Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2008 г. по делу № А04-862/08-12/42

(извлечение)

9 июня 2008 года объявлена резолютивная часть решения.
9 июня 2008 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГУП Амурской области "Коммунальные системы БАМ"
к 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
2. Министерству финансов Амурской области.
3. Управлению образования администрации Тындинского района
о взыскании 3023256 руб. 53 коп.
третье лицо:
управление финансов администрации Тындинского района

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось государственное унитарное предприятие Амурской области "Коммунальные системы БАМ" (далее - ГУП "КС БАМа") с исковым заявлением к управлению образования администрации Тындинского района (далее - Управление образования) о взыскании задолженности в сумме 3023256 руб. 53 коп.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с договором от 1 января 2007 года, заключенным с Управлением образования, истец оказал услуги по отпуску тепловой энергии, по техническому обслуживанию и найму жилья (капитальному ремонту) педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности на основании Закона Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" № 99-ОЗ.
Вместе с тем, со стороны Управления образования оплата за оказанные услуги была произведена не в полном объеме, задолженность за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года составила 3023256 руб. 53 коп.
Судом на основании ст. 51 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, министерство финансов Амурской области, финансовое управление администрации Тындинского района.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... к участию в деле ...".

Определением от 17 апреля 2008 года участию в деле в качестве других ответчиков привлечены - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, министерство финансов Амурской области.
В судебном заседании 9 июня 2008 года представитель истца уточнил исковые требования, просит взыскать с ответчиков 3015469 руб. 67 коп.
Судом уточнение исковых требований принято.
Представитель минфина Амурской области с требованиями не согласен, представил отзыв на иск, считает, что расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей - педагогических работников должны быть возложены на Российскую Федерацию.
Представители Министерства финансов РФ, Управления образования, управления финансов администрации Тындинского района в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В суд от Управления образования поступил отзыв на иск, согласно которому задолженность ответчика перед истцом составляет 3015469 руб. 67 коп. При этом ответчик в отзыве на иск указал, что все денежные средства, поступившие в виде субсидий на реализацию льгот, предусмотренных Законом Амурской области № 99-ОЗ использованы по назначению, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет субъекта Российской Федерации.
В суд от управления финансов поступил отзыв на иск, в котором указано, что задолженность образовалась в связи с недостатком средств, поступивших из областного бюджета, считает требования подлежащими удовлетворению за счет казны Амурской области.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчиков - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Управления образования, третьего лица.
Заслушав объяснения представителей истца, ответчика - министерства финансов Амурской области, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации по следующим основаниям:
1 января 2007 года между Управлением образования (Потребитель) и ГУП "КС БАМа" (Поставщик) заключен договор об оказании социальной поддержки отдельных категорий граждан, в соответствии с условиями которого Поставщик обязуется отпускать тепловую энергию, предоставлять услуги по техническому обслуживанию и найму жилья (капитальному ремонту) педагогическим, руководящим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, на основании Закона Амурской области "О социальной поддержки граждан отдельных категорий", потребитель обязуется производить оплату в пределах утвержденных лимитов.
В период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. истцом предоставлены льготы по оплате электрической энергии педагогическим работникам школ, детских садов, домам детского творчества, проживающим в Тындинском районе Амурской области, в сумме 3015469 руб. 67 коп., что подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами, актами сверки, подписанными руководителем истца и Управлением образования, списками работников, заверенными Управлением образования с указанием должностей работников.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 959-О-О, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что переход от предоставления педагогическим работникам натуральных льгот в жилищно-коммунальной сфере к предоставлению субсидий (компенсаций) и принимаемые субъектами Российской Федерации в порядке реализации положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ соответствующие правовые нормы не должны влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа), а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: правильное наименование документа "Об образовании" - Закон РФ, а не Федеральный закон.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 6 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе ФЗ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пунктом 2 Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 г. № 377 (далее - Правила), субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартальных отчетов субъектов Федерации о фактически произведенных ими расходах на указанные цели (п. 3 Правил).
Судом установлено, что в 2007 году в соответствии с отчетом Тындинского района из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 14200,0 тыс. руб., кредиторская задолженность на 1 января 2008 г. составляет 11053,7 тыс. руб. в том числе по педагогическим работникам 7721,3 тыс. руб.
Доказательств того, что в доход бюджета Амурской области из федерального бюджета поступили средства в объеме, обеспечивающем фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления льгот спорной категории граждан, не представлено.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств и согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в такой мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Министерство финансов Российской Федерации не представило доказательств того, что обеспечило субъект финансированием для реализации ФЗ "Об образовании".
В соответствии с п.п. 16, 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, устанавливающих льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были представлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
По вышеуказанным основаниям доводы ответчика Министерства финансов Российской Федерации являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Суд признает обоснованными требования истца о возмещении убытков в размере 3015469 руб. 67 коп., связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам Тындинского района за период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 года, за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В данном конкретном случае ни законом, ни договором возмещение убытков в меньшем размере не предусмотрено.
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации за счет соответственно казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации.
Таким образом, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ГУП "КС БАМа" подлежат взысканию убытки за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года в сумме 3015469 руб. 67 коп.
В остальной части в иске следует отказать в связи с уменьшением истцом размера исковых требований.
В иске к министерству финансов Амурской области, Управлению образования следует отказать.
Согласно ст. 110 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина по иску составляет 26577 руб. 34 коп.
При подаче иска истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 28079 руб. 21 коп., что подтверждается платежными поручениями № 2240 от 28 декабря 2007 года на сумму 26362 руб. 80 коп., № 36 от 24 января 2008 года на сумму 1716 руб. 41 коп.
В соответствии со ст. 110 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 26577 руб. 34 коп., излишне уплаченная госпошлина по иску в размере 1501 руб. 87 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета в силу ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации после вступления настоящего судебного акта в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу государственного унитарного предприятии Амурской области "Коммунальные системы БАМа" убытки за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года в сумме 3015469 руб. 67 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 26577 руб. 34 коп., всего 3042047 руб. 01 коп.
В остальной части в иске отказать.
В иске к министерству финансов Амурской области, управлению образования администрации Тындинского района отказать.
Возвратить государственному унитарному предприятию Амурской области "Коммунальные системы БАМа" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1501 руб. 87 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением ВАС РФ от 13.10.2008 № 12991/08 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано.
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 28.08.2008 № Ф03-А04/08-1/3513 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Амурской области от 09.06.2008 № А04-862/08-12/42
Убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru