Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2008 г. по делу № А04-1108/08-23/101

(извлечение)

28 мая 2008 года объявлена резолютивная часть решения.
4 июня 2008 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия ЗАТО Углегорск Амурской области
к министерству финансов Амурской области,
МУЗ "Городская больница ЗАТО Углегорск"
о взыскании 563016 руб. 52 коп.
3-е лицо: МУ "Финансовое управление ЗАТО Углегорск"

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие ЗАТО Углегорск Амурской области (далее - МУЖЭП ЗАТО Углегорск) к министерству финансов Амурской области, муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница ЗАТО Углегорск" (далее - МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск) с иском о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии в размере 563016 руб. 52 коп. за периоды ноябрь - декабрь 2006 года и сентябрь - декабрь 2007 года.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Финансовое управление ЗАТО Углегорск".
В обоснование исковых требований истец указал, что между МУЖЭП ЗАТО Углегорск и МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск были заключены договоры от 1 января 2006 г. № 3/8 и от 1 января 2007 г. № 5/10 на долевое финансирование выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с п. 2.1 которого МУЖЭП ЗАТО Углегорск обязано предоставить льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и электрической энергии работникам МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск, предусмотренные Законом Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Согласно условиям указанных договоров МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск обязалось ежемесячно, по мере поступления денежных средств из областного бюджета, перечислять истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки гражданам на основании документов, указанных в п. 3.1 договора.
Истцом обязательства по предоставлению льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и электрической энергии работникам здравоохранения исполнены надлежащим образом.
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по возмещению выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки гражданам образовалась задолженность в размере 563016 руб. 52 коп.
До настоящего времени убытки в размере 563016 руб. 52 коп. не возмещены МУЖЭП ЗАТО Углегорск.
Истец просит в соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ взыскать с ответчиков понесенные убытки.
В Арбитражный суд Амурской области от ответчика МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск поступил отзыв на иск, в котором МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск признает исковые требования в полном объеме, указывает, что спорная задолженность возникла в результате недофинансирования бюджетных ассигнований в 2006 и 2007 годах.
В Арбитражный суд Амурской области от ответчика министерства финансов Амурской области поступил отзыв, в котором указано, что в соответствии с Законом Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на неопределенный срок.
Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате за жилое помещение и коммунальные услуг, утвержденным постановлением губернатора области от 23 декабря 2005 г. № 702, меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение (содержание и ремонт жилого помещения, вывоз твердых бытовых отходов, плата за наем) и коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение, в т.ч. поставка бытового газа в баллонах; отопление, в т.ч. поставка твердого топлива при наличии печного отопления) предоставляются гражданам в соответствии с размерами социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги, утвержденными Законом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Амурской области "Об исполнении областного бюджета за 2006 год" от 31.08.2007 зарегистрирован за № 370-ОЗ, а не за № 370.

В соответствии с Законом Амурской области от 31 августа 2007 г. № 370 "Об исполнении областного бюджета за 2006 год" ЗАТО Углегорск в части оказания мер социальной поддержки специалистам проживающим и работающим в сельской местности передана субвенция в размере 1150 тыс. руб.
В 2007 году в соответствии с отчетом ЗАТО Углегорск из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 3781 тыс. руб., кредиторская задолженность на 1 января 2008 года составляет 1551,9 тыс. руб.
В судебное заседание 28 мая 2008 года лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В поселке Углегорск Амурской области проживают медицинские работники, состоящие в трудовых отношениях с МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск, пользующиеся льготой по оплате электроэнергии, отопления и услуг за содержание и текущий ремонт жилищного фонда в размере 100% платы за указанные услуги на основании Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 года "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Судом установлено, что 1 января 2006 года между МУЖЭП ЗАТО Углегорск и МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск был заключен договор № 3/8 на долевое финансирование выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с условиями которого МУЖЭП ЗАТО Углегорск предоставляет скидку по оплате электрической энергии и жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам, проживающим в поселке Углегорск, предусмотренную Законом Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", а МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск, в свою очередь, ежемесячно перечисляет истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки.
Истец во исполнение указанного Закона и договора предоставил в ноябре - декабре 2006 года и сентябре - декабре 2007 года медицинским работникам МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск льготы по оплате за коммунальные услуги и электроэнергию.
По состоянию на 1 января 2008 года истцу не возмещены из областного бюджета расходы, связанные с предоставлением льгот медицинским работникам п. Углегорск, в размере 563016 руб. 52 коп. за период с ноября по декабрь 2006 года и за период с сентября по декабрь 2007 года.
Согласно ст. 1 Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 года "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее - Закон № 99-ОЗ) специалисты государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках): врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания (далее - медицинские работники) а также пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п.п. 9, 10 части 1 настоящей части, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (далее - медицинские работники) имеют право на социальную поддержку. Согласно приложению № 1 к указанному Закону данные категории граждан пользуются льготой по уменьшению платы за электроснабжение в размере 100% (в пределах утвержденных нормативов).
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены счета-фактуры с указанием основания предоставления льготы, а также представлен расчет суммы льгот, расчет потребности средств на предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальной городской больницы, проживающим в ЗАТО Углегорск на 2007 год по с указанием фамилий граждан льготной категории, их адресов, состава семьи, начислений льгот за месяц и суммы потребности в год на возмещение льгот. Кроме того, истцом представлен акт сверки расчетов на 1 января 2008 года, подписанный МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск, без возражений, согласно которому задолженность МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск перед МУЖЭП ЗАТО Углегорск на 1 января 2008 года составляет 563016 руб. 52 коп.
Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиками не оспариваются. Кроме того, ответчик МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск согласен с исковыми требованиями.
Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.
Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Согласно уведомлению о бюджетных ассигнованиях от 12 апреля 2006 года первоначально в 2006 году МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск было выделено лимитов на возмещение расходов по оказанию мер социальной поддержки медицинским работникам на оплату ЖКУ в сумме 365000 руб. В декабре 2006 года дополнительно было выделено 285000 руб. Фактически поступило финансирование за счет субвенции из областного бюджета на возмещение указанных расходов в размере 365000 руб. Расходы в 2006 году на оказание мер социальной поддержки, указанной категории граждан составили 972850 руб. 68 коп. Таким образом, в 2006 году имело место недофинансирование МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск на возмещение расходов по оказанию мер социальной поддержки медицинским работникам в размере 285000 руб.
Согласно уведомлению об уточнении бюджетных ассигнований на 2007 год от 10 декабря 2007 года МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск выделено лимитов на возмещение расходов по оказанию мер социальной поддержки медицинским работникам в размере 1192000 руб. в том числе на возмещение кредиторской задолженности за 2006 год было выделено 313000 руб. Фактически из областного бюджета поступило 1192000 руб., в том числе 300900 руб. на возмещение кредиторской задолженности за 2006 год. Фактически расходы на возмещение затрат на социальную поддержку медицинских работников МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск в 2007 году составили 1755016 руб. 52 коп. Кредиторская задолженность на 1 января 2008 года составила 563016 руб. 52 коп.
Таким образом, выделенных из областного бюджета денежных средств оказалось недостаточно для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот указанной категории граждан.
Доказательств нецелевого использования полученных МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск денежных средств не представлено.
Суд приходит к выводу, что МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск не имело возможности возместить истцу расходы, связанные с реализацией Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 года "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку выделенных денежных средств на указанные цели было недостаточно.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 9 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", пунктом 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ называется "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", а не "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно ст. 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ", а также ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих финансирование обеспечения осуществления полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации исключительно из бюджета субъекта РФ, расходы предприятий по предоставлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта.
Материалами дела установлено, что государственные полномочия по предоставлению льгот, предусмотренных Законом Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ органу местного самоуправления субъектом РФ, МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск Амурской областью не передавались и не обеспечивались материальными и финансовыми средствами из областного бюджета, следовательно, МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск не несет ответственность за ущерб, причиненный истцу в виде неполучения доходов от предоставленных им льгот в соответствии со ст. 16, ст. 1069 ГК РФ.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Поскольку МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск в 2006 году и в 2007 году в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам согласно Закону № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", таким образом, суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части невозмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в период с ноября по декабрь 2006 года и с сентября по декабрь 2007 года медицинским работникам МУЗ "Городская больница" ЗАТО Углегорск должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области в силу ст.ст. 85, 136 БК РФ, ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
Таким образом, в иске к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница" ЗАТО Углегорск следует отказать.
На основании изложенного с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области следует взыскать убытки в размере 563016 руб. 52 коп.
Общая сумма заявленных исковых требований составила 563016 руб. 52 коп., госпошлина с суммы иска составляет 12130 руб. 17 коп.
При подаче иска истцу была предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлину по иску в размере 12130 руб. 52 коп. следует отнести на ответчика министерство финансов Амурской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - ст. 169, 180 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны в пользу муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия ЗАТО Углегорск Амурской области убытки в размере 563016 руб. 52 коп.
В отношении МУЗ "Городская больница ЗАТО Углегорск" в иске отказать.
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны в доход федерального бюджета госпошлину по иску в размере 12130 руб. 17 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой апелляционный суд (г. Хабаровск) либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 04.06.2008 № А04-1108/08-23/101
Убытки, понесенные организацией в результате предоставления медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии, подлежат взысканию за счет средств казны Амурской области

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru