 18 июля 2007 г. № 425 "О едином социальном проездном билете" согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
ООО "Вираж" обязательства по договорам № 3 от 10 января 2007 г., № 15 от 1 января 2007 г. исполнены надлежащим образом в полном объеме.
По состоянию на 1 января 2008 г. истцу не компенсированы расходы за оказанные услуги по перевозке данных категорий граждан на общую сумму 1386395 руб. 79 коп.
Фактическая потребность Тамбовского района в средствах на компенсацию льгот по перевозке граждан указанных категорий - получателей социальных услуг по ЕСПБ превышает выделенный из федерального и областного бюджетов объем денежных средств, предназначенный для указанных целей.
Поскольку финансирование льгот относится к полномочиям Российской Федерации, Амурской области, истец обратился в суд с настоящим иском к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, как главным распорядителям бюджетных средств.
В судебном заседании 10 июня 2008 г. представитель истца уточнил исковые требования, просил взыскать с Амурской области в лице минфина Амурской области убытки в сумме 289381 руб. 77 коп., с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытки в сумме 1191964 руб. 12 коп., всего 1481345 руб. 89 коп.
Судом уточнение исковых требований принято в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчики, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Ранее в судебных заседаниях представитель минфина Амурской области с исковыми требованиями не согласился, поскольку все запланированные средства федерального и областного бюджетов перечислены министерству социальной защиты населения Амурской области для дальнейшего направления отделам социальной защиты муниципальных районов.
Представитель министерства социальной защиты населения Амурской области исковые требования считает необоснованными, в отзыве на иск указал, что истцом расчет иска произведен неверно, поскольку перевозчик обязан совместно с органом социальной защиты населения составить акт приема-передачи документов, подтверждающих перевозку льготником на определенную сумму, денежные средства, полученные из федерального и областного бюджетом направлены отделу социальной защиты населения Тамбовского района в полном объеме.
Представитель отдела соц. защиты населения Тамбовского района пояснил, что истец осуществлял перевозку пассажиров в пределах муниципального маршрута, вместе с тем, муниципальное образование Тамбовский района заканчивается перед п. Волково, соответственно после п. Волково перевозка пассажиров осуществляется за счет пассажиров. Истец же осуществлял перевозку за счет средств бюджета, в связи с чем, приказом № 14 от 2 мая 2007 года сумма в размере 30000 была удержана с истца.
Кроме того, представитель отдела социальной защиты пояснил, что истцом в реестре талонов по льготной категории граждан, включенных в областной регистр, неверно указано количество талонов, используемых некоторыми гражданами в январе и марте 2007 года, включены категории граждан, относящихся к федеральному регистру.
Представитель истца в судебном заседании 10 июня 2008 года пояснил, что в уточненном расчете исковых требований истцом исключены суммы за перевозку граждан льготной категории в соответствии с возражениями представителя отдела социальной защиты, а именно расчет произведен исходя из фактического наличия талонов и соответствия категории федеральному, либо областному регистру.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
10 января 2007 г. между ООО "Вираж" (предприятие) и отделом социальной защиты населения Тамбовского района (уполномоченный орган) был заключен договор № 3 перевозки льготных категорий граждан на 2007 г.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление губернатора Амурской области от 20.01.2006 № 10 называется "О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году", а не "О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам, соединяющим муниципальный район и городской округ, находящийся в границах этого района, по районным, а в случае их отсутствия - по межмуниципальным автобусным маршрутам в границах муниципального района и по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году".

В соответствии с п. 1.1 договора уполномоченный орган поручает и оплачивает, а предприятие обеспечивает перевозку граждан - получателей социальных услуг по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ), включенных в федеральный регистр, введенным постановлением губернатора области от 20 января 2006 г. № 10 "О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам, соединяющим муниципальный район и городской округ, находящийся в границах этого района, по районным, а в случае их отсутствия - по межмуниципальным автобусным маршрутам в границах муниципального района и по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году", (в редакции от 29 марта 2006 г. № 132 и от 29 декабря 2006 г. № 714) по регулярным пригородным автобусным маршрутам общего пользования, на основании ЕСПБ и талонов, выдаваемых уполномоченным органом.
Согласно п. 2.1.1 договора предприятие обязуется обеспечивать перевозку пассажиров по ЕСПБ и талонам, выдаваемым уполномоченным органом без ограничения числа поездок по маршрутам следования на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах общего пользования.
Пунктом 2.2.1 договора установлено, что уполномоченный орган обязан возмещать предприятию расходы за проезд отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, в пределах лимита бюджетных обязательств в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 11 мая 2006 г. № 232 "Об утверждении порядка и условий обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказания мер социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации в 2006 г." (в редакции от 29 декабря 2006 г. № 736).
Оплата за перевозки льготных пассажиров производится по согласованным и утвержденным тарифам (2.2.2 договора).
Настоящий договор заключается на период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. и действует до полного исполнения обязательств по договору (п. 5.1 договора).
1 января 2007 г. между ООО "Вираж" (исполнитель) и отделом социальной защиты населения Тамбовского района (заказчик) был заключен договор № 15 перевозки льготных категорий граждан на 2007 г.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление губернатора Амурской области от 20.01.2006 № 10 называется "О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году", а не "О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусам общего, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году".

Согласноп.1.1договоразаказчикпоручаетиоплачивает,аисполнительобеспечиваетперевозкуграждан-получателейсоциальныхуслугпоединымсоциальнымпроезднымбилетам(далее-ЕСПБ),утвержденныхпостановлениемгубернатораобластиот20января2006г.N10единомсоциальномпроездномбилетенаправобесплатногопроездана
пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусам общего, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году".
В соответствии с п. 1.2 договора исполнитель обязуется обеспечивать перевозку граждан, указанных в п. 1.1 настоящего договора, в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, багажа для личных нужд на автомобильном транспорте по городским (сельским) муниципальным маршрутам, пригородным муниципальным маршрутам, согласно утвержденной маршрутной сети.
Пунктом 2.2 договора установлено, что заказчик обязуется:
- осуществлять перечисление исполнителю средств за проданные почтой ЕСПБ согласно ежемесячным отчетам, представляемым почтой заказчику;
- производить за каждый проданный ЕСПБ возмещение перевозчику разницы между средней стоимостью проездного билета и стоимостью ЕСПБ в пределах выделенных на указанные цели лимитов бюджетных обязательств;
- производить путем безналичных расчетов оплату перевозчику в течение трех банковских дней со дня поступления средств на счета уполномоченных органов.
Договор заключен на период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. (раздел 4 договора).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" одной из мер социальной поддержки граждан отдельных категорий, включенных в федеральный и областной регистры лиц, имеющих право на ее получение, является единый социальный проездной билет стоимостью 130 руб. на право проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам. При этом порядок возмещения пассажирским транспортным предприятиям расходов устанавливается губернатором области.
Постановлением губернатора Амурской области от 20 января 2006 г. № 10 (в ред. от 21 февраля 2006 г.) "О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году" введен с 1 февраля 2006 г. на территории Амурской области ЕСПБ стоимостью 130 руб. и утвержден Порядок обеспечения граждан отдельных категорий, включенных в федеральный и областной регистры, едиными социальными проездными билетами.
В соответствии с п. 8 указанного Порядка продажа ЕСПБ гражданам отдельных категорий, включенным в федеральный и областной регистры, ежемесячно производится Управлением Федеральной почтовой связи Амурской области - филиалом ФГУП "Почта России" и ее обособленными структурными подразделениями на основании договора, заключенного между почтой и департаментом социальной защиты населения администрации области.
Из материалов дела следует, что истец в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. осуществлял перевозки граждан, включенных в федеральный и областной регистры, имеющих право на бесплатный проезд на основании ЕСПБ.
Затраты истца на перевозку граждан в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г., включенных в федеральный регистр, выразившиеся в разнице между проданными ЕСПБ и стоимостью проезда в муниципальном транспорте, составили 1191964 руб. 12 коп., за перевозку граждан, включенных в областной регистр составили 119279 руб. 77 коп.
Представленный истцом расчет обоснован следующими доказательствами.
В соответствии с п. 54 раздела 6 Порядка заполнения и предоставления форм государственного статистического наблюдения № 3-Автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", "65-Автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", № 1-Автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", утвержденного постановлением Федеральной службой государственной статистики № 9 от 19 января 2007 г. (далее - Порядок) граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, купивших социальные проездные билеты за наличные средства (независимо от их стоимости), следует относить к платным пассажирам.


При продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ), дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях).
Пунктом 56 Порядка установлено, если в городе имеется несколько организаций, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами (а также городским наземным электрическим транспортом) во внутригородском сообщении, то при действии единого тарифа и единых разовых проездных билетов (в том числе социальных разовых проездных билетов), единых проездных билетов долговременного пользования (в том числе социальных проездных билетов), а также при перевозках пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, количество перевезенных пассажиров распределяется территориальным органом исполнительной власти (или уполномоченным на это лицом), выполняющим функцию заказчика по организации перевозок пассажиров, между отдельными пассажирскими предприятиями (автобусными, троллейбусными и трамвайными) пропорционально выполненной работе на линии.
Аналогичным образом осуществляется распределение количества перевезенных пассажиров на тех пригородных маршрутах, которые обслуживаются несколькими автопредприятиями.
Согласно п. 57 Порядка в междугородном и международном сообщении количество пассажиров, перевезенных маршрутными автобусами и маршрутными таксомоторами, определяется по числу проданных билетов.
Согласно представленных в материалы дела: талонам за проезд льготной категории граждан, справкам о количестве проданных ЕСПБ гражданам, включенных в областной и федеральный регистры, расчету по задолженности, актам сверок, подписанными руководителями истца и отделом соцзащиты населения без возражений, всего за 2007 г. было продано 3023 шт. ЕСПБ, в том числе федеральный регистр - 2091 шт., областной регистр - 932 шт.
Понесенные истцом расходы возмещены ему не в полном объеме, по расчету истца задолженность за период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. составила 1481345 руб. 89 коп., в том числе: 1191964 руб. 12 коп. - разница между проданными ЕСПБ и стоимостью проезда в муниципальном транспорте граждан, включенных в федеральный регистр, 119279 руб. 77 коп. - разница между проданными ЕСПБ и стоимостью проезда в муниципальном транспорте граждан, включенных в областной регистр, 170102 руб. - задолженность за проданные ЕСПБ.
Истцом в материалы дела представлен расчет заявленных требований, который судом проверен, признан правильным.
В качестве доказательств предоставления льгот по ЕСПБ истцом представлены реестры талонов ЕСПБ областных и федеральных льготников за период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г., талоны ЕСПБ, акты сверок расчетов, подписанного руководителями истца и отделом соцзащиты населения Тамбовского района без возражений, отчеты УФПС по Амурской области ФГУП "Почта России" о реализации ЕСПБ по Тамбовскому району за период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г., выписка из приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области № 21-пр/п от 27 апреля 2007 г.
Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиками не оспорены.
Суд в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ называется "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а не "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления".

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления", принятым в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ряд федеральных законов, предоставляющих некоторым категориям граждан право на льготный (бесплатный) проезд, внесены изменения, отменяющие право на бесплатный проезд и предоставляющие социальные гарантии, в том числе за счет обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Внесены изменения и в ФЗ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которым предусматривается предоставление отдельным категориям граждан государственной социальной помощи, пособий, субсидий, набора социальных услуг.
Указанным законом (с учетом изменений) предусмотрено оказание мер социальной поддержки как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. Обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ называется "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", а не "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно ФЗ от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий. Указанные требования распространяются также на указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
В соответствии с положениями ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов социальной поддержки граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда в общественном транспорте, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации за исключением субвенций из федерального бюджета.
Статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций из федерального фонда компенсаций является одной из форм межбюджетных трансфертов.
В силу ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, является расходным обязательством Российской Федерации. Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ, в том числе в виде субвенций бюджетам субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий, подлежащих в соответствии с Законом № 184-ФЗ финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.
В п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 1 января 2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь ввиду положения статей 84, 85 БК РФ (в ред., действующей после 1 января 2005 г.), статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктом 7 ст. 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ установлено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4250735,2 тыс. рублей с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 21 к настоящему Федеральному закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно приложению № 21 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" бюджету Амурской области предусмотрена субвенция на указанные цели в сумме 18269,5 тыс. руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, оказание социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Пунктом 1 указанных Правил межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации ежеквартально в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют субвенции на финансирование ежемесячных выплат гражданам взамен бесплатного проезда, расчеты с транспортными организациями за предоставление социальных проездных билетов, возмещение убытков транспортным организациям при предоставлении льготного проезда, погашение задолженности перед транспортными организациями.
Закон Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту - Закон № 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 1 - 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 99-ОЗ (в ред. Закона Амурской области от 3 апреля 2006 г. № 168-ОЗ) право на получение социальной поддержки имеют граждане следующих категорий:
1) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
2) лица, имеющие звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости или за выслугу лет независимо от прекращения ими трудовой деятельности;
3) лица, имеющие звание "Ветеран военной службы", по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости;
4) лица, имеющие звание "Ветеран труда", получающие пенсию по основаниям, отличным от предусмотренных п. 2 настоящей части, по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин;
5) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, и проживающие совместно с ними члены их семей;
6) лица, которым присвоено звание "Почетный донор Амурской области".
В соответствии с ч. 1 п. 6 статьи 2 Закона № 99-ОЗ гражданам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе единый социальный проездной билет стоимостью 130 рублей на проезд граждан отдельных категорий, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 1 настоящего Закона, на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным городским, пригородным, сельским, районным маршрутам, а в случае их отсутствия - по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам общего пользования (на расстояние до 50 км включительно) и по троллейбусным маршрутам.
Порядок обеспечения граждан отдельных категорий единым социальным проездным билетом на проезд указанными маршрутами, а также порядок возмещения пассажирским транспортным предприятиям расходов устанавливается губернатором области.
Постановлением губернатора Амурской области от 20 января 2006 г. № 10 введен ЕСПБ стоимостью 130 руб., средства от продажи которых уполномоченные органы муниципальных районов и городских округов на основании ежемесячных отчетов почты о проданных гражданам ЕСПБ за наличный расчет должны перечислять транспортным предприятиям в полном объеме. Это постановление касается граждан отдельных категорий, включенных как в федеральный, так и в областной регистры.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "В соответствии с ...".

В соответствии утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 11 мая 2006 г. № 232 Порядком главным распорядителем бюджетных средств, поступающих из федерального бюджета на указанные цели, определен департамент социальной защиты населения администрации Амурской области (в настоящее время преобразованный в министерство социальной защиты населения Амурской области), который должен средства федерального бюджета, предусмотренные на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, распределять по муниципальным районам и городским округам пропорционально количеству проданных в соответствующем периоде почтой единых социальных проездных билетов. Порядком также установлено, что поступившие средства в полном объеме перечисляются транспортным предприятиям в соответствии с заключенными договорам, а если услуги по перевозке граждан отдельных категорий предоставляют несколько транспортных предприятий, то поступившие средства распределяются между ними пропорционально их доли в общем объеме перевозок.
При этом какой-либо конкретной методики расчетов возмещения транспортным организациям выпадающих доходов от перевозки по ЕСПБ отдельной категории граждан, включенных в федеральный регистр, Порядок не содержит.
Постановлением губернатора Амурской области от 29 декабря 2006 г. № 736 продлено действие постановления губернатора Амурской области от 11 мая 2006 г. № 232 "Об утверждении Порядка и условий обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в 2006 году" (в редакции постановления губернатора области от 2 ноября 2006 г. № 588) на 2007 год.
В соответствии с п.п. 16, 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, устанавливающих льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что фактическая потребность Тамбовского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, выделенные из бюджетов Российской Федерации и Амурской области.
Доказательств нецелевого использования денежных средств полученных бюджетом Тамбовского района не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ни отдел социальной защиты населения администрации Тамбовского района, ни минсоцзащиты Амурской области в 2007 г. не имели возможности направлять средства на реализацию указанных льгот, поскольку средства на реализацию указанного закона из федерального и областного бюджетов в 2007 г. в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
На основании изложенного с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца надлежит взыскать убытки за период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в сумме 1191964 руб. 12 коп. - разница между проданными ЕСПБ и стоимостью проезда в муниципальном транспорте граждан, включенных в федеральный регистр; с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ООО "Вираж" надлежит взыскать убытки за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года в сумме 289381 руб. 77 коп., в том числе: 119279 руб. 77 коп. - разница между проданными ЕСПБ и стоимостью проезда в муниципальном транспорте граждан, включенных в областной регистр, 170102 руб. - задолженность за проданные ЕСПБ.
Государственная пошлина с суммы исковых требований составляет 18906 руб. 73 коп.
При подаче истцу на основании ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины распределены между сторонами пропорционально удовлетворенным исковым требованиям: с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину по иску в сумме 3693 руб. 43 коп., с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации следует взыскать государственную пошлину по иску в сумме 15213 руб. 28 коп.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО "Вираж" убытки за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года в сумме 1191964 руб. 12 коп.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 15213 руб. 28 коп.
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ООО "Вираж" убытки за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года в сумме 289381 руб. 77 коп.
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3693 руб. 43 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением ВАС РФ от 13.10.2008 № 12944/08 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано.
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 25.08.2008 № Ф03-А04/08-1/3441 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Амурской области от 16.06.2008 № А04-1004/08-12/69
Убытки, понесенные юридическим лицом в связи с предоставлением услуг по перевозке льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам, подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации и казны Амурской области

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru