Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2008 г. по делу № А04-1052/08-10/103

(извлечение)

5 июня 2008 года объявлена резолютивная часть решения.
5 июня 2008 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к министерству финансов Амурской области
о взыскании 1848 руб. 12 коп.
третьи лица:
администрация Ларбинского сельсовета;
управление финансов администрации Тындинского района

установил:

открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к министерству финансов Амурской области о взыскании с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области убытков за период с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в сумме 1848 руб. 12 коп., понесенных в результате предоставления гражданам - работникам культуры, проживающим и работающим в сельской местности мер социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", договора от 5 сентября 2007 г. № 32-08/07, в соответствии со ст.ст. 16, 309, 1069, 1071 ГК РФ.
Свои требования истец обосновывал тем, что между ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", в лице филиала "Амурэнергосбыт" и администрацией Ларбинского сельсовета заключен договор от 5 сентября 2007 г. № 32-08/07 "О компенсации в 2007 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Согласно пункту 2.1.1 договора истец принял на себя обязательство по предоставлению скидки по оплате электрической энергии работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим и работающим в п. Ларба Тындинского района Амурской области, в соответствии с Законом Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", а администрация Ларбинского сельсовета приняла на себя обязательство ежемесячно перечислять истцу денежные средства на компенсацию выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Истец свои обязательства исполнил полностью, однако, ему не возмещены затраты за предоставленные льготы, в связи с чем, истец просил удовлетворить заявленные требования.
Определением от 13 марта 2008 г. арбитражный суд в силу ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора для выяснения необходимых обстоятельств по делу: администрацию Ларбинского сельсовета; управление финансов администрации Тындинского района.
Ответчик - минфин Амурской области в судебное заседание не явился, извещался заказным письмом от 15 мая 2008 г., вручено 16 мая 2008 г., согласно ранее представленного в суд отзыва на иск от 13 мая 2008 г. указал, что в 2007 году в соответствии с отчетом Тындинского района из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 14200 тыс. руб., кредиторская задолженность на 1 января 2008 года составляет 11053,7 тыс. руб.
Третье лицо - администрация Ларбинского сельсовета в судебное заседание не явилось, извещалось заказным письмом от 15 мая 2008 г., вручено 20 мая 2008 г., согласно ранее направленного в суд отзыва на иск от 19 марта 2008 г. № 78 подтверждает наличие заявленной задолженности перед истцом, которая возникла в результате отсутствия финансирования на данные цели.
Третье лицо - управление финансов администрации Тындинского района в судебное заседание не явилось, извещалось заказным письмом от 15 мая 2008 г., вручено 19 мая 2008 г., заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, согласно представленного в суд отзыва на иск от 21 мая 2008 г. № 256 указало, что данные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан финансируются из средств областного бюджета, поскольку льгота установлена областным законодательством, однако, денежных средств в спорный период из областного бюджета было выделено недостаточно для возмещения предприятиям понесенных расходов, в связи с чем, имеется кредиторская задолженность перед истцом.
Арбитражный суд в силу ст. 123 АПК РФ считает ответчика и третьих лиц надлежащим образом извещенными о дате и времени судебного заседания.
Дело рассматривалось в судебном разбирательстве в порядке ст. 156 АПК РФ, по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Истец в настоящем судебном заседании на иске настаивал.
Арбитражный суд заслушав истца, рассмотрев и исследовав представленные по делу доказательства считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено материалами дела, между истцом (организация) и администрацией Ларбинского сельсовета (распорядитель) заключен договор от 5 сентября 2007 г. № 32-08/07 "О компенсации в 2007 году выпадающих доходов от предоставления гражданам - работникам культурно-просветительных учреждений, проживающих и работающих в п. Ларба социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Пунктом 2.2.2 договора установлено, что распорядитель в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 г. № 702 "Об утверждении порядков предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций на их реализацию", ежемесячно перечисляет организации денежные средства на компенсацию выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на 2007 г. на основании документов, указанных в п. 2.1.3 (счета по отдельным категориям граждан и списков граждан к ним).
В связи с невозмещением расходов за период с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в сумме 1848 руб. 12 коп., за предоставленные льготы согласно Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд Амурской области.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом в материалы дела представлены: списки граждан, которым предоставлялись льготы, счет-фактуры, акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 18 января 2008 г., подписанный со стороны истца и администрации Ларбинского сельсовета без возражений.
Возражений по представленным документам, по периоду и сумме задолженности от сторон не поступило.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд оценивает представленные истцом документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг указанных категорий граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно п. 9, п. 11 части 1 ст. 1 Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту - Закон № 99-ОЗ), определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по оплате электроснабжения, в том числе:
- руководители и специалисты учреждений культуры, а также проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, находящиеся на иждивении (далее - работники культуры);
- пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п.п. 9, 10 части 1 настоящей части, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) (далее - пенсионеры на селе).
В приложении № 1 к вышеуказанному Закону № 99-ОЗ установлены размеры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Закон Амурской области № 427-ОЗ от 31 января 2005 г. "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" устанавливает аналогичный перечень граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, а приложение № 1 к указанному Закону устанавливает размер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг указанным категориям граждан в размере 100%.
На реализацию Закона Амурской области № 99-ОЗ муниципальному бюджету Тындинского района на оказание мер социальной поддержки специалистам учреждения культуры, проживающим и работающим в сельской местности в 2007 году выделена субвенция в размере 14200 тыс. руб., кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2008 г. составила 11053,7 тыс. руб., в т.ч. по работникам культуры 1057,9 тыс. руб.
Как установлено материалами дела, полученные из областного бюджета в 2007 г. средства на реализацию Закона № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены.
Фактическая потребность муниципального образования Тындинского района в средствах необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам превышает денежные средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом муниципального образования Тындинского района денежных средств ответчиком не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что муниципальное образование в спорный период не имело возможности направлять средства на реализацию Закона № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку денежные средства из областного бюджета в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии с правилами ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшие услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Пунктом 17 названного Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, неполученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Поскольку муниципальному образованию Тындинского района в спорный период в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закона № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", суд приходит к выводу, что убытки связанные с предоставлением в 2007 г. работникам учреждений культуры льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны в силу ст. 136 БК РФ, ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 Бюджетного кодекса).
Согласно действовавшего в спорный период Порядка предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельным категориям, утвержденным постановлением губернатора Амурской области № 702 от 23 декабря 2005 г. главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций на реализацию Закона № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. является министерство финансов Амурской области.
Принимая во внимание изложенное, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме заявленных требований.
Истцом при предъявлении иска уплачена госпошлина в федеральный бюджет Российской Федерации в сумме 500 руб. по платежному поручению № 962 от 1 февраля 2008 г.
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, т.е. с ответчика.
Согласно разъяснений информационного письма ВАС РФ № 117 от 13 марта 2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ" ответчик не подлежит освобождению от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, поскольку спор вытекает из гражданских правоотношений.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца в сумме 500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 171, 176, 180, 110 АПК РФ суд

решил:

взыскать с Амурской области, в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" убытки в связи с предоставлением льгот работникам учреждений культуры, согласно Закона Амурской области № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за период с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2007 г. в сумме 1848 руб. 12 коп.; а также расходы по оплате госпошлины в сумме 500 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 05.06.2008 № А04-1052/08-10/103
Убытки, понесенные в связи с предоставлением работникам учреждения культуры льгот по оплате электроэнергии, взысканы с Амурской области за счет средств областного бюджета

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru